Мотив дороги и его философское звучание в литературе 19 века

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,41 kb
  • Опубликовано:
    2010-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мотив дороги и его философское звучание в литературе 19 века

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

г. Кургана



 Реферат

Тема: Мотив дороги и его философское звучание в литературе ХIХ века







Работу выполнила: Агапитова А.

Класс 11В

Научный руководитель:

учитель высшей категории русского языка

и литературы

Ромасенко Л. Г.

  

Курган  2008

План.

   Введение

Ι. Основная часть

1. Роль дороги в произведениях русской классики

1.1 Символическая функция

1.2 Композиционная и смысловая роли

2. Эволюция образа дороги

2.2  Золотой век русской литературы

2.2.1 Пушкинская дорога - «карнавальное пространство»

2.2.2 Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги

2.2.3 Жизнь - дорога народа в произведениях Н. А. Некрасова

            2.2.4 Дорога - жизнь человека и путь развития человечества в поэме

                      Н.В.Гоголя «Мёртвые души»           

       2.3 Развитие мотива дороги в современной литературе

     3.  «Очарованные странники» и «вдохновенные бродяги».

       3.1 «Несчастные скитальцы» Пушкина

       3.2 «Скитальцы-страдальцы» - праведники

ΙΙ. Заключение.

ΙΙΙ. Список литературы








Введение

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как  А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов,  Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков.

Тема реферата выбрана неслучайно: мотив дороги заключает в себе большой идейный потенциал и выражает различные чувства лирических героев. Все это и определяет актуальность данной темы.

Цель работы: раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХΙХ века, проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- подробно познакомиться с произведениями заявленных писателей;

- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве авторов;

- охарактеризовать роль дороги в раскрытии идей в произведениях классиков;

- представить художественные методы изображения дороги в произведениях писателей;

- скорректировать и провести подробный сопоставительный анализ  материала.

Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.

В работе над рефератом были использованы критические статьи таких авторов, как С.М.Петров, Ю. М. Лотман, Д.Д.Благой, Б.С.Бугров. Наиболее полно в литературе представлен анализ мотива дороги по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души». В своем реферате я преимущественно опиралась на работы Ю.Манна, представленные в книгах «Постигая Гоголя», «Смелость изобретения» и «В поисках живой души».

Для анализа мотива дороги в произведениях Н.А.Некрасова я использовала разработки Ирины Грачёвой (статья «Тайнопись поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») и Нины Полянских (статья «Стихотворение Некрасова «Железная дорога»), опубликованных в журнале Литература в школе.

Очень интересны работы Б.Дыхановой по повести «Очарованный странник» Лескова. Широко представлен анализ этого произведения и в журнале Литература в школе.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!