Петр I - реформатор России
А.В. Фатеев
Петр I –
реформатор России
Музейное занятие в Государственном
историческом музее
А.В. Фатеев
Петр I –
реформатор России
Музейное занятие в Государственном
историческом музее
Зал № 22
Москва
МАКС-ПРЕСС
2007
Музейное
занятие «Петр I – реформатор России» было проведено А.В. Фатеевым в
Государственном историческом музее (ГИМ) с 7 классом в рамках элективного курса
в феврале 2007 года.
Редактор:
С.В. Демиденко.
Фото:
М. И. Колесникова, А. В. Конченков, Д.Мягкова.
Для
производства коллажа использованы фотографии экспонатов зала № 22 ГИМ: Большая
государственная печать Петра I, 1710 год; скульптурное изображение головы Петра I,
выполненное в начале ХХ века по маске, снятой скульптором Б.К. Растрелли в 1719
году; фрагмент гравюры А.Шхонебека «Вид усадьбы графа Ф.А.Головина и Немецкой
слободы в Москве», 1705 г.; фрагмент книги Г.Ф. Бужинского «Слово о победе,
полученной у Ангута», 1720 г.
Коллаж
опубликован в журнале: «Преподавание истории в школе». 2007.№ 8. 1 страница
обложки.
Фатеев Андрей Викторович
«Петр I – реформатор России»
Музейное занятие в Государственном историческом музее
ã А.В.Фатеев. Текст, коллаж.2007.
Повторение и психологический настрой на занятие
В Парадных сенях беседа по прошлому занятию: Что
такое Всероссийский рынок? Какие товары производились и продавались в Москве?
Какой регион активно осваивался в XVII веке? Что там производилось
и потреблялось? Какое значение для развития государства имело развитие единого
рынка? Развитие Всероссийского рынка было одной из предпосылок усиления
самодержавия, о чем мы поговорим во время сегодняшнего занятия. Обратите внимание на коллаж к занятию. Попробуйте
«расшифровать» его.
Пройдем в зал 21.
Предпосылки петровских реформ
Зал 21, витрина 7 (Далее: 21, № 7). Предпосылки –
события, которые исподволь готовят приход новых событий и исторических эпох,
как бы строительные кирпичики будущего, которые мы имеем уже в настоящем.
Посмотрим, как в России возникали предпосылки петровских реформ. Обратите
внимание на витрину с образцами обмундирования и вооружения стрельцов (с
середины XVI века) и «полков нового (иноземного) строя» – прообраза
регулярной армии, создаваемых с 1630-х годов. Регулярная армия – это постоянные
войска, имеющие четкую организацию, единообразно обученные, обмундированные и
вооруженные.
Опишите и сравните их обмундирование и вооружение.
Полки «нового строя» обучали иноземные офицеры;
солдаты, в отличие от стрельцов, не занимались ремеслом – не отвлекались от
службы. В Москве возникла Немецкая слобода, в которой иностранцы жили по своим
обычаям. Как-то раз непривычную для глаза россиянина слободу заметил юный Петр I,
проплывавший по Яузе. Он познакомился с зарубежной культурой, что помогло ему
со временем понять, насколько Россия отстает от западных стран и чем это ей
грозит. Обо всех этих событиях, а также о первой любви Петра, о становлении его
характера, привычках, о реформах вы можете прочитать в романе Алексея Толстого
«Петр Первый», который дан в списке литературы. Для обучения войск в 1647 году
перевели книгу фон Вальхаузена «Учение и хитрость ратного строения пехотных
людей» – первую книгу светского характера в России.
Что означает светскость? Назовите антоним. –
Религиозность.
Начинается процесс обмирщения, секуляризации –
проникновение светской культуры в жизнь людей. Военного дела это коснулось в
первую очередь: Россия в XVII веке вела тяжелые войны против Речи Посполитой,
Швеции, Турции; без военной науки победить их было невозможно.
Итак, давайте назовем
предпосылки петровских реформ. – Первые ростки регулярной армии,
обмирщение (секуляризация), знакомство с жизнью других народов на примере
Немецкой слободы. Большую роль играло осознание Петром I и другими
представителями правящего класса России ее отсталости по сравнению с западными
соседями. Элементы новых явлений долгое время зреют в предыдущие периоды
истории.
Пока они зреют, мы перейдем в зал 22.
Зал 22.
На стене мы видим парадный портрет Петра I. В
духе европейской традиции он изображен в доспехах, в богато украшенном плаще.
Какие качества личности молодого царя подчеркнул
неизвестный художник? - Да, он
энергичный, порывистый, нетерпеливый.
О чем мечтает? - В море изображены корабли – царь строит флот, ядра к пушкам говорят о
военной специальности Петра – бомбардир. Портрет был написан в Архангельске в
начале XVIII
века. К тому времени Петр уже побывал за рубежом в составе Великого посольства
в 1697 году, обучился кораблестроению в Голландии и морскому делу в Англии. Уже
шла Северная война за выход к Балтийскому морю.
В витрине 13 мы видим скульптурное изображение головы
Петра, сделанное по прижизненной маске спустя 15-17 лет после картины. Что бы
вы сказали теперь об этом человеке? –
Он стал мудрее, сдержаннее, но по-прежнему энергичен, все делает со страстью.
Посмотрим же, что успел сделать Петр за эти годы, что еще задумал.
Перейдем к витрине 1. Начинаем работать с заданием.
Уточним, что означает термин «тезис». Сделайте пометку
на полях. В логике тезис – положение, истинность которого требует доказательства;
главная мысль рассказа, которую мы доказываем при помощи других идей –
аргументов. Аргумент, таким образом, суждение, приводимое в подтверждение
истинности тезиса. А чтобы аргументы были весомыми, мы ссылаемся на факты.
Экспонаты напоминают нам о фактах истории.
Прочитайте тезис.
- Петр I –
реформатор России.
Первый аргумент я предложил вам сам. Докажем его
фактами. Учимся, потому что в дальнейшем вам самим придется формулировать
аргументы и подбирать факты.
Читаем аргумент 1: Петр I
создал регулярную армию, что позволило России во время Северной войны отвоевать
у Швеции выход к Балтийскому морю – «прорубить окно в Европу».
Не спешите сразу вписывать экспонаты и факты.
Послушайте рассказ, а потом я дам время записать. В учебной и научной деятельности
важно научиться не «тонуть» в большом количестве фактов, а умело отбирать самые
важные, типичные.
Решение проводить реформы и бороться за выход к
Балтийскому морю созрело у Петра после Великого посольства 1697 года, поездки в
Европу. Гравюра И. Мушерона над витриной 1 изображает фейервек в честь Петра I в
Голландии. Там Петр учился строить корабли и жить по-европейски. Здесь же
гравюра Д. Сорника с изображением сподвижника Петра Ф.Я. Лефорта. Этот европеец
многому научил Петра I, стал его другом.
Над витриной 2 мы видим гравюру Ж.Ф. Леопольда, которая иллюстрирует
горькое для Петра событие: разгром русских войск шведами под Нарвой в ноябре
1700 года. После поражения Петр мобилизовал все ресурсы: в витрине 2 мы видим
платежную отпись (№ 1) о принятии на Пушечный двор колокольной меди от
вологодских церквей. Он провел рекрутские наборы и создал регулярную армию.
Встать между 5 и 6 витринами.
В витрине 6 размещены образцы вооружения и
обмундирования русской регулярной армии при Петре I. Мундир рядового
лейб-гвардии Семеновского полка. Кремневые мушкеты и пистоли. Шпаги и палаши.
Обратите внимание на необычную форму ботфорт. А вот мортира ручная бомбардирская
– прообраз современного гранатомета.
Встать между витринами 4 и 5.
Были приняты Устав воинский (5, № 6), Устав морской
(4, № 3) – хорошие экспонаты, которые напоминают о создании регулярной армии.
Зачем нужен в армии Устав? – Для налаживания
дисциплины, всей армейской жизни, правильного понимания военнослужащими команд.
Усилия Петра завершились победой в генеральном
сражении Северной войны – в Полтавской битве. Над витриной 4 мы видим гравюру
Ш. Симоно «Изображение конечного разрушения шведской армии от российского войска…под
Переволочной в 30 день июня 1709». В витрине 5 (№ 3) помещена солдатская серебряная
медаль «В память победы над шведами при Полтаве». В витрине 6 мы видим картину
с изображением Петра – победителя, сокрушившего шведского «льва».
Встать между 8 и 9 витринами.
Но Швецию – морскую державу – надо было одолеть и на
море. В витрине 8 медали в память об учреждении российского флота в 1696 году и
флота на Балтийском море в 1702 году (№ 11 и 12). В 1703 году Петр заложил
Санкт-Петербург, который стал столицей и «окном в Европу», и верфи для
строительства кораблей. К победам шли долго. О них напоминают гравюры М. Бакуа
над витриной 7 о победе русского флота в Гангутском сражении 27 июля 1714 года
и А. Зубова над витриной 8 «Баталия при Гренгаме» 27 июля 1720 года. Г.Ф.
Бужинский написал книгу «Слово о победе, полученной у Ангута» (8, № 2). Фрагмент
книги отражен в коллаже: он напоминает не только о факте морских побед, но и об
огромной работе в области экономики, судостроительства, подготовки кадров,
которая привела к ним.
Встать между 9 и 10 витринами.
Об итогах Северной войны в витрине 9 напоминает книга
«Ратификация Ништадского мира 30 августа 1721 г.» (№ 9), согласно которому
Россия завоевала выход в Балтийское море. Швеция уже не могла захлопнуть российское
«окно в Европу». В память об этом событии Сенат – посмотрите медаль № 6 –
объявил Петра императором. Россия стала империей.
Переход в центр зала, рядом с возком Петра.
Кто же ковал победу? Посмотрим на портреты на стенах
зала. В прямом смысле этим занимался промышленник И.Д. Демидов, которому Петр
поручил развивать производство на Урале и снабжать армию оружием, в переносном
– дипломат граф Ф.А.Головин. Князь Я.Ф. Долгоруков помогал Петру комплектовать
армию. С иными сподвижниками Петра мы познакомимся позже.
Еще раз прочитаем тезис и первый аргумент. Какие
экспонаты для первого аргумента вы подберете? О каких фактах они напоминают? 5
минут – вписать их в задание; подойдите к витринам.
Зачитайте выбранные вами факты и экспонаты.
Теперь действуем иначе. Экспонаты и факты к аргументу
2 уже отмечены, но нет самого аргумента. Во время рассказа вы отметите номера
экспонатов и сформулируете аргумент 2.
Перед выполнением этого задания вспомним систему
управления государством в XVII веке. Продолжайте мою мысль: во главе государства стоял
……..(царь), ему помогала управлять…..(Боярская Дума), а знатным боярам царь
приказывал возглавить…..(приказы) – органы центрального управления землями или
отраслями хозяйства. Что же изменилось в XVIII веке?
Перейдем к витрине 18. Над
витриной 18 гравюра Е.Т. Внукова «Здание государственных коллегий в Петербурге».
В здании разместились Сенат – высший судебный и управленческий орган в
отсутствии царя (с 1711 года), Синод – коллегия по делам церкви с 1721 года.
Коллегии – центральные учреждения для управления отраслями. Князь А.Д.
Меньшиков, его изображение на гравюре Ш. Симоно, ближайший сподвижник Петра,
управлял Военной коллегией. Петр учился даже у врагов: приказал Меньшикову
использовать шведский устав в управлении коллегией (№ 7, 1718 год). Хорошо учился:
после Полтавской битвы он поднял кубок в честь шведов: «За здоровье вас, моих
учителей в военном искусстве». Как пишет историк Н.И. Костомаров, плененный
военачальник шведов Реншильд ответил: «Хорошо же отблагодарили ученики своих
учителей».
О каких фактах говорят экспонаты? Зачитайте из
задания.
Но мало создать органы управления. Надо научить чиновников работать. В
1720 году был издан «Генеральный регламент» (№1) – Устав государственной
гражданской службы, который определял их обязанности. В 1722 году был принят
Духовный регламент (№ 2) – правила служебного поведения священнослужителей.
Патриарха на Руси не было с 1700 по 1917 год. Церковь была полностью подчинена
государству, что говорит о процессе секуляризации, обмирщения.
Чиновников надо было не только научить действовать, но и дать им мотив,
заинтересовать их. Экспонат № 5 – в 1722 году издан «Табель о рангах всех
чинов». Начинали с коллежского регистратора – секретаря.
Прочитайте из документа, до каких должностей мог
дорасти чиновник? - До генерал-фельдмаршала, канцлера.
Наконец, для наблюдения за чиновниками был назначен
генерал-прокурор Сената П.И.Ягужинский, его изображение над витриной 18.
Так возникла мощная бюрократия – класс чиновников. Они
укрепили царское самодержавие, абсолютизм. Чиновники брали взятки, «волокитили»
дела, не отличаясь в этом отношении от приказных дьяков.
Встать за 19 витриной.
Преобразования приводят к появлению недовольных людей.
В витрине 19 видим портрет (№3) царевича Алексея, который, выражая интересы
части дворян и духовенства, стал противником реформ. Петру пришлось издать на
французском языке Манифест (№ 4), чтобы объявить о лишении царевича права на
престол. Алексей был осужден и казнен. После этого Петр принял решение самому
выбирать преемника, а не следовать установленному веками порядку. Сторонник
реформ Феофан Прокопович обосновал этот подход в книге «Правда воли монаршей в
определении наследника державы своей» (№ 1). Данными экспонатами можно
дополнить задание.
Итак, перед вами экспонаты, за которыми стоят факты
истории. В какой сфере проходили реформы? Сформулируйте аргумент.
Примерное содержание аргумента: Петр I
создал новую систему управления государством и защитил реформы от недовольных.
Об аргументе 3. Теперь
вам предстоит за 20 минут самостоятельно записать факты и третий аргумент на
их основе. Я только обращу внимание на некоторые экспонаты. Сразу определяйте,
к какой сфере жизни и деятельности относятся экспонаты и факты – это поможет с
формулированием аргумента. Читайте этикетки.
Рядом с витриной 16 свидетельственная грамота на
проезд за границу для изучения наук. Здесь же учебное пособие В.О. Киприанова
«Новый способ арифметики» к учебнику Л. Магницкого. Учебник в витрине 16 (Магницкий.
Арифметика, сиречь наука числительная. 1703 год. №4).
Витрина 17. Печатный станок и «География» Б.
Варениуса.
Около выхода из зала гравюра А.Шхонебека, на которой
показан выезд Петра I с сыном из усадьбы Ф.А. Головина. На ней
изображены упавшие ниц люди. Подумайте, о чем это говорит? Кто они? Их
изображение включено в коллаж.
По пути к витринам 15 и 14 обратите внимание на европеизированную
обстановку комнат, которая воспроизведена в углу зала.
Витрина 14: № 1 – О введении нового летоисчисления. 2
– гравюра «Укорачивание платья». 3 – «Ведомости» с 1703 года. 6 – бородовой
знак. 8 – курительные трубки.
Витрина 13: отливка головы Петра I,
сделанная по прижизненной маске, государственные печати.
Новый вид одежды в витрине 12 – камзол Петра I.
Задача: изучаете экспонаты, думаете о фактах и
записываете аргумент. Через 20 минут вы зачитаете свои факты и аргумент, мы
обсудим вывод. Встречаемся у возка.
Примерный вывод. Собранные факты и аргументы
говорят, что Петр I – великий реформатор России. Он создал Российскую
империю, укрепил самодержавие, победил Швецию в Северной войне, преобразовал
государственное управление. В его время появилось много нового в культуре и
быте дворянского сословия. Однако преобразования мало коснулись крестьянства.
Народ был бесправен перед самодержавной властью, многие крестьяне и ремесленники
разорились от непосильных налогов и подневольного труда.
Творческое задание
Фамилия, имя________________ класс________школа_______
Петр I – реформатор
России
Музейное занятие в Государственном
историческом музее
Цели и задачи
Мы познакомимся с предметами
быта, культуры, военного дела XVII-XVIII
вв.; с жизнью и деятельностью Петра I и его соратников.
Узнаем новые для нас понятия логики: тезис, аргумент, факт. Поучимся
писать сочинение по правилам логики.
Порядок наших
действий
Совместная с учителем работа на
экспозиции залов 21 и 22 по теме занятия; самостоятельная работа учеников на
экспозиции; подведение итогов; написание домашнего сочинения (0,5 – 1 страница
А4).
Историческая и художественная литература, фильмы
Ключевский В.О. Исторические
портреты. М., 1991; Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М., 1989; Толстой А.
Петр Первый. Любое издание; Фильм на DVD: В начале славных
дел. 1980.
Тезис: Петр I – великий реформатор
России.
Аргумент I. Петр I
создал регулярную армию, что позволило России во время Северной войны отвоевать
у Швеции выход к Балтийскому морю – «прорубить окно в Европу».
Факт
1.Экспонат….. напоминает нам о факте…….
Факт
2. Экспонат….. напоминает нам о факте…….
Факт
3. Экспонат….. напоминает нам о факте…….
Аргумент
II. (Самостоятельно
сформулировать аргумент по фактам).
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Факт
1. Экспонат - указ Петра I Меньшикову об использовании основ шведского военного устава
в управлении военной коллегией (Витр. 18.Э.7) – напоминает нам о факте
создания новых органов власти: Сената (1711 год), коллегий (1718-1722).
Факт
2. Экспонат № __ в витрине 18 «Духовный регламент» 1722 года напоминает
нам о факте полного подчинения церкви светской власти и создании Синода (с
1721) для управления церковью, о секуляризации.
Факт
3. Экспонат № __ в витрине 18 – «Табель о рангах всех чинов» 1722 года –
напоминает о факте создания Петром мощной бюрократии – класса
чиновников, с помощью которого он укрепил самодержавие (абсолютизм).
Аргумент
III. (Самостоятельно изучить экспонаты и факты, сформулировать
аргумент).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Факт
1.
Факт
2.
Факт
3.
Место для «Аргумента IV» -
по желанию.
Сочинение
(Примечания.
Продолжите на обратной стороне. Для написания сочинения используйте логическую
схему, которую вы заполнили на экспозиции. Поразмышляйте над отношениями Петра I и
Алексея Петровича, о последствиях для народа реформ, которые проводятся любыми
средствами.)
Приложения
Схема движения по залу № 22 ГИМ
(В данном варианте
брошюры не публикуется)
Фото
(В данном варианте
брошюры не публикуются)
Источники и литература для учителя
- Воскресенский Н.А.
Законодательные акты Петра I. М., Л. 1945.
- Российская империя в XVIII – XIX веках. Путеводитель
по залам 22-39. М., 2006.
- Костомаров Н.И. Русская история
в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга 3. М., 1992.
- Ключевский В.О. Русская
история. Курс лекций в трех книгах. Кн. 2 и 3. М., 1993.
- Павленко Н.И. Петр I. М., 2000.