Скульптурный портрет древнего Рима
Выполнила разработку
урока
преподаватель МОУДОД «ДХШ»
Боженко Т.С.
«Скульптурный
портрет др.Рима»
Методическая разработка урока для
учащихся «ДХШ» 2 класс (четырехлетнего обучения
Урок
является частью темы: «ИСКУССТВО АНТИЧНОГО МИРА».
Цель
урока: познакомить учащихся с
архитектурной композицией
Задача
урока: углубленное знакомство
учащихся с архитектурой, с ее сходством и отличием от других видов искусства.
Тип
урока: комбинированный
Метод
обучения: беседа – лекция,
закрепление материала, творческая работа учащихся
Оборудование: DVD диск «Античное искусство», иллюстрации
из книг: Н.А. Дмитриева « Краткая история искусств », Москва, «Искусство»,
1985г.; Лев Любимов «Искусство древнего мира», Москва, «Просвещение»,
1980г.; «Всеобщая история искусств» I–й том, Государственное
издательство «Искусство», Москва 1956г.
Ход
урока:
Римская скульптура представлена портретом.
Мужской портрет- беспощадный реализм (гротеск), женский – лиричный.
Этрусские традиции сыграли большую роль в
формировании римского портрета. На его становление большое значение так же
оказал римский культ предков, по которому, со слепков заказывались портреты умерших.
Складывались первые направления:
1. Мастера раннего республиканского периода
точно следовали натуре. Все ранние портреты объединяют характерные приемы
трактовки при разнообразии черт лица: выражение лица всегда мертвенно
спокойное, на гладком лбу проложены тонкие морщины, взор безжизненный, глазное
яблоко запало, рот сжат, скулы резко выражены (портрет старого римлянина).
2.Сочетание римской точности в изображении
черт лица с приемами обобщения характерного для греческого искусства (Александр
Македонский).
3.Идея господства
Рима, призванного править другими народами, как идеологическая программа нашла
свое образное воплощение в многочисленных статуях императоров, которые
воздвигали на площадях и в храмах (статуя Октавиана Августа).
4.На формирование
общественных взглядов большое влияние оказала сатира. Ее обличительный пафос
удивительно близок к беспощадному реализму портрета второй половины 1 века до
н.э. (портрет императора Веспасиона)
5.Парадный портрет
(портрет знатного римлянина).
Задание:
Лепка из глины портрета друга (работа
индивидуальная). Передача характера человека, его индивидуальности.
Материалы:
Глина, скульптурный
пластилин.
Выполнила разработку урока
преподаватель МОУДОД «ДХШ»
Боженко Т.С.
«Московское
зодчество»
Методическая разработка урока для
учащихся «ДХШ» 2 класс (четырехлетнего обучения.
Урок
является частью темы: «Древнерусское искусство».
Цель
урока: познакомить учащихся с
древнерусской архитектурой
Задача
урока: углубленное знакомство
учащихся с древнерусской архитектурой, с ее особеностями.
Тип
урока: комбинированный
Метод обучения: беседа – лекция, закрепление материала,
творческая работа учащихся
Оборудование: слайды с архитектурой Древней Москвы, Красная площадь
в Москве, храм Василия Блаженного.
Ход урока:
Первые упоминания о Москве
оставила Ипатьевская летопись (1147г.). к 1156г. Москва была крупным селеньем,
в это время выросли деревянные хоромы укрепленные стенами.
Москва лежала на пересечении
крупных торговых путей из Рязани в Новгород и из Киева во Владимир. Тверская
летопись свидетельствует, что в 1238г. Хан Батый захватил и уничтожил Москву,
но она быстро оправилась от потерь.
В 14 веке Иван Калита превратил
Москву в духовную столицу. В 1326г. Был заложен собор «Успенья Богородицы». К
.тому времени было построено 20 монастырей. Всего за годы его правления в
Москве возвели по меньшей мере 5 храмов: церковь Спаса на Бору (1330г.),
церковь Иоана Листвичника (1328г.). в цклом Московские постройки продолжали
традиции Владимирского зодчества, но декор у них был скромный.
Во второй половине 14 века начали
строительство оборонительных сооружений. Первым звеном становится белокаменный
Кремль Москвы. Башни и стены возвели 1367-1368гг. протяженностью 2км. В таком
виде Кремль простоял до 1485г. По всей Москве появились белокаменные храмы.
Кремль часто горел и нуждался в
коренной перестройке. Московский Кремль – плод совместного творчества
итальянских и русских мастеров.
Все стены и башни существующие в
Кремле были возведены в 1485-1495гг. Башни Кремля соединяются между собой
высокой крепостной стеной (в плане неправильный треугольник). Там где стены
образуют углы строились круглые башни. Самые высокие и мощные башни возводились
в тех местах где к Кремлю подходили важные дороги, там делались ворота.
Задание:
Конструирование из бумаги стен и башен Московского
Кремля (работа индивидуальная).
Материалы:
Белая бумага, ножницы, клей.