Биография Василия Поленова
Биография Василия Поленова
Василий Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 г. в Петербурге. С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не
просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи.
Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими,
воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить
полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской
семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать
любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и
художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой
губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти
две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным
человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за
конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще
несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник.
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера
АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к
себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает
работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится
непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу,
постигать ее великую гармонию.
В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский дворик". В этой
наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и
свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной
традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира.
"Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая
деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся"
барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на
переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах
маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира
природы.
Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад"
(1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во
время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из
лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме
ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то
есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени,
свободный мазок.
В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его
учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и
другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника
настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего
пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая
осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства.
Пейзажи - лучшее в его наследии.
Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный
замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: "...создать Христа не
только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди
народа". Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал
там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.
ник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и
грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском)
озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ
серии "Из жизни Христа" (1899-1909).
В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди
русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он
стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным,
но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди
реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э.
Ренана "Жизнь Иисуса". Поленов пытался освободить изображение
евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же
было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый.
Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил
наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. "Библейские
эскизы" последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное
духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая,
искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению
способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи,
которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и
вечно изменчивого мира. Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине
"Христос и грешница" (авторское название "Кто без греха?"
цензура заменила на "Христос и блудная жена").
Поленов стремился показать Христа как гуманиста,
противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене
жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и
равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной
одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников
и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом
академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой
убедительности.
Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это
не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы
театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в
начале XX в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену
церковном у. В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения
(1915). Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте
(совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г.
В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие
пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного
музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
Шедевры Василия Поленова
Золотая осень, 1893
Бабушкин сад, 1878
Заросший пруд, 1879
Больная, 1886
Московский дворик, 1878
Христос и грешница, 1888