Классификация видов профессиональной деятельности
Оглавление :
1. Общее
представление о профессии………………………...1
2. Классификация видов труда………………………………….…3
3.Классификация профессий. ………………………………...6
Список литературы…………………………………………...14
1. Общее
представление о профессии.
Задумаемся над
вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от
лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род
трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся
источником существования.
Зеер Э.Ф.
определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и
духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда
необходимые средства для существования и развития.
Понятие профессия
многозначно и означает следующий ряд:
1) общность
людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления
личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески
формируемую самим субъектом.
Нередко
наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие
«специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.
В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы
деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен
обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и
профессионально важные качества.
Профессиональная деятельность — род труда, следствие его
дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В
ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек
(как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
• организатор условий
такой деятельности;
• источник ее
материального финансирования;
• регулятор правовых
отношений между участниками профессиональной деятельности;
• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее
значимость, престиж и т.п.).
Все эти функции могут выполняться государственными институтами
(например, в случае работы психолога в государственной общеобразовательной
школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий,
финансирование и др.). Однако даже при передаче функций частным лицам органы
государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной
деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и
аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а
учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному
стандарту (ГОС)).
С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных
задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут
обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого
результата, продукта.
С точки зрения конкретного человека, профессия — это деятельность,
которая является источником его существования и средством личностной
самореализации. По мнению А.К. Марковой, профессия — это «социально ценная и
ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и
духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного
труда необходимые средства его существования и развития».Для осуществления
профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков,
иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности.
Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления
человека как профессионала и степень успешности его профессиональной
деятельности.
Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически
сложившегося разделения труда.
2. Классификация видов труда.
Для каждого этапа развития общества,
его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса
характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот
процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях
конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда
(самосознания, самоопределения молодежи и т. д.) и людских ресурсов
(численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида
рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового
процесса.
Для более ясного и системного представления о современных типах
профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам
классификации их по различным основаниям.
В зависимости от основания классификации профессии объединяются в
разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры
самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями
конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому
общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и
характеристика его субъекта.
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии
с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям,
характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также
делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени
необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так
как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по
тому или иному основанию.
Разнообразие характеристик
трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации
(классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве
примера можно привести один из фрагментов такой классификации.
1. По характеру рабочей
нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют
физический и умственный труд.
2. По характеристикам цели
труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд
подразделяется на:
— оперативный (управляющий),
операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий
(стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная
работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический
(изобретательство);
— динамический и статический;
— однообразный (монотонный) и
разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
3. В зависимости от условий
деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды
в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном
воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы,
низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская
работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности
за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности
для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
4. По форме организации
деятельности выделяют следующие виды труда:
— регламентированный (с определенным
распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный
(пересменка, вахта);
— индивидуальный и коллективный
(совместный).
Совместная деятельность — это
организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда,
объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных
условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных
деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по
содержанию и форме организации объективно становится все более совместной.
Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как
изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в
структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной
деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи,
общий мотив, совместные действия и общий результат.
Основные признаки совместной
деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных
характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить
целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность
(управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и
временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта
(группы).
3.Классификация профессий.
Мир профессий и специальностей очень
многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников
насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда
научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется
систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо
профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда,
величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).
Психологическая классификация
профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли
психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований.
Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже
была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого
подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в
том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного
психического процесса в данном виде деятельности. Били предложены классификации
по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но
это, конечно, односторонний подход.
Были также попытки дать
классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической
промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть
психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно
большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко
отличаются друг от друга.
Интересно, что еще в XVIII
веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою
классификацию видов профессиональной деятельности:
нужные науки (образование,
здравоохранение, экономика, право);
полезные науки (сельское хозяйство,
физика, биология, математика);
щегольские или увеселяющие науки
(литература и искусство);
тщетные науки (алхимия, астрология);
нужные науки (образование,
здравоохранение, экономика, право);
вредительские науки (колдовство).
Очень любопытный подход был
предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П. Струмилиным. Он
положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень
самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но,
конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии
делить на пять типов труда :
I тип- автоматический труд,
строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ,
характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение
рабочего дня.
II- полуавтоматический труд.
Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не
всегда строго регламентированы.
III- шаблонно-исполнительный
труд. Это пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он
вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и
машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.
Следующие два типа, которые он
выделил относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл
«самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его
в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий
труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.
В целом в этой классификации
есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам.
Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.
В настоящее время
классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой
системе. Профессиография» , разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде
под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении
вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе
многофакторного принципа.
Первый ярус составляют пять
типов профессий по признаку различий их объектных систем:
* «Человек – природа»
Профессии: семеновод,
мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант
химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа «человек –
природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные
организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским
хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями
(биология, география). Определенный интерес к природе (не основной) должны
иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Указанное деление не означает, что
труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы,
например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются
вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания
и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа
важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха
или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.
Особенность биологических объектов
труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам),
нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут,
развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много
знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые
подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в
решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.
Главный, ведущий предмет труда -
технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр,
техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик,
строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Труд работников здесь направлен не
только на технику, но и на ведущий предмет профессионального внимания - область
технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа «человек –
техника» можно выделить:
профессии по добыче, обработке
грунтов, горных пород;
профессии по обработке и
использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
профессии по производству и обработке
металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке,
обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий,
сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу
электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке,
обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением
подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов
сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании,
перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность,
определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда
создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности
для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом
к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская
дисциплина.
*«Человек – человек»
Главный, ведущий предмет труда -
люди.
Профессии: врач, учитель, психолог,
парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и
др.
Среди этого типа профессий можно
выделить:
профессии, связанные с обучением и
воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением
производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым,
торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным
обслуживанием;
профессии, связанные с
информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными
коллективами;
профессии, связанные с медицинским
обслуживанием.
Для успешного труда по
профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с
людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть
знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые
очень важны в работе:
устойчивое хорошее настроение в
процессе работы с людьми;
потребность в общении;
способность понимать намерения,
помыслы, настроения людей;
умение быстро разбираться во
взаимоотношениях людей;
умение находить общий язык с разными
людьми.
*«Человек - знаковые системы»
Главный, ведущий предмет труда -
условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник,
инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Среди профессий типа «человек -
знаковые системы» есть:
профессии, связанные с оформлением
документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием,
перекодированием;
профессии, предметом труда в которых
являются числа, количественные соотношения;
профессии, связанные с обработкой
информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии,
нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих
обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и
сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При
обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля,
проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых
систем.
*«Человек - художественный
образ»
Главный, ведущий предмет труда -
художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник,
музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа «человек - художественный
образ» включают:
профессии, связанные с
изобразительной деятельностью;
профессии, связанные с музыкальной
деятельностью;
профессии, связанные с
литературно-художественной деятельностью;
профессии, связанные с актерско-сценической
деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа
«человек - художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых
затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко
прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности
конечного результата труда.
На втором ярусе в пределах
каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:
1) гностические (от греч. — знание)
профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор
(Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;
2) преобразующие профессии (П) —
мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З),
цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;
3) изыскательские профессии (И) —
летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч),
программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.
На третьем ярусе каждый из
предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку
основных орудий (средств) труда:
1) профессии ручного труда (Р) —
контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П),
ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;
2) профессии машинно-ручного труда
(М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;
3) профессии, связанные с применением
автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным
управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;
4) профессии, связанные с
преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и т. п.
На четвертом ярусе в каждом из
четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку
условий труда (У):
1) работа в помещении с нормальным
микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;
2) работа на открытом воздухе (О) —
агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;
3) работа в необычных условиях (Н) —
водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;
4) работа в условиях повышенной
ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.
Выделенные четыре группы (яруса) признаков
являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет,
во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить
(используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной
профессии.
Изложенная классификация
предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, —
это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий
характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве
полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.
Список литературы :
1. Котелова Ю. В.
Очерки по психологии труда: Учебное пособие.М.,2006
2. Иванова Е. М.
Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учебное
пособие. - М. ,2005
3.Зеер
Э.Ф. Психология профессий.. М., 2006.
4. Дружинин В.
Психология. Учебник для гуманитарных вузов.М.,2008
5.Бодров В.А.
Психология профессиональной пригодности.М.,2001