Межкультурная коммуникация в электронной среде и поиск информации в сети Интернет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
  • Опубликовано:
    2010-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Межкультурная коммуникация в электронной среде и поиск информации в сети Интернет

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ

Дипломная работа

Работу выполнил:

студент 5 курса группы «А»

специальности «Информатика. Лингвистика. Межкультурная коммуникация»

Бурым Андрей Владимирович

Научный руководитель

Декан ФРГЯ, Доктор педагогических наук, доцент

Ломтева Татьяна Николаевна


МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОИСКОВЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ




г. Ставрополь 2000г.

Глобальные сети стали частью жизни миллионов людей, получивших свободный, интуитивно понятный, а главное самостоятельный доступ к океану знаний, накопленных во всём мире, получивших возможность общаться с людьми, живущими в разных странах на разных континентах.

Интернет стал одним из самых значительных демократических достижений конца нынешнего века.

Как ничто другое он революционизировал компьютер и глобальные коммуникации, стал уникальным механизмом распространения информации, объединения людей, их диалога посредством компьютеров вне зависимости от географического положения, временных, государственных, и многих других границ. Интернет стал символом конца индустриальной эпохи, поменяв ее на информационную.

Использование ресурсов глобальной компьютерной сети способствует развитию межкультурной коммуникации, существенно помогает в поиске необходимой для студентов информации. Однако в настоящий момент существует недостаточное количество литературы, в которой бы давалось систематическое описание алгоритмов оптимизации процесса поиска информации с использованием  поисковых серверов, в курсе информационных технологий данная проблема рассматривается недостаточно подробно, поэтому тема нашего исследования является актуальной.

Целью работы явились систематизация методологической базы исследования межкультурной коммуникации в электронной среде и формирование навыков грамотного использования поисковых ресурсов, навыков работы в режиме запрос-ответ как элементов коммуникационной культуры.

Задачи исследования:

изучить состояние проблемы поиска необходимой информации во всемирной сети Интернет, проанализировать и систематизировать имеющиеся данные по поиску информации, выделить те аспекты поиска, которые нуждаются в детальном рассмотрении, проанализировать процесс составления ключевой фразы для запроса информации на поисковых серверах как лингвистической и информационной проблемы, составить алгоритм действий по сужению диапазона поиска информации по сформулированной ключевой фразе.

Новизна исследования состоит в том, что в курсе "информационные технологии" у студентов факультета романо-германских языков мало внимания уделяется вопросам поиска информации, что является частью профессиональной компетенции специалиста в области информационных технологий и лингвистике. У студентов не складывается целостного законченного представления о порядке поиска интересующей информации в глобальной компьютерной среде, создаётся ложное впечатление о невозможности нахождения необходимой информации, либо о весьма ограниченных возможностях поиска, что приводит к неправильному пониманию роли глобальной компьютерной сети Интернет в учебном процессе.

Содержащиеся в дипломной работе методические рекомендации будут способствовать формированию вышеупомянутой профессиональной компетенции, помогут студентам овладеть искусством поиска.

Базовыми источниками явились статьи Стернина И.А. по межкультурной коммуникации, статьи Крюковой О.П. по изучению иностранного языка в электронной среде, выкладки из телеконференций по вопросам взаимодействия культур посредством сети Интернет.

Методологической базой явились работы Дж. Шейлза по межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам с помощью Интернет.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка литературы.

В первой главе рассмотрены общие проблемы межкультурной коммуникации в электронной среде. Изложены общие представления и психологические проблемы построения диалога учащихся различных культур.                                                                                                                     

 Во второй главе изложен теоретический материал по теме «Поиск информации в сети интернет». Дана  общая постановка задачи ; методы решения этих задач.



I. Межкультурная коммуникация в электронной среде.

Современная жизнь, компьютеризация сферы коммуникаций, получившая распрост­ранение и у нас в последние годы, продемонстрировали нашему обществу требуемый уровень владения навыками общения между представителями различных культур с помощью глобальной компьютерной сети Интернет, формы и способы его применения в особых условиях — в телеком­муникационных сетях, где необходимо умение обмениваться письменными или устными сообщениями (телеконференции или chatting[1]), без посредника, т.е. спонтанно. Ве­дение спонтанной профессиональной беседы с носителем языка устно или, что еще более сложно, письменно предполагает высо­кий уровень знания языка, близкий к уровню носителя языка, активное владение им.

Особенно это проявляется в практике тех, пока немногих, лю­дей, которые общаются с помощью сети в международной хо­зяйственной деятельности. Неизмеримо возрастает ответственность, так как деятельность специалиста на таком уровне связана с принятием ответственных решений в условиях кон­курентной борьбы как неотъемлемой части рыночной экономики, рис­ков деятельности в условиях чужой культуры. В этих ситуациях ус­пех или неуспех дела может определяться качеством договоренностей. Это уже не просто знание языка как закономерностей постро­ения формы, это вхождение в область чужих для нас смыслов, чу­жих ценностей, знание, обеспечивающее успех или провал в деятель­ности и жизни личности. Процесс интеграции России в междуна­родное экономическое и политическое сообщество выявил пробле­мы информационно-технологические и культурные. В этих услови­ях обучение межкультурной коммуникации приобретает больший смысл и дру­гие стратегические задачи — оно должно наряду с базовыми лингвистическими знаниями обеспечивать вхождение в чужую культуру и информатизированную практическую деятельность.

К проблеме обучения межкультурной коммуникации в современной образовательной системе

На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно возникают многочисленные культурологические связи, неизбежно происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций в системе образования. Универсальным подходом к системе образования становится обучение межкультурной коммуникации.

В самом понятии межкультурной коммуникации заложено равноправное культурное взаимодействие представителей различных лингвокультурных общностей с учётом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственной культур. Возьмём в качестве примера западную традиционную культуру официально-делового общения, от соблюдения которой в значительной степени зависит эффективность контактов с представителями академических и деловых кругов. Для более плодотворного диалога с коллегами из северных стран очень важным представляется знание особенностей их характера, которые обусловлены происхождением, историей страны, системой образования, моральными устоями, бытом, лингвистической политикой, не говоря уже о требовательности любой западной фирмы к оформлению деловой документации, к тактике ведения деловых переговоров и т.д.

Само понятие культуры состоит из 2-х частей – объективной и субъективной. Объективная культура включает все возможные институты, такие как экономическая система, социальные обычаи, политические структуры и процессы, а также литература, виды искусства и ремесла. Субъективная культура – это психологические черты культуры, включающие ценности и образцы мышления (ментальность). Вот эта субъективная культура и представляет, по мнению многих исследователей, огромную трудность для понимания.

На третьей международной конференции Лингвауни-99, состоявшейся 3-6 июня 1999 при Московском государственном лингвистическом университете, основные приоритеты были отданы исследованию специфики межкультурного диалога и социального взаимодействия. В рекомендациях конференции отмечается, что языковое многообразие и межкультурная коммуникация являются основой будущего демократического мира; теория диалога и межкультурной коммуникации признаётся одним из инструментов решения межнациональных, межкультурных и межэтнических проблем; разработка принципов стратегии управления конфликтами на основе межкультурной коммуникации и внедрение их в учебный процесс становятся глобальной задачей в системе образования.

На рубеже третьего столетия накануне международного года “Культуры мира” становится очевидным, что проблемы культуры должны быть представлены во всех обучающих системах. Отсюда и возникает идея междисциплинарных связей в университетских программах. К примеру, иностранный язык – с одной стороны, история, география, литература и другие гуманитарные предметы – с другой.

В области преподавания языка происходит довольно быстрое переключение интереса с преимущественно структурных сторон на прагматические аспекты (прагмалингвистику). Появляется новый взгляд на язык как на средство обретения социальной коммуникации (социолингвистика). Иными словами, возникает вторичная цель при изучении иностранного языка – обучение культуре страны изучаемого языка, а это означает – научить узнавать, понимать, оценивать коммуникантов, постигать других народов через посредством языка, мы начинаем лучше познавать и себя. К примеру, во всех культурах присутствует стремление к установлению хороших отношений между её носителями. И что особенно важно, так это то, что хорошие отношения – это несомненная культурная ценность. Но разные культуры по-разному понимают и эту цель, и пути к ней. В английской культуре поощряется и ценится эмпатия, уважение к другому, сдержанность и такт. Это следует из богатства способов выражения взаимной учтивости (извинений, квазиизвинений, сожалений, заранее-благодарностей и т.д.). У американцев чрезвычайно развито дружелюбие ко всем, хотя оно и необязательно может быть направлено на конкретного человека. Для русской культуры характерна теплота и сердечность, адресованные конкретному лицу (сравните употребление русских ласкательных имён). Таким образом, проблема межличностных отношений непременно находит отражение в языке. А любой язык, в сою очередь, несёт отпечаток культуры и менталитета, и это отражается в “этнографии речевого этикета” На наш взгляд, изучение речевого этикета в рамках теории лингвистической вежливости и языкового планирования должно стать составной частью университетской программы по обучению межкультурной коммуникации.

Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде

Информационная среда - наряду с природной, пространственно-географической, социальной, культурной, ландшафтно-архитектурной и др. - играет все более значительную роль в профессиональной деятельности и в повседневной жизни современного человека. Информационная среда, часто именуемая ноосферой, неоднородна; с недавних пор в ней принято выделять среду Интернета, или т.н. "киберпространство". Для последнего характерны своеобразные хронотопы, в рамках которых осуществляются специфические - и потому представляющие интерес для психологического анализа - формы человеческого поведения. Такого рода "средовое" поведение не ограничивается поиском, обработкой и передачей информации, приобретением и трансляцией знаний. В "киберпространстве" как элементе информационной среды осуществляется целый конгломерат человеческих деятельностей, основу которых составляют познавательная, игровая и коммуникативная деятельность. Специфические особенности протекания деятельности в Интернет-среде как элементе информационной среды являются предметом все расширяющегося фронта исследований специалистов-гуманитариев, в том числе психологов.

Не отменяя значимости традиционных исследований - и лабораторных, и "экологических", - посвященных проблематике систем "человек-машина" или систем "человек-компьютер", все более явственно пробивает себе дорогу новая область исследований, связанных с изучением деятельности человека, опосредствованной взаимосвязанными глобальными компьютерными сетями, т.е. Интернетом и World-Wide-Web (WWW). Объясняется это тем, что за последние несколько лет Интернет и WWW превратились в чрезвычайно существенный фактор индивидуального и общественного развития, сделав "киберпространство" привлекательным для десятков миллионов людей, среди которых множество тех, кто даже не помышлял ранее о применении компьютеров. Связанные с созданием Интернета и WWW технические и содержательные решения вобрали в себя ряд ранее выполненных разработок, в том числе таких, в которых в той или иной мере участвовали психологи - напр., в области искусственного интеллекта, эргономики, автоматизации и компьютеризации проектно-конструкторской деятельности, систем информационного поиска и др.

Интернет не сводится к набору технических решений, это не просто конгломерат компьютерных сетей, но и - что более всего важно для психологов - сообщество связанных компьютерными сетями людей, активно действующих в новой Интернет-среде. Данное сообщество может и должно изучаться как некое единое целое: по словам К.Левина, "психологии потребовалось сделать много шагов, прежде чем она обнаружила, что динамическое целое обладает свойствами, которые отличают его от свойств его частей или от суммы его частей" (Левин, 2000, с. 168-169). Этим не отменяется, разумеется, анализ определенных групп и подгрупп внутри сообщества пользователей Интернета, разделение этого сообщества по всевозможным параметрам.

Можно утверждать, что Интернет-среда представляет собой практическое воплощение некоторых теоретических представлений пионеров экологической науки. Так, П.Тейяр де Шарден в свое время заметил: "...Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие. и одновременно с ними" (Тейяр де Шарден, 1987, с. 199). Интернет как нельзя лучше подходит для предсказанной П.Тейяр де Шарденом синхронизации у множества взаимодействующих субъектов процессов перцептивной, мотивационной и эмоциональной регуляции деятельности; вместе с тем Интернет - одна из наиболее перспективных из имеющихся на сегодняшний день технических возможностей обеспечить межкультурное взаимодействие и сотрудничество, или объединить всех населяющих Землю субъектов в "одну замкнутую систему", по выражению П.Тейяр де Шардена. Более того, многочисленные идеологи Интернет-среды активно провозглашают в качестве актуальной цели глобализацию подключения к Интернету.

Поскольку Интернет - не только и не столько сеть взаимосвязанных компьютеров, но и сообщество людей - т.н. пользователей Интернета, то выглядит достаточно аргументированным недавно заявленный в научной литературе термин "психология Интернета" (Wallace, 1999). Он представляется не менее обоснованным, чем бытующие в литературе описания "психологии оператора", "психологии воина", "психологии ирландца", "психологии беженца" и др.

В эмпирических исследованиях деятельности пользователей в Интернет-среде определенную трудность представляет отделение психологических факторов от непсихологических - данная проблема может быть названа "психологической экологией", если воспользоваться термином К.Левина (Левин, 2000). Исследовательская деятельность в данной области носит не только междисциплинарный, но и комплексный характер, не будучи привязанной к конкретному разделу психологической науки: психология Интернета изучается с позиций психологии сознания, этнической, когнитивной, социальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психологии половых различий, психологии труда и др. Широкое распространение в области изучения психологии Интернета получили кросс-культурные исследования,

Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями. Ограниченность эта - зачастую вынужденная: если исследование связано с анализом деятельности людей, оно не может быть проведено при отсутствии в доступном исследователям русскоязычном секторе Интернета (или Рунете, как его часто называют) "критической массы" занятых такой деятельностью пользователей Интернета. От актуальных, судя по зарубежному опыту, исследовательских проектов нередко приходилось отказываться или подолгу ждать возможности их осуществления, если отсутствовали отечественные пользователи Интернета, которые могли бы быть испытуемыми или респондентами.

К настоящему времени проблемы такого рода встают реже, чем еще несколько лет назад, ибо развитие Рунета происходит чрезвычайно стремительно, если судить по постоянно увеличивающемуся числу подключенных компьютеров, пропускной способности каналов связи, количеству сайтов, динамике их посещения или объему единиц размещенной на них информации. По некоторым данным, т.н. максимальная аудитория Интернета в нашей стране в ноябре 1999 г. составляла 5,7 миллиона человек; правда, согласно другим данным, это количество существенно - в несколько раз - меньше (Залесский, Спектор, 1999). Для целей психологического исследования особенно существенно, что отечественным пользователям доступны (и достаточно активно применяются) практически все имеющиеся в мировом Интернете сервисные функции, а соответственно и способы опосредствованного Интернетом познавательного, коммуникативного и игрового поведения.

С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С.Выготским теории развития высших психических функций. Интернет и WWW при этом понимаются как сложные семиотические системы, как высокоразвитые универсальные психологические орудия, опосредствующие разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом. Тем самым следует признать, что исследования в данной области опираются на прочный теоретический фундамент. В то же время эмпирическая работа в области психологии Интернета, как и в области предложенной ранее О.К.Тихомировым психологии компьютеризации, способствует формулированию некоторых теоретических обобщений о качественном развитии психических процессов, преобразовании деятельности и личности человека в условиях применения им современных информационных технологий, конкретных психологических механизмах развития и трансформации личности (Тихомиров, 1993; Бабаева, Войскунский, 1998).

Задолго до появления Интернета и массового доступа к глобальным компьютерным сетям на факультете психологии МГУ были проведены отдельные исследования, опирающиеся на анализ деятельности пользователей локальных компьютерных сетей (Тихомиров и др., 1986) или на эпизодические наблюдения деятельности экспертов, участвовавших в международной компьютерной телеконференции (Войскунский, 1987). На основе этих ранних работ в дальнейшем был осуществлен ряд исследований в области психологии Интернета (Арестова и др., 1996; Войскунский, 1991; Voiskunskii, 1995; Voiskounsky, 1999). В те же годы был развернут международный исследовательский проект VELHAM (Велихов-Хамбург), посвященный изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М.Коул (Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской - А.В.Беляева (Институт психологии РАН). Десятилетняя история этого проекта подробно описана в отчете М.Коула (Cole, б/г). Результаты деятельности международного коллектива неоднократно публиковались (Беляева, Коул, 1991; Познание и общение, 1988). С историей выполненных в СССР, а впоследствии в России психологических исследований в области психологии Интернета можно подробнее ознакомиться в недавно опубликованной обзорной работе (Arestova et al., 1999).

В посвященных Интернету и WWW трудах представителей гуманитарных наук обрисовывается некая "социальная виртуальная реальность", простирающаяся, по выражению М.Коула (1997), в "пятом измерении" и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе - отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). Активнее всего исследуется "социальное" измерение - например, культурные, языковые и психологические особенности диадического и группового взаимодействия, регулируюшие общение и отношения между удаленными партнерами правила (т.н. netiquette), закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, принципы самовыражения личности и изменения "сетевой" идентичности, вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета (т.н. Интернет-аддикции) и способы терапии "аддиктов", парадигмы покупательского поведенния пользователей Интернета и их "отзывчивость" к рекламным воздействиям, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в "киберпространстве", стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такого рода проблемам посвящены статьи в десятках тематических сборников и журналов, в числе которых немало электронных публикаций.

При этом социальные и психологические последствия применения Интернета оцениваются достаточно трезво: наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей (скажем, для переживших психологическую травму, для одиноких людей или для инвалидов), для социального, экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной <электронной деревни> и т.п. в популярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, обосновывается мнение, согласно которому активное применение компьютерных сетей не ведет к демократизации процессов выработки и принятия решений в бюрократических структурах (Mantovani, 1994). Неоднократно замечалось, что на электронные письма, приходящие в организации, подолгу - либо совсем - не отвечают, а почтовые ящики популярных людей катастрофически переполнены, так что им приходится отказываться от общения посредством электронной почты и организовывать нечто вроде web-порталов.

В ходе проведенного в университете Карнеги-Меллона (США) лонгитюдного исследования получены данные - пока что предварительные, - согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний (Kraut et al., 1998). В начале 2000 г. появились сведения об исследовании, проведенном специалистами в Станфордском университете в США, в ходе которого были получены во многом аналогичные результаты.

В недавнее время выработано представление о т.н. Digital Divide - "дигитальном расколе" жителей США, значительная часть которых в силу расслоения общества (различий в доходах, в составе семьи, в происхождении, в уровне образования и т.п.) не обладает полноценным доступом к Интернету. Начиная по крайней мере с 1995 г., Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации (NTIA) проводит исследования и организует слушания, в ходе которых обосновывается, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми (www.ntia.doc.gov).

Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др. (Бабаева, Войскунский, 1998). В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции. К числу примеров объективного отношения к психологическим последствиям применения современных информационных и коммуникационных технологий может быть отнесена позиция всемирно известных исследователей психологии застенчивого поведения: отмечая такие очевидные последствия, как ослабление непосредственных контактов между людьми и частичную замену их опосредствованными контактами, они при этом делают оговорку, что <для некоторых застенчивых людей могут оказаться полезными анонимность и возможность осуществления структурного контроля при взаимодействии посредством электронной почты> (Henderson & Zimbardo, 1998).

Исследование психологии Интернета - относительно новая область знания, в которой к настоящему времени заняты сравнительно немногие психологи. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках - социологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно психологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.

Так, наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC, или "опосредствованное компьютером общение" (computer-mediated communication), и как CSCW, или <совместная работа при поддержке компьютера> (computer supported collaborative work). В рамках относительно давно развивающейся проблематики CMC достаточно много простора для собственно психологических исследований; в рамках CSCW психологические исследования ведутся менее широким фронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчасти представлены работы по социальной психологии), В сфере т.н. communication research, или media research - что иногда переводится как "коммуникативистика" (Землянова, 1995) - изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативных каналов, в том числе Интернета. По традиции довольно значительный объем исследований, связанных с психологией Интернета (и, естественно, широко выходящих за рамки этой области), проводится в рамках направления, известного под наименованием Human-Computer Interaction (HCI) - "взаимодействие человека с компьютером". Термин online research - "онлайновые исследования" - пока что наиболее прижился в Германии, где есть одноименное научное общество и выпускается литература под таким названием (Online..., 1999).

Россия и другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и в исследовательской активности в области психологии Интернета. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области психологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные психологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на непсихологических семинарах и конференциях.

Немало исследовательских тем и направлений исследования представляются перепективными, однако вызвали у психологов прискорбно малый интерес. Вот некоторые из них. Например, в чем привлекательность работы с компьютерами и применения Интернета детьми и подростками? Какова психологическая специфика опосредствованной Интернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности? Специалистами по психологии чтения и понимания практически обойден вопрос о том, какие психологические механизмы обеспечивают быстрый просмотр гипертекстовых структур человеком (т.н. browsing - одно) из ключевых понятий для психологии Интернета), каким образом при этом осуществляется селекция, как отбираются полезные/значимые/пертинентные элементы и как принимается решение о переходе к просмотру следующего элемента. Не до конца проясненным остается психологический статус т.н. виртуальной реальности и возможной связанности ее, например, с проблематикой измененных состояний сознания и психоделического опыта. Правомерно ли утверждение о <наркотическом типе зависимости от Интернета> (т.н. Интернет-аддикции)? Неизвестно, насколько справедливо распространенное убеждение, согласно которому увлечение компьютерными играми, и в особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD) следует объяснять исключительно защитными тенденциями и стремлением к эскапизму. Открытым остается вопрос о том, как относиться к попыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создавать множественную "сетевую" идентичность. Интернет во многом способствует развитию социального андерграунда, маргинализации отдельных субъектов и групп (хакеров, "киберпанков" и др.) - следует ли считать это закономерностью, или же это некий побочный продукт применения Интернета? Наконец, нуждается в прояснении часто постулируемая связь "культуры Интернета" с популярной культурой постмодернизма.

Основные формы общения в Интернете и их особенности.


Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где дюди общаются on-line1. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в
конференции relcom. fido. su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей. На каналах windows или os2 обсуждаются соответствующие операционные системы; несколько каналов warez (в большинстве своем - закрытых для постороннего вторжения) посвящены дискуссии о различных программных продуктах ). Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету). В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном простарнстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть).
Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.
Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать

свои чувства при помощи "смайликов"1 (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys), физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью(Reid, 1994), а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира" (Kelly, 1997). Kelly также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака" (Kelly, 1997). Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Идентичность в Интернете

Действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые "виртуальные личности", описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Псевдоним называется "nick" (от "nickname" - псевдоним) или "label" - "лейбл", "ярлык". Из "ников", встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман, Мага, несколько Остапов Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов), есть богатый животный мир (Коза, Собака30, Овчарка, Микроб), есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант), есть термины бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник)...

 "Вопрос о том, как соотносится реальное "Я" с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией - основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью" (Reid, 1994).

Есть студенты, которые, несмотря на возможность свободного доступа к Интернет, в Интернет принципиально не выходят, мотивируя это тем, что "там нет ничего интересного".
 Но общение в Интернете может иметь и компенсаторный, замещающий характер. Это происходит в случае формирования Интернет-зависимости (Internet-addiction).

Феномен Интернет-зависимости и его краткий анализ.

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется как "навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
Кимберли Янг приводит 4 симптома ИЗ:

1. Навязчивое желание проверить e-mail

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из следующих:
1. Толерантность.

1.1.  Количество времени, которое нужно провести в Интернет, чтобы достичь удовлетворения, заметно возрастает
1.2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект заметно снижается.
2. Синдром отказа.

2.1 Характерный "синдром отказа":
2.1.1. Прекращение или сокращение времени, проводимого в Интернет,
2.1.2 Два или больше из следующих симптомов (развиваются в течение периода времени от нескольких дней до месяца):

·   Психомоторное возбуждение

·   Тревога

·   Навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет

·   Фантазии или мечты об Интернет

·   Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре.

Симптомы, перечисленные в пункте 2 , вызывают снижение или нарушение социальной, профессиональной или другой деятельности.
2.2. Использование Интернет позволяет избежать симптомов "синдрома отказа".



В других исследованиях Интернет-зависимости было установлено, что Интернет-зависимые часто "предвкушают" свой выход в Интернет, чувствуют нервозность, находясь off-line, врут относительно времени пребывания в Интернете, и чувствуют, что Интернет порождает проблемы в работе, финасовом статусе, а также социальные проблемы (Egger, 1996). Morhan-Martin (1997), Scherer(1997), также установили, что студенты страдают от академической неуспеваемости и ухудшения отношений, и что это связано с неконтролируемым ими использованием Интернет (приводится по Янг, 1997).

Рассмотрим вкратце причины Интернет-зависимости.

 К.Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), MUDs (28 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационными протоколами (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернет можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, MUDs, телеконференции, e-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высокоинтерактивных среде". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением.

Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: "висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%)". Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись.

Относительно того, какие особенности Интернета являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования.
По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих , получения признание окружающих.
Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу (чат, MUD, или телеконференцию) в Интернете. "Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи". Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа "Я" за счет позитивной социальной идентичности.

По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, Интернет - зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания более противоречащих мнению других людей суждений. В реальной жизни Интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми и потому, что идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Кроме того, Интернет особенно важен для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним причинам) межличностно обеднена. В этих случаях, люди скорее и пользуют Интернет как альтернативу своему непосредственному (реальному) окружению. Как отмечает Sh. Turkle, "компьютеры (имеется в виду опосредованная компьютером коммуникация) создают иллюзию товарищеских отношений без требований дружбы". Далее, потребность в социальной поддержке может быть наиболее высокой именно в нашем обществе в связи с дезинтеграцией традиционных основанных на общности форм соседства и возрастанию количества разводов и изменений места жительства. Ухудшение межличностных отношений в реальности ведет к Интернет-зависимости. Относительно мотивации использования Интернет второй группой людей (Интернет-зависимых, использующих преимущественно те сервисы Интернет, которые связаны с поиском информации) по результатам исследования Янг нельзя сделать никакого однозначного вывода.

В целом, очевидно, что большая часть Интернет-зависимых висит на общении ради общения. Интернет-зависимые получают в сети различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. То есть, общение в Интернет, предположительно, обладает некоторыми характеристиками, которые сводят на нет причины трудностей в реальном общении. Эта проблема нуждается в дальнейшем анализе, но оставим её на рассмотрение психологам.

Ресурсы Интернета, способствующие развитию межкультурной компетенции.

Интернет предлагает мириады возможностей общения на изучаемом языке, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяет печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомленности о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социо-культурных явлений и общей социализации личности.

Прежде чем приступить к анализу примеров, мы считаем необходимым рассмотреть приведенные ниже аспекты учебного процесса и использовать их для выработки критериев оценки используемых в обучении сайтов и домашних страничек. Данные аспекты помогут описать весь ход учебного процесса с использованием интернет как с позиции студента, так и с позиции преподавателя.

Для успешного общения с представителями иной культуры студентам необходима соответствующая мотивация, целенаправленность, переживание новых ситуаций, приобретение новых знаний и навыков, в том числе и необходимых для будущего трудоустройства, практика письма и речи, реальная публика и ответная реакция, оценка своей работы товарищем, творчество, вознаграждение и ощутимые плоды своего труда.

Помимо развития межкультурной компетенции преподаватель преследует следующие цели: повышение уровня общей осведомленности, повышение навыков письма, речи, чтения, говорения, необходимых для осуществления активного общения в виртуальном пространстве с одной стороны, энтузиазм и самовыражение в работах студентов, их совместная работа и работа за пределами инструкций преподавателя с другой. Это будет способствовать пониманию и практическому применению технологий интернет. Эти факторы могут быть использованы в качестве критериев анализа эффективности того или иного сайта, практического опыта и т.п.

Опыт использования возможностей Интернета в обучении английском языку.
Краткий обзор опыта применения Интернета и его функций в учебном процессе.

Интернет может использоваться в качестве прекрасного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные дрилловые лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами студенты могут находить такие сайты на WWW. Мы заострим свое внимание на тех ресурсах интернет, которые способствуют развитию межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.

Прежде всего стоит сказать о том, что существуют специальные страницы, созданные преподавателями иностранного языка или заинтересованными в этих проблемах, предоставляющие огромное количество линков к сайтам, пригодным для использования на уроке и развивающие определенные способности, навыки и умения (иногда с кратким описанием и комментариями), например VOLTERRE-FR Web Links for Learners of English (FLTEACH@listserv.acsu.buffalo.edu ) LISTSERV – дискуссионный лист-сервер, и поисковую систему FLTEACH Gopher, расположенная в Государственном Университете штата Нью-Йорк в Кортланде. Здесь можно найти информацию и принять участие в обсуждении проблем по темам, касающимся методики преподавания, организации учебного процесса, его оптимизации, и непостредственно предлагаются методические разработки и опыт использования.

Интересный проект был осуществлён в Государственном Университете штата Нью-Йорк. Авторы данного пилотного проекта ставили целью исследовать потенциалы ресурсов Интернет как средства достижения студентами вузов более глубокого понимания культуры испано-говорящих стран.

13 студентам, начавшим изучать испанский язык, предложили с помощью сети выполнить 5 заданий, касающихся культурных аспектов, обсуждаемых в классе. Полученные результаты доказали, что использование сети – это превосходный способ повысить уровень знания языка и культуры, равно как и средство повышения мотивации.

В своем исследовании авторы исходили из того, что, не смотря на появление коммуникативного подхода в обучении и признании необходимости изучения культуры страны изучаемого языка, содержание предмета не обогатилось появлением значимых культурных компонентов и, в результате, многие изучающие иностранный язык проявляют очень ограниченные знания в этой области. Многие относят это на счет неправильности введения такого материала в структуру урока: чаще всего информация на заданную тему представлена в качестве очень субъективных ознакомительных текстов в учебниках, которые являют лишь одну из тысячи точек зрения, показывая основные различия, бросающиеся в глаза. А овладение такой информацией – лишь первый шаг на пути к формированию межкультурной компетенции. Как альтернативу авторы проекта решили использовать оригинальные материалы, принадлежащие непосредственно стране изучаемого языка для предоставления студентам иностранной реальности такой, какая она есть, голые факты, без чьих-либо комментариев. В качестве источника достоверной информации предложено было использовать телекоммуникации. Т.о. компьютер через интернет открывает дверь в виртуальный мир, где люди используют “настоящий” язык в “настоящем” контексте.

В ходе выполнения проекта использовались следующее материалы.

В каждом из 5 предложенных заданий авторы пытались объединить культурный и языковой аспекты, скоординировать исследование с программой базового учебника (каждый параграф учебника посвящен отдельной испано-говорящей стране, то же самое – в интернет-исследованиях). Виды заданий различались:

· фокусировкой – на языковых формах, функции языка, исторической информации, информации по искусству и т.д.

· целью – планирование семейной поездки в Мадрид, описание фотографий из Аргентины, сравнение мексиканского университета с собственным исследование мест и способов отдыха в Чили, приготовление истинно мексиканского блюда.

В приложении представлен конспект одного из заданий: Planning a Family Trip To Madrid.

Необходимые сайты были найдены с помощью поисковых систем, с опорой на ключевые слова, название страны.

Задания были предложены для самостоятельного выполнения дома, каждое оценивалось по 50-бальной шкале, причем очки давались за выполнение задания, а не за нахождение правильных ответов. Если студенты сталкивались с какими-либо трудностями, им предлагалось обращаться к преподавателю при помощи электронной почты. По мере выполнения, задания обсуждались в классе. Знания, полученные во время выполнения задания, так же пополнялись во время обсуждения.

Студенты уже владели компьютерной грамотностью и непосредственно общались с Интернетом. После выполнения каждого из заданий и по завершении всего проекта им предлагался опросник, где необходимо было выразить свое согласие/несогласие с различными утверждениями, имеющими целью выяснить эффективность задания с языковой и культурной точек зрения.

Каждый опросник состоял из двух секций. Первая пыталась получить сведения относительно

· результата полученных знаний (языка, культуры, их взаимоинтеграции),

· отношения к использованию сетей в работе (доступность сайтов, простота использования, ценность информации, повторное возвращение к сайтам),

· оценки задания (легкость выполнения и количество времени, затраченного на выполнение задания) по 6-балльной шкале.

Отношение к технологии и самой деятельности измерялись по таким же критериям и с использованием открытых вопросов. По выполнении всех 5 заданий необходимо было высказать свою точку зрения относительно интегрирования языка и культуры через интернет.

Выполнение проекта привело к следующим результатам.

· Относительно полученных знаний результаты оказались следующими: 88% студентов ощутили повышение уровня знаний испанского языка и культуры в результате осуществления данного проекта (отмечалось преимущество их взаимоинтеграци над изучением каждого из аспектов в отдельности).

· Что касается используемых средств, то 85% получили удовольствие при работе с интернет. Несмотря на мелкие технические неприятности 69% указали на доступность сайтов, 71% нашли их легкими для использования, и 71% сошлись на полезности информации в повседневной жизни. 32%студентов возвращались к сайтам даже после выполнения задания.

· 68% студентам инструкции к заданиям показались вполне доступными, и на каждое задание затрачивался в среднем 1 час (74%).

· 100% отметили эффективность использования интернет, т.к. это делало задание более увлекательным. Все студенты согласились с тем, что информация, предоставленная интернет-сайтами, является более современной и свежей по сравнению с печатными изданиями. В связи с увлекательностью, доступностью, простотой обращения 92% студентов приветствуют интегрирование интернет в учебный процесс. Половина участников проекта отметили приобретение дополнительных технических навыков.

По окончании проекта состоялась дискуссия, на которой обсуждалась проблема интеграции культуры и языка. Результаты этого небольшого проекта показали, что интернет – превосходное средство обучения языку и культуре, и достигнуты они были благодаря успешной интеракции следующих компонентов:

· базовый учебник

· язык и культура

· аккуратное и целенаправленное использование изучаемого языка

· разнообразие и отнесенность типов заданий

· подлинность информации об испано-говорящих культурах, предоставленной Интернет-сайтами.

В реальной жизненной ситуации язык и культура являются обязательными дополняющими компонентами общения, и их разделение ведет к неэффективному усвоению преподаваемого материала. Обычно студенты воспринимают язык как изучение морфологии и синтаксиса. Результаты этого пилотного проекта показали, что лучшие результаты достигаются, когда язык и культура интегрируются в контексте.

Итак, авторы данного пилотного проекта пришли в выводу, что использование интернет-технологий в процессе обучения имеет ряд преимуществ, состоящих в следующем: они информативные, интересные, доставляют массу удовольствий, предоставляют наиболее свежую информацию, являют собой хороший инструмент для изучения языка, позволяя ученику окунуться в реальную культуру страны изучаемого языка.

По нашему мнению, данный проект определенно имеет огромную ценность с точки зрения развития социо-культурной компетенцией, являющейся подготовительной по отношению к межкультурной. Однако для развития последней проведенная работа не очень эффективна, так как в 4-х заданиях из 5-и исключает процессы анализа и синтеза информации, сопоставления данных с целью нахождения сходств и различий и формировния культурных универсалий. Кроме того, работа не отличалась коммуникативной направленностью, так как базировалась на чтении при полном отсутствии общения.

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом:

· Установление дружеской переписки. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом возрасте и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Найти партнеров по переписке для своих учеников можно следующим образом:

·   обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning sub-branch listserv@cunyvm.cuny.edu listserv@cunyvm.bitnet ) или TESLK-12 (listserv@cunyvm.cuny.edu)

·   соединиться с лист-сервером для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom Connections announce-sl@latrobe.edu.au ). Для культурного обмена между студентами всего мира наиболее популярными считаются следующие:

· CHAT-SL – разговор в сети

· DISCUSS-SL – разговор на более высоком уровне

· BUSINESS-SL – обсуждение экономических проблем

· EVENT-SL – обсуждение текущих событий

· MOVIE-SL – беседы на тему кинематографии

· MUSIC-SL – беседы о музыке

Для интеграции студенческих листов в программу урока необходимо обратиться с запросом к управляющему SL по адресу trobb@cc.kyoto-su.ac.jp, или посетить упомянутую выше домашнюю страничку E-mail for ESL/LINC Students (announce-sl@latrobe.edu.au. Студенты со всего мира посылают сюда статьи на обширные темы: новости, культура, общественные вопросы.

·   Создание совместных учебных проектов. Студенты не просто делятся информацией с партнерами с разных концов земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов. Страничка Email Project Home Page (project@hila.hut.fi.) – студенты из разных стран сформировали многонациональные команды, которым было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения. Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички International Writing Exchange (ddm2@leigh.edu.) – проект, исследующий проблемы бизнеса и предлагающий экспериментальную учебную работу.

·   K-12 Projects (iearn@igc.apc.org.), Global School Net Foundation (fred@acme.fred.org.) – проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ студентов, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования.

·   Project Icons (jw53@umail.umd.edu.) – по своей структуре проект напоминает ООН. Студенты из разных стран образуют переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме (демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры, которые заканчиваются дебатами в системе реального времени.

·   Международные разговоры в системе реального временивозможны через IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University ( , HyperText Markup Language (HTML): Working & Background Materials
Сеть Интернет похожа на огромную мировую библиотеку, имеющую только одно, но существенное отличие: для поиска книги в библиотеке есть каталог, в крайнем случае, можно обратиться к опытному библиотекарю. Полного каталога Интернета не существует. Но, тем не менее, поиск в глобальной компьютерной сети возможен, и это, пожалуй, является одной из наиболее важных его сторон. Для поиска данных в сети используются специальные серверы, информация на которых поддерживается и обновляется практически автоматически. С появлением поисковых серверов, таких как
AltaVista, произошла гуманизация сети, т. е. любая информация, о которой есть хотя бы какое-то представление, обязательно будет найдена.

Еще одной из широко используемых услуг, предоставляемых интернет, являются Usenet news – новости Usenet, которые также часто называют телеконференциями (к телевидению они не имеют никакого отношения, а приставка “теле-” обозначает “удаленный”, “действующий на дальнем расстоянии”). Они дают возможность читать и посылать сообщения в общественные (открытые) дискуссионные группы.

Usenet – это виртуальная, воображаемая сеть, с помощью которой новости передаются между компьютерами – серверами новостей по специальному протоколу NNTP (Network News Transfer Protocol).

Для чтения новостей необходимы специальное (клиентское) программное обеспечение и доступ к серверу новостей. Можно воспользоваться одним из общедоступных серверов новостей, а можно получать новости и по электронной почте.

При использовании сервера новостей и специального программного обеспечения можно “подписаться” на отдельные группы новостей. С помощью программы чтения новостей можно хранить информацию о прочтении сообщений, отбирая для просмотра только вновь пришедшие, организовывать хранение заинтересовавших статей, отвечать на сообщение публично, посылая ответ в группу новостей, или приватно, используя адрес электронной почты автора статьи.

Существует несколько тысяч групп новостей, поэтому конференции Usenet организованы по иерархическому принципу. Изначально существовало семь официальных категорий, являющихся “корнями” этой иерархии:

1. comp – вычислительная техника и смежные области;

2. sci – научные исследования;

3. soc – социальные темы;

5. tес – всевозможные хобби и развлечения;

6. talk – разговор на любые темы;

7. misc – все остальное.

Кроме того, существует самая большая и популярная категория alt. В нее вошли дискуссии на альтернативную тематику, т. е. все, что не попало ни в одну из семи вышеперечисленных категорий. Также существует множество мелких групп новостей, которые не обязательно распространяются повсеместно, например relcom – группа конференций на русском языке. Одним из примеров такой группы новостей может быть education.relcom. В рамках данной электронной аудитории можно выбрать необходимых собеседников. Учителям английского языка будет интересным электронный семинар для преподавателей английского языка в нашей стране, организованный и поддерживаемый городским управлением по делам образования и молодежной политики г. Переславль-Заллесский. Семинар имеет официальное название "Виртаульное методическое объединение учителей английского языка".

Копии текстов семинара можно найти по адресу: ftp://ftp.botik.ru/rented/gorono/english/. С координаторами семинара можно связаться по электронной почте skorodum@gorono.botik.ru.

Круг тем, обсуждаемых при помощи системы новостей, необычайно обширен и разнообразен. По-видимому, он включает в себя вообще все стороны жизни человека. Полный список групп новостей регулярно публикуется в специальной группе newsgroups.

Web-сервер (или более полное название World Wide Web) – один из наиболее быстро развивающихся видов сервиса интернет. Термин World Wide Web можно определить следующим образом – это глобальная распределенная информационная гипертекстовая мультимедийная система. Она позволила связать в единое целое разрозненную информацию, хранящуюся на разных компьютерах. Вот только некоторые ее возможности: посещение всевозможных виртуальных выставок, ежедневное чтение газет и журналов, путешествие по всему миру с помощью интерактивных географических карт, просмотр анимационных версий, как биохимических процессов, так и бытовых ситуаций, просмотр видео клипов, фильмов.

WWW-серверы предоставляют пользователям доступ к текстовым станицам, размеченным в соответствии с определенным форматом (так называемым языком гипертекстовой разметки страниц – HTML).

Гипертекст – это текст с выделенными местами – ссылками, которые определяют соответствующие действия, например показ изображения, открытие другого документа и т. д.

Действия, ассоциированные с определенными местами гипертекста, могут быть выполнены автоматически, например, вставка картинки прямо в текст или проигрывание какой-то мелодии во время его чтения.

Чаще всего для активизации определенной ссылки необходимо вмешательство пользователя. Ссылки в тексте (или, как их иногда называют, гиперсвязи) выделены особым образом. Если установить на них указатель мыши и нажать на кнопку, то будет выполнено действие, связанное с данной ссылкой, например, показан другой параграф этого же текста, а возможно, и совсем другой документ. Язык HTML представляет документы в обычном текстовом виде. Поэтому в нем для выделения ссылок и хранения служебной информации используются не управляющие коды, а специальные текстовые фрагменты - тэги (англ. А tag - “ярлык, этикетка”). HTML позволяет задавать заголовки различных уровней, списки, разделять текст на абзацы, строить таблицы, задавать ссылки и прочую управляющую информацию. Конкретный же вид гипертекста зависит от программы просмотра, которая отформатирует текст таким образом, чтобы он входил в окно. Подготовка несложных документов для WWW не требует глубокого изучения языка HTML. Достаточно взять какую-нибудь программу редактирования HTML- файлов, которая позволяет редактировать такой файл как обыкновенный текстовый документ, с помощью клавиш и меню изменять стиль написания текста, вставлять картинки, расставлять ссылки.

Интерфейс работы с документами в гипертекстовом виде настолько интуитивно понятен, что обычно человек впервые севший за программу просмотра WWW, после нескольких минут объяснений способен самостоятельно путешествовать по сети.

Если заинтересовавшая информация содержит ссылки, с помощью мыши можно перейти к новому документу. При этом совершенно неважно, где находится этот документ, на этом же компьютере или в другой части света. Информация, на которую есть ссылка, задается во время создания документа в формате HTML, и в момент просмотра она скрыта от пользователя, позволяя ему сосредоточиться на восприятии, не задумываясь над технической стороной функционирования сети.

Для путешествий по всемирной информационной паутине созданы специальные программы-браузеры (от английского “browse” - просмотр). Существует несколько десятков их разновидностей, но наиболее популярными сегодня являются производимая компанией Microsoft – Internet Explorer и Netscape Navigator, созданная фирмой Netscape Inc. Именно последний броузер получил в нашей стране наиболее широкое распространение, благодаря простоте интерфейса и большим возможностям. Этот программный продукт (версии 3.0 и выше) обеспечивает высокую степень комфорта пользователя, в том числе и работающего преимущественно с русскоязычными источниками. Программа снабжена необходимыми сервисными функциями, как, например, возможность делать закладки на любимые страницы, отслеживание маршрута путешествия по сети с возможностью возвращения в любую промежуточную ступень, моментальный доступ к e-mail и Usenet. Netscape Navigator обладает и многими другими замечательными свойствами, однако его освоение – сугубо практическая задача и может осуществляться только при непосредственной работе в сети.

В Интернете можно найти почти все и это не является преувеличением. Ресурсы в сети создаются как крупными научными учреждениями и компаниями, так и отдельными пользователями. Ресурсы Интернета уже давно перестали быть просто красивой игрушкой, превратившись в просто незаменимый инструмент повседневной работы людей многих профессий. Естественно, такая ситуация ставит проблему создания средств, позволяющих легко ориентироваться в информационных ресурсах глобальных сетей, быстро находить нужные сведения. Учитывая тот факт, что ситуация в киберпространстве меняется столь быстро, что списки серверов по определенной тематике, которыми пестрят руководства по работе в сети полутора – двухлетней давности безнадежно устаревают уже в момент своего выхода в свет. Наиболее предпочтительным в этом случае является обращение к специальным поисковым средствам Интернета, которые и служат помощниками в получении необходимых сведений. Обращение к ним требует хотя бы минимального владения английским языком.

Условно инструменты поиска подразделяются на поисковые средства справочного типа – каталоги (directories) и поисковые системы в чистом виде (search engines). Первые подобны глобальным электронным справочникам, имеющим привычную логико-тематическую структуру и позволяющим ориентироваться в ресурсах интернет в пределах отдельных отраслей знания. Вторые представляют собой системы, действующие по аналогии с традиционными базами данных, когда при вводе термина выдается перечень документов, содержащих искомое определение. Деление это условно, потому что практически все средства справочного типа дают некоторую возможность непосредственного поиска, а многие поисковые системы снабжены небольшими справочниками.

Старейшим ресурсом интернет, в котором была предпринята попытка систематизации доступной информации, являются глобальные каталоги. В них представлены тематически систематизированные коллекции ссылок на различные ресурсы, в первую очередь на документы WWW. Каталоги обычно имеют древовидную структуру, что очень облегчает поиск. На каждой ступени поиска нужно выбрать один из относительно небольшого количества разделов, а не просматривать сразу весь длинный список ссылок в боязни пропустить что-то нужное.

Ссылки в каталоги заносятся администраторами каталогов. Хотя администраторы и стараются сделать свои коллекции наиболее полными, все-таки полный каталог создать невозможно.


Для примера рассмотрим крупнейший и, пожалуй, самый известный каталог Yahoo!

 Он является незаменимым инструментом для первоначального ознакомления с тем, какое информационное наполнение в Интернете имеют те или иные отрасли знания. При загрузке на экран выводится самый общий перечень областей человеческой деятельности: ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ и т.д. Шаг за шагом, последовательно развенчивая пункты меню, построенные в иерархическом порядке, пользователь знакомится со всем перечнем ресурсов, постепенно сужая и конкретизируя тему. На каждой ступени иерархии после названий разделов в скобках указывается число отраженных в них ресурсов. Сведения о многих web-страницах снабжены перекрестными ссылками, позволяющими выявлять информацию, используя различную логику поиска. Например, Ставропольский государственный университет может быть найден как по цепочке ОБРАЗОВАНИЕ/ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ/ УНИВЕРСИТЕТЫ/ УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ, так и через РЕГИОНЫ/ СТРАНЫ/ РОССИЯ/ ОБРАЗОВАНИЕ/ УНИВЕРСИТЕТЫ. Yahoo! Обладает также возможностью непосредственного поиска. В поисковую строку могут быть введены ключевые слова, и система выдаст ответ, в каком из ее разделов отражена данная информация. Из сказанного следует, что, несмотря на свою неполноту, каталоги являются удобным средством для поиска данных, если имеется точное представление о предмете поиска.

Cреди наиболее известных справочников всемирного масштаба также выделяются InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Magellan и Galaxy.

Поисковые системы (search engines) распространены в гораздо большем количестве, нежели электронные справочники, и их число продолжает увеличиваться. Работа с ними требует серьезных навыков, поскольку простой ввод искомого термина в поисковую строку может привести к получению в ответе списка из сотен тысяч документов, содержащих данное понятие. Поисковые системы, по существу, представляют собою базы данных слов, полученных при периодическом сканировании виртуального информационного пространства. Достоинства и недостатки поисковых систем складываются из нескольких характеристик. Принципиальным вопросом является то, насколько полно та или иная система обследует тексты, т. е. все ли слова заносятся в индексные файлы или же заносятся только термины из названий, заголовков, резюме, первых двух страниц текста и т. д. Важно также, как часто происходит обновление данных, каким образом системы “взвешивают” понятия, определяя их соответствие данному запросу. Безусловно, не последнюю роль играют простота и информативность интерфейса, дополнительные сервисные функции.

К числу самых признанных относятся Alta Vista, HotBot, Open Text, WebCrawler, Excite, Magellan, MetaCrawler. Altа Vista – мощнейший аппаратный и программный потенциал которой позволяет проводить поиск по любому слову из текста Web-страницы или статьи в телеконференции. Altа Vista содержит сведения о 300 миллионах Web-страниц, о статьях из 14 тысяч телеконференций. В системе используется довольно сложный механизм составления запроса, включающий комбинации отдельных слов, словосочетаний и знаков пунктуации (кавычек, точки с запятой, двоеточия, скобок), математических знаков (плюса и минуса). Операторы используются в рамках усложненного поиска - advanced search. Сочетание всех этих комбинаций дает возможность наиболее точно составить поисковое предписание. Так, знак плюс, стоящий перед словом, означает, что этот термин обязательно должен присутствовать в документе, знак минус, наоборот, отсеивает все материалы, содержащие это понятие. Система допускает поиск по целой фразе (в этом случае все словосочетание заключается в кавычки), а также поиск с усечением окончаний, при этом в конце слова ставится звездочка.

Одной из услуг в WWW является возможность создания своей странички – homepage, которая по усмотрению создателя может содержать определенную информацию, указатели, направляющие к другим сайтам. Странички такого типа сделаны по принципу витрин магазина, где с помощью графики и текстовой информации компактно и содержательно представлена релевантная для владельца информация.

Принимая во внимания все выше сказанное, можно попытаться одним словом определить суть Интернета: это – общение, общение между отдельными людьми и целыми нациями без вмешательства правительственных авторитетов. Эта новая технология с огромной скоростью изменяет облик цивилизации, коренным образом меняя представление человечества о мире и самом себе. Сеть интернет уже вобрала в себя десятки миллионов человек, более сотни стран, она полностью изменила процессы распространения и восприятия информации. В наш век информационных технологий виртуальная реальность интернет, способствующая стиранию государственных границ, сокращению географических расстояний, ликвидирующая преграды между культурами, становится не менее явственной, чем окружающий нас материальный мир.


[1] Chatting (от англ. to chat)- беседа путем обмена письменными сообщениями в телекоммуни­кационных сетях в реальном времени

1 on-line - общение в реальном времени, когда оба собеседника одновременно находятся на линии, в отличие от режима off-line, когда собеседники обмениваются сообщениями в различное время.

1  (от англ. smile)- условные значки, выражающие эмоции. Например, сочетание символов :) выражает радость.

Похожие работы на - Межкультурная коммуникация в электронной среде и поиск информации в сети Интернет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!