Порядок исчисления и уплаты банками ЕСН

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,18 kb
  • Опубликовано:
    2010-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок исчисления и уплаты банками ЕСН

Негосударственное образовательное учреждение

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Институт налоговой службы

Кафедра налогового дела, бухгалтерского учета и аудита

Специальность 351200 Налоги и налогообложение





Контрольная работа

по дисциплине:

«Налогообложение организации финансового сектора экономики»

на тему: «Порядок исчисления и уплаты банками ЕСН ».

Вариант №8







                                                           Выполнила студентка

4 курса Н-341группы

Помендюкова О.Н


                   Научный руководитель

                                                            Преподаватель





                                       

Самара 2009

Экономическое содержание и плательщики
единого социального налога

Идея единого социального налога (ЕСН) возникла достаточно давно. В 1998 г. МНС России предложило ввести для всех социальных внебюджетных фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета, анализа и контроля одному ведомству.

Обосновывалось это тем, что плательщик социальных взносов должен был предоставлять отдельные формы отчетов для каждого фонда, а также производить уплату налоговых платежей в сроки, установленные тем или иным фондом. Многочисленные нормативные акты, вводимые фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам.

01.01.2001 г., со вступлением в действие ч. 2 НК РФ, был введен единый социальный налог (взнос). Введение ЕСН позволило снять только некоторые из вышеназванных проблем. Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимок, пени и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога. Но введение ЕСН практически не упростило, а усложнило работу бухгалтерий организаций, т.к. налогоплательщики предоставляют формы отчетности не только во внебюджетные фонды, но и в налоговую инспекцию, появились новые, дополнительные формы отчетности.

С введением ЕСН государственные внебюджетные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидируются. Для них устанавливается единая налоговая база - выплаты, начисленные в пользу работников. Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включены в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде страхования согласно ст. 11 Федерального закона "О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (с изменениями от 01.01.2009г)

В качестве налогоплательщиков ЕСН в соответствии со ст. 235 "Налогоплательщики" НК РФ признаются:

1. работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т.ч.:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Категории налогоплательщиков различают по основаниям, по которым исчисляют и уплачивают налог. Для первой категории, к которой относятся и коммерческие банки, таким основанием являются выплаты, производимые ими физическим лицам. Для второй - получаемые самими налогоплательщиками доходы.

Закреплена норма, в соответствии с которой, если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подп. 1 и 2, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Так, все перечисленные в п. 2 налогоплательщики являются плательщиками ЕСН как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников.

Одновременно действует норма, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов РФ на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности, не являются плательщиками ЕСН.

 

Объект налогообложения и налоговая база


Произошло значительное увеличение объектов налогообложения для исчисления взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Наряду с ранее облагаемыми доходами, начисляемыми работодателям в пользу работников по всем основаниям, появились новые возможности расширения налогооблагаемой базы. В настоящее время объектом налогообложения ЕСН являются:

1) выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в т.ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1 тыс. руб. в расчете на календарный месяц;

2) доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

При этом, если указанные выплаты у налогоплательщиков-организаций и банков не отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, то они не признаются объектом налогообложения по ЕСН. Ранее выплаты не являлись объектом налогообложения, если они производились за счет средств, оставшихся в распоряжении организации (банка) после уплаты налога на прибыль.

Расходы в виде взносов на пенсионное страхование (негосударственное пенсионное обеспечение), превышающие установленный норматив, либо при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются и, как следствие, не подлежат обложению ЕСН.

При оплате банком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы, не подлежат обложению ЕСН суточные в пределах установленных норм, документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.

При выплате суточных сверх установленных норм, а также при непредоставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы, выплачиваемые работнику по этим основаниям, также освобождаются от обложения ЕСН, т.к. данные расходы не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Аналогично сверхнормативные расходы на компенсацию за использование личных автомобилей в служебных целях не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Налоговая база


Налоговая база налогоплательщиков (работодателей) - сумма доходов, начисленных ими за налоговый период в пользу работников.

Налоговая база налогоплательщиков, осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в ст. 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" НК), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды.

Одной из особенностей ЕСН является то, что налогоплательщик должен определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом . При этом не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. Плательщиком ЕСН является не сам работник, а работодатель. Поэтому, если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. В подобных случаях производится начисление налога на выплаты в пользу работника, а не удержание его с заработной платы, как это имело место в подоходном налоге.

Следует обратить внимание на то, что налоговая база расширилась на сумму дополнительной материальной выгоды, получаемой работником. К такой материальной выгоде может быть отнесена:

1) дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в т.ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

2) дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

3) материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 "Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды" НК;

4) материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 9 п. 1 ст. 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" НК РФ: суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами, соответственно, за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы организаций); в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

 Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Льготы по единому социальному налогу


В ст. 238 "Суммы, не подлежащие налогообложению" Кодекса перечислены виды доходов, не подлежащих обложению ЕСН, а в ст. 239 "Налоговые льготы" предусмотрен достаточно широкий перечень льгот по данному налогу для различных категорий налогоплательщиков. Здесь предусмотрены меры как ужесточающего характера, так и предоставление дополнительных льгот по уплате социального налога в отношении сумм, не подлежащих налогообложению.

Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, в частности:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации);

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;

4) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

5) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.

Наблюдается более широкая социальная направленность действующих законодательных норм. Так, в состав подлежащих налогообложению доходов не включаются суммы, выплаченные работодателями за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:

1) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок);

2) суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;

3) суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами;

4) оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей.

В отличие от ранее действовавшего порядка, введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от уплаты налога. Организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты ЕСН с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение одного налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами.

Существует довольно широкий перечень иных льгот для организаций инвалидов, лечебно-оздоровительных, научных, культурных учреждений по данному налогу, но на банки они не распространяются.

Ставки налога


Единый социальный налог начисляется по соответствующим ставкам в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика. Шкалы ставок ЕСН построены по принципу регрессного исчисления и уплаты налога: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога и, соответственно, сумма налога (табл. 1).

Таблица 1



+-----------+---------+---------+----------------------+---------+

¦ Налоговая ¦Федераль-¦Фонд     ¦ Фонды обязательного  ¦  Итого  ¦

¦   база    ¦ный бюд- ¦социаль- ¦     медицинского     ¦         ¦

¦физическое ¦         ¦страхо-  +----------+-----------+         ¦

¦   лицо    ¦         ¦вания    ¦Федераль- ¦Террито-   ¦         ¦

¦нарастающим¦         ¦Россий-  ¦ный фонд  ¦риальные   ¦         ¦

¦  итогом   ¦         ¦ской     ¦обязатель-¦фонды      ¦         ¦

¦ с начала  ¦         ¦Федерации¦ного меди-¦обязатель- ¦         ¦

¦   года    ¦         ¦         ¦цинского  ¦ного меди- ¦         ¦

¦           ¦         ¦         ¦страхо-   ¦цинского   ¦         ¦

¦           ¦         ¦         ¦вания     ¦страхования¦         ¦

+-----------+---------+---------+----------+-----------+---------+

¦     1     ¦    2    ¦    3    ¦     4    ¦     5     ¦    6    ¦

+-----------+---------+---------+----------+-----------+---------+

До 280 000  20,0 про- 2,9 про-  1,1 про-   2,0 про-    26,0 про-

рублей      цента     цента     цента      цента       цента



От 280 001  56 000    8 120     3 080 руб- 5 600 руб-  72 800

рубля       рублей    рублей    лей + 0,6  лей + 0,5   рублей

до 600 000  + 7,9     + 1,0     процента   процента    + 10,0

рублей      процента  процента  с суммы,   с суммы,    процента

             с суммы,  с суммы,  превы-     превы-      с суммы,

             превы-    превы-    шающей     шающей      превы-

             шающей    шающей    280 000    280 000     шающей

             280 000   280 000   рублей     рублей      280 000

             рублей    рублей                           рублей



 Свыше       81 280    11 320    5 000      7 200       104 800

600 000     рублей    рублей    рублей     рублей      рублей

рублей      + 2,0                                      + 2,0

             процента                                   процента

             с суммы,                                   с суммы,

             превы-                                     превы-

             шающей                                     шающей

             600 000                                    600 000

             рублей                                     рублей.

------------------------------------------------------------------





Введение регрессивной шкалы преследовало цель избежать теневого учета части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наемного работника снижается размер отчислений ЕСН.

Налогоплательщики, организации, в т.ч. и банки, производящие выплаты физическим лицам, применяют базовую ставку налога 26% при налоговой базе на каждого работника до 280 000  руб.

Введение такого условия применения регрессии нацелено на то, чтобы высокая заработная плата выплачивалась не только руководящему составу организации (банка), но и всем остальным работникам..

Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Порядок исчисления и уплаты налога


Порядок исчисления и уплаты налога существенно отличается для налогоплательщиков-работодателей и налогоплательщиков, не являющихся работодателями. Так как мы рассматриваем особенности исчисления и уплаты единого социального налога банками, то подробнее остановимся на порядке исчисления и уплаты данного налога для налогоплательщиков-работодателей.

Для исчисления единого социального налога особое значение имеет порядок определения даты получения доходов. В соответствии со ст. 242 "Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)" НК РФ в целях исчисления налога дата получения доходов и осуществления расходов определяется как:

1) день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для доходов, начисленных налогоплательщиками-работодателями, производящих выплаты наемным работникам, организациями, в т.ч. и банками, а также индивидуальными предпринимателями;

2) день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду. При расчетах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счета налогоплательщика.

Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.

В соответствии со ст. 243 "Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-работодателями" НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики-работодатели уплачивают авансовые платежи по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Банк не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.

Налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах, выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

С введением единого социального налога налогоплательщики-работодатели не освободились от обязательств по представлению сведений в органы социальных внебюджетных фондов, а сумма налога исчисляется налогоплательщиками отдельно по каждому внебюджетному фонду.

Согласно п. 5 ст. 243 НК РФ работодатели обязаны представлять ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:

1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;

2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

4) расходов, подлежащих зачету;

5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Начиная с 2002 г. формирование пенсионных выплат осуществляется исходя из базовой и накопительной пенсий. Для финансирования этих составляющих потребовалось произвести "раздвоение" ставки единого социального налога в ПФР на 2 части: ч. 1 идет на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии и ставку единого налога в части, перечисляемой в ПФР, с одновременным введением тарифа страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемого Федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования накопленной части трудовой пенсии, т.е. 14% идут на финансирование базовой пенсии и 14% - на дифференцированную. А именно вторые 14% закрепляются в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком.

Из 14%, зачисленных на личные счета граждан, в чистом виде в накопление для начала пойдет только часть средств. Остальная часть дифференцируемой пенсии будет существовать, так сказать, в условно накопительной форме. Это еще не "живые" деньги. Реально человек может их получить лишь после 55-60 лет, а до этого его взносы будут использоваться для выплат предыдущим поколениям. Выплаты с накопительных счетов осуществляются с 2003 г. Необходимо, чтобы человек пополнял свой счет хотя бы в течение одного года. Но право на пенсию человек должен зарабатывать не в последние 2 года, а в течение всей трудовой жизни.

В случае значительного увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщик обязан (вправе) представить уточненную декларацию по единому социальному налогу.

Процесс взимания единого социального налога сопряжен с определенными трудностями: не до конца ясны многие технические моменты; слишком часто происходят изменения в порядке его исчисления и взимания. В том случае, если проблемы с ЕСН и пенсионными взносами будут усугубляться, возникнет необходимость в форсированной реформе налога. Минфин и Правительство соглашаются с предложениями снизить максимальную ставку налога. Объем поступлений ЕСН и взносов в бюджет создают базу для полноценного финансирования пенсионной реформы и повышения пенсий.


























Список использованной литературы



1. ФЗ от 02.12.1990 №395 -1 (ред. от 28.02.2009)  «О банках и банковской деятельности»

2. ФЗ  "О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ (с изменениями от 01.01.2009г)

3. Батракова Л.Г.Экономический анализ деятельности коммерческого банка,2007

4. Муравлева Т.В. Налогообложение банков. - Система ГАРАНТ, 2005

5. Романова М.В. Большая книга бухгалтера банка (БКББ). Ежегодный

справочник-альманах 2006-2007 гг. Часть I. Налогообложение - Издательская группа "БДЦ-пресс".2006г

6. Усатова Л.В. , М.С.Сероштан, Е.В.Арская.Бухгалтерский учет в коммерческих банках. 2-е издание. Издательство: Дашков и К.2007.

7. Правовая система «Консультант плюс»




Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!