Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления
Министерство
Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
Академия гражданской защиты
Кафедра: Социальных наук
Учебная дисциплина: Правоведение
Курсовая работа на тему:
МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ
Исполнил:
учебная группа
Новогорск 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение……………………………………………………………………………..3
2.
История
становления МЧС России ………………………………………………..4
3. Задачи МЧС………………………………………………………………………….7
4. Структура МЧС……………………………………………………………………...9
5. Место, роль и
функции структур МЧС в системе органов управления………..10
6. Роль, функции и
задачи местных органов управления ГОЧС…………………..13
7. Основные задачи
МЧС субъекта федерации……………………………………..15
8. Основные
функции МЧС субъекта федерации…………………………………..16
9. Основные
перспективы развития…………………………………………………19
10. Заключение…………………………………………………………………………22
11. Список использованной
литературы……………………………………………..23
Введение
Ежегодно в Российской Федерации
имеется достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного,
экологического, природного характера. Страдают, гибнут люди, наносится
большой материальный ущерб. Поэтому важной государственной функцией являлось
и является защита населения и национального достояния от последствий ЧС,
аварий, катастроф и других стихийных бедствий, а также вооруженных конфликтов
- социальных бедствий для населения. После Чернобыльской катастрофы была
сделана попытка перестройки гражданской обороны, но она желаемых результатов
не принесла. И только создание Госкомитета РФ а затем и Министерства РФ по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий (МЧС России) стало главным шагом в деле построения в стране
современной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
МЧС выступило в роли мозгового
управляющего и организующего центра. Оно является федеральным органом
исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим
управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган
по организации обеспечения безопасности населения и государства при
различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования
и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а
также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной
власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в
сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Особого упоминания заслуживает
практическая деятельность МЧС России и РСЧС в сфере оказания гуманитарной
помощи.
История становления МЧС России
27 декабря
1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании
российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а
также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования,
предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.
В 1995 году указом президента 27 декабря объявлено Днем спасателя
Российской Федерации.
Весной и осенью 1991 года прошли первые съезды российского
корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных
формирований России.
17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР
Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей. 28
апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.
В связи с необходимостью расширения полномочий российский
корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91
был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем
которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.
19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221
был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР
(ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый
государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской
обороны РСФСР Министерства обороны СССР.
Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9
региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ),
Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ),
Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск
(Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский
РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
13 марта 1992 года постановлением правительства Российской
Федерации №154 создан Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО) с
базированием его на аэроузле “Раменское” (г.Жуковский Московской области).
18 апреля правительство Российской Федерации приняло
постановление №261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях”, которым утвердило Положение об РСЧС, а также
определило функции органов государственного управления Российской Федерации по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с этим
постановлением на всех уровнях государственного управления были воссозданы
территориальные и отраслевые комиссии по чрезвычайным ситуациям или органы,
выполняющие их функции, разработан план приведения ГКЧС России к действиям при
авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования
РСЧС, ее подсистем и звеньев.
Во второй половине 1992 года началось формирование
поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление
правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 “О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб,
пунктов и центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию
взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22
сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136
“О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны”.
В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года
территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением
Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах
создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по
чрезвычайным ситуациям.
Для координации деятельности министерств и ведомств Российской
Федерации по основным направлениям функционирования РСЧС в 1993 году при ГКЧС
России были созданы:
· Межведомственная противопаводковая комиссия (распоряжение
правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. №307-р);
· Национальная комиссия Российской Федерации по проведению
международного десятилетия ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий
(постановление правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. №26);
· Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных
формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке
(постановление правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 507);
· Межведомственная морская координационная комиссия по
предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах
России при ГКЧС России (постановление правительства Российской Федерации от 8
июля 1993 г. № 636);
· Межведомственная комиссия Российской Федерации по борьбе с
лесными пожарами (постановление правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 643).
В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество
ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную
организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться
контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.
В сентябре 1993 года в Москве советом глав правительств СНГ был
учрежден Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и
техногенного характера в рамках соглашения стран СНГ.
10 января 1994 г. указом президента Российской Федерации №66 “О
структуре федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России был
преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС
России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите
граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других
катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
Указом президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.
В 1994 году создается Центр специального назначения (г.Москва),
предназначенный для повышения оперативности реагирования на чрезвычайные
ситуации, для обеспечения автономности работы оперативных групп МЧС России и
других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению мероприятий в районах
чрезвычайных ситуаций, в том числе для экстренного выполнения
аварийно-спасательных и инженерных работ особой сложности в труднодоступной
местности с десантированием спасателей и грузов.
Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора,
обработки и отображения информации, информационной поддержки принимаемых
решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) с
обеспечивающими подразделениями и комплексом технических средств
автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
Правительство России приняло решение об организации единой
всероссийской службы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.
21 декабря 1994 года был принят закон “О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, который
стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных
ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий,
катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой
основы деятельности чрезвычайной службы России.
С целью централизации межведомственных функций управления
особенно при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях постановлением
правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 164 была создана межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, определены ее задачи и персональный состав.
14 июля 1995 г. был принят федеральный закон Российской
Федерации “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”. Этот закон
определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и
деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на
территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность
спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и
социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших
участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
С целью повышения эффективности экономического регулирования в
области предупреждения чрезвычайных ситуаций по инициативе и при содействии МЧС
России в июле 1995 года была создана Чрезвычайная страховая компания.
2 ноября 1995 г. правительство Российской Федерации приняло
постановлением №1085 “О федеральной целевой программе “Создание единой
государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки
(ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации”.
Задачи МЧС
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ставит перед собой следующие задачи:
1. разработка предложений по государственной политике в области
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и
катастроф, проведения подводных работ особого назначения.
2. руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками
гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной
службой МЧС России;
3. обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской
системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
4. организация и осуществление государственного надзора за готовностью к
действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением
мероприятий по их предупреждению;
5. руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами
по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных
ситуаций;
6. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по
преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за
осуществлением мероприятий в этой области;
7. организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-
технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию
чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий
радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а
также на повышение устойчивости функционирования объектов народного
хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
8. координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных
резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения
первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль над
целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской
Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
9. организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов
управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к
действиям в чрезвычайных ситуациях;
10. организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в
компетенцию Министерства;
11. организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий
радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники,
боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и
контейнеров с радиоактивными отходами;
12. организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях
и выживанию в экстремальных условиях;
13. осуществление руководства функционированием и развитием федеральной
системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
14. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по
проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ,
ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и
радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;
15. организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных
ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих
территориальных и локальных систем оповещения;
16. организация совместно с заинтересованными организациями и координация
работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию,
районированию территории Российской Федерации по наличию
потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий,
разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на
объектах народного хозяйства и территориях;
17. организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению
Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате
чрезвычайных ситуаций;
18. определение совместно с федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и
средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
создание учебных и реабилитационных центров;
19. рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных
заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при
чрезвычайных ситуациях;
20. организация проведения научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при
чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания
новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения
устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при
чрезвычайных ситуациях;
21. координация разработки, утверждение или согласование программы
обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и
формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в
чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций
спасателей и аварийно-спасательных формирований;
22. осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами
массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий
радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей,
повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства
при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
23. осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской
обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том
числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания
помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого
назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.
Структура МЧС
Центральный аппарат
Центральный аппарат МЧС состоит из следующих департаментов,
отделов и органов управления:
Департамент управления
Департамент Гражданской обороны
Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Департамент материально-технического обеспечения и вооружения
Департамент мероприятий защиты населения и территорий
Департамент финансово-экономический
Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов
Департамент международного сотрудничества
Управление кадров
Организационно-мобилизационное управление
Управление Аппарата Министра
Управление Связи и Оповещения
Научно-техническое управление
Правовое управление
Медицинское управление
Хозяйственное управление
Информационный отдел (Пресс-служба)
МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ
В жизни современного человечества все большее место
занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по
ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали
более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как
чрезвычайные ситуации.
Поэтому важной государственной функцией являлась и
является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных
ситуаций.
Долгое время эту функцию выполняла система гражданской
обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени,
рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как
дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены
задачи мирного времени.
Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных
ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в
ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в
последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил
созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Объединив усилия ведомств и территорий в единую
систему, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и
производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой
области.
Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее
реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что
эта роль сводится к трем целевым функциям системы:
- предупреждение возникновения ЧС;
- снижение потерь и ущерба от ЧС;
- ликвидация последствий ЧС.
Если удается в достаточной степени выполнить эти
целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет
удовлетворена.
РСЧС объединила
органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время созданы территориальные и
функциональные подсистемы РСЧС.
Организация, состав сил и средств, порядок
деятельности функциональных подсистем РСЧС определены положениями о них,
утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной
власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы,
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать
задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного
управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы
связи, оповещения, информационного обеспечения.
Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На
первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для
противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения,
перенять все возможности и весь их опыт.
Поэтому настоящая структура - от данности, в ней
объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с
ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность
некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны,
разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый
организм, где все составные части работают слаженно.
Не секрет, что в значительной степени при построении
РСЧС использовалась структура системы гражданской обороны. Сохранился и
присущий ей производственно-территориальный принцип построения. В этих условиях
возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС.
Федеральным законом “О гражданской обороне”
установлено, что ГО организуется в целях защиты населения, материальных и
культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий.
Ясно, что несмотря на некоторые отличия в решении
задач мирного времени или военного времени, иметь две раздельные системы
нецелесообразно, поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же
методами и средствами. Единая система должна полностью наследовать
международный юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять государственные
полномочия и расширенный круг задач РСЧС.
Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым
названием системы “Гражданская защита”.
Основными направлениями совершенствования и развития
РСЧС в последние годы являются:
- создание единой нормативно-правовой базы системы;
- развитие системы управления и укрепление ее органов;
- усиление научно-методического и информационного
обеспе-чения системы;
- укрепление сил системы;
- совершенствование материальной базы системы;
- повышение уровня подготовки руководящих работников,
специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и
населения страны;
- расширение и укрепление связи РСЧС с органами
государственной власти, органами местного самоуправления,
производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и
населением России, также зарубежных стран.
Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному
уровню относятся органы управления, силы и средства центрального
подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС
России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные
федеральным органам исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по девяти регионам (7 -
после образования Сибирского региона). В составе РСЧС образованы Центральный,
Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский,
Забайкальский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный регионы.
Основным органом управления, ответственным за
функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является
соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение
регионального центра - координация деятельности территориальных органов
исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Регионы, в основном, образованы в границах военных
округов. За истекший период статус центров, их задачи и принципы деятельности
прошли некоторую практическую апробацию. В целом их становление состоялось, но
нерешенных проблем еще много. Основные трудности в деятельности центров были
связаны с отсутствием на региональном уровне государственных органов
управления, на которые они могли опираться. Сейчас осуществляется тенденция
объединения республик, краев и областей в ассоциации и другие союзы на основе
экономического сотрудничества. Во главе таких объединений становятся
коллегиальные органы управления, с опорой на которые и возможна работа
региональных центров. Таким образом, наиболее реальным в настоящее время
способом преодоления упомянутых трудностей является создание при коллегиальных
органах экономического сотрудничества территорий региональных советов по
чрезвычайным ситуациям.
Органы управления ГОиЧС включены в состав
соответствующих органов исполнительной власти. Это расширяет их возможности и
упрощает руководство силами РСЧС со стороны начальников гражданской обороны.
По ходу стабилизации структуры органов федеральной
исполнительной власти проведена реорганизация и целесообразная унификация их
органов управления, занимающихся вопросами ГОиЧС.
Следует еще раз подтвердить действенность института
начальников гражданской обороны, дающему нашей системе вертикаль
соподчиненности и содействующему целесообразной централизации управления. Все
руководство гражданской обороной и РСЧС (гражданской защиты) в мирное и военное
время осуществляется через МЧС России.
К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и
средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсистем,
дислоцированных на этих территориях.
Местный уровень
- охватывает территорию района, города (района в городе), а объектовый -
территорию предприятия, учреждения и организации.
Основным органом управления, ответственным за
противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является
комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной
власти.
Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе
ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно
реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в чрезвычайных условиях - оперативно
мобилизовывать ресурсы соответствующих территорий и эффективно ликвидировать
чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями органов исполнительной
власти. Рабочими органами этих комиссий являются министерства, комитеты,
управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Эти
органы, являющиеся основными органами повседневного управления, функционируют
на всех уровнях, вплоть до сельского района включительно.
Уточним роль, функции и задачи местных органов
управления ГОЧС. В каждом субъекте федерации (СФ) создано Министерство по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
МЧС СФ осуществляет
свою деятельность:
а) под руководством МЧС России
по вопросам:
формирования
и установления основ федеральной политики и федеральных программ в области
гражданской обороны;
подготовки проектов федеральных
законов. Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
организации проведения научных
исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
определения задач, функций,
порядка деятельности, прав и обязанностей органов исполнительной власти СФ в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, осуществления руководства единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
участия в обеспечении создания
республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также определения порядка использования указанных
резервов;
осуществления контроля за
процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком
использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдением при
этом необходимых мер безопасности;
принятия решении о
непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании
помощи в случае их возникновения на территории СФ, а также при чрезвычайных
ситуациях на территориях других субъектов Российской Федерации - по указанию
МЧС России, Главы СФ и Правительства
СФ;
определения порядка сбора
информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между органами
исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации,
органами местного самоуправления, а также органами, специально уполномоченными
решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в составе органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления; участия в планировании
совместно с Приволжским региональным центром но делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применения
войск гражданской обороны в мирное время на территории СФ:
б) под руководством
Правительства СФ по вопросам:
подготовки в соответствии с
федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов СФ в области
защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации, по реализации
мероприятий в области гражданской обороны:
осуществления подготовки и
содержания в готовности необходимых сил и средств гражданской обороны,
республиканской территориальной подсистемы РСЧС для защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения по гражданской обороне,
а также способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного
и военного времени;
принятия решений о проведении
эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и обеспечении их проведения;
осуществления в установленном
порядке сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного
оповещения и информирования населения о мероприятиях гражданской обороны, об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержания
общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил
и средств - обращения за оказанием помощи к органам исполнительной власти
ближайших субъектов Российской Федерации, к МЧС России и в установленном
порядке к Правительству Российской Федерации;
осуществления мероприятий
гражданской обороны, защиты населения и территории СФ от чрезвычайных
ситуаций;
создание республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории СФ;
содействия устойчивому
функционированию организаций. предприятий, учреждений в условиях чрезвычайных
ситуаций;
в) под совместным руководством
МЧС России и Правительства СФ по вопросам:
разработки предложений по
реализации государственной политики в области гражданской обороны;
проведения карантинных
мероприятий;
проведения предупредительных мероприятий
по снижению последствий катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации
их последствий.
Основные задачи МЧС СФ
Основными
задачами МЧС СФ являются:
разработка предложений по
реализации государственной политики в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в установленном
порядке в реализации принятых по ним решений;
планирование, разработка и
осуществление мероприятий по гражданской обороне и контроль за их выполнением
на территории СФ;
организация оповещения и
информирования населения республики о приведении в готовность системы
гражданской обороны, об угрозе нападения противника и применения им средств
массового поражения;
организация подготовки
населения, должностных лиц и формирований республиканской территориальной
подсистемы РСЧС по гражданской обороне, по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
организация и осуществление на
территории СФ государственного надзора и контроля за выполнением установленных требований
по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
готовностью органов повседневного управления, сил и средств республиканской
территориальной подсистемы РСЧС к проведению поисково-спасательных,
аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
участие в разработке и
реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного
времени, организация работы по обеспечению органов повседневного управления,
сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом
документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и
объекты систем жизнеобеспечения населения;
участие в планировании и
организации работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска
(потенциально опасных объектов), дача заключений по лицензированию потенциально
опасных объектов в области гражданской обороны, участие в работе по проведению
экспертизы при проектировании и строительстве объектов;
организация подготовки населения по гражданской обороне
и действиям их в чрезвычайных ситуациях;
участие в планировании,
организации, обеспечении и проведении эвакомероприятий совместно с органами
исполнительной власти СФ, органами местного самоуправления и военным
командованием в условиях мирного и военного времени;
обеспечение защиты информации, в
том числе и составляющей государственную тайну, в соответствии с возложенными
задачами и в пределах своей компетенции;
организация разработки
мобилизационных планов по мероприятиям гражданской обороны СФ в составе
мобилизационных планов экономики Российской Федерации;
проверка состояния гражданской
обороны объектов экономики СФ;
разработка планов
доукомплектованная и отмобилизования МЧС СФ и возложенных на него формирований;
организация работы по созданию и
совершенствованию нормативно-правовой и организационно-методической
документации по мобилизационной подготовке в части, касающейся мероприятий по
гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке нормативных
правовых актов СФ на военное время по вопросам гражданской обороны, в том числе в
подготовке ежегодных планов разработки региональных проектов нормативных актов
на военное время:
обеспечение функционирования и
развития республиканской территориальной подсистемы РСЧС, создание и
обеспечение готовности органов управления, сил и средств в условиях мирного и
военного времени;
руководство работами по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуацией па территории СФ, в том числе на
внутренних водах;
организация и проведение
аттестации территориальных аварийно-спасательных формирований, спасателей и
образовательных учреждений по их подготовке, координация деятельности
ведомственных и объектовых аттестационных комиссий;
организация работы по созданию
резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
в СФ.
участие в разработке и
реализации федеральных и республиканских целевых и научно- технических
программ;
организация разработки
территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики.
Основные функции МЧС СФ
МЧС СФ в соответствии
с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
организует и контролирует
выполнение мероприятий в области гражданской обороны;
организует работу по созданию,
размещению, подготовке и оснащению сил гражданской обороны, республиканской
территориальной подсистемы РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;
организует взаимодействие
органов исполнительной власти СФ, органов местного самоуправления и координирует
их деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
разрабатывает и вносит на
рассмотрение Начальника гражданской обороны СФ проекты Плана гражданской обороны и Плана
действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит
предложения в региональный План взаимодействия субъектов Российской Федерации
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба и потерь в случае их
возникновения;
организует работу сети
наблюдения и лабораторного контроля республиканской территориальной подсистемы
РСЧС в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных
ситуаций и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска
(потенциально опасных объектов) и угрозы возникновения стихийных бедствий;
организует ведение радиационной,
химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами
и средствами гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к
выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и
лабораторного контроля;
организует работу по привлечению
в установленном порядке к мероприятиям по гражданской обороне, предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного
населения при их соответствующей подготовке и аттестации;
организует и обеспечивает
контроль за заключением и выполнением предприятиями и организациями независимо
от форм собственности и ведомственной принадлежности договоров (контрактов) по
выполнению ими мероприятий гражданской обороны в военное время;
обеспечивает контроль выполнения
государственного оборонного заказа (в части мероприятий гражданской обороны)
предприятиями, организациями и учреждениями СФ;
участвует в разработке и
организует реализацию на территории республики федеральных целевых и
научно-технических программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и реализацию территориальных
программ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости функционирования объектов
экономики в мирное и военное время;
осуществляет контроль за
выполнением норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской
обороны, накоплением я поддержанием в готовности защитных сооружений, средств
индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением
мероприятий по светомаскировке:
организует функционирование и
организационно-техническое обеспечение деятельности учебно-методического центра
по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям:
организует и контролирует
осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности
сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к действиям при
их возникновении, а также по обеспечению надежности работы объектов повышенного
риска (потенциально опасных объектов) в условиях чрезвычайных ситуаций;
организует разработку и
представляет в установленном порядке в Правительство СФ проекты
нормативных правовых актов и решении по вопроса м защиты населения и Территории
от чрезвычайных ситуаций и другим вопросам в пределах своей компетенции;
организует сбор, обобщение и
анализ информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и их
последствиях;
осуществляет
организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии по
чрезвычайным ситуациям;
обеспечивает боевую и
мобилизационную готовность органов повседневного управления республиканской
территориальной подсистемы РСЧС;
обеспечивает защиту информации,
в том числе и составляющей государственную тайну, в подчиненных МЧС СФ подразделениях
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
осуществляет в установленном
порядке руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций на территории СФ, в том числе на
внутренних водах;
осуществляет в установленном
порядке информирование населения о состоянии защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, приемах и способах защиты от них;
осуществляет методическое
руководство работами по повышению устойчивости функционирования объектов экономики
в условиях чрезвычайных ситуаций;
организует работу по созданию
сохранению и подготовке к использованию страхового фонда документации на
объектах повышенного риска (потенциально опасных объектах);
организует работу по созданию и
использованию резерва финансовых и материальных ресурсов .для ликвидации
чрезвычайных ситуаций в СФ;
организует подготовку населения, должностных, лип
органов управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы
РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществляет совместно с
заинтересованными органами исполнительной власти государственный надзор за
выполнением мероприятии по предупреждению чрезвычайных ситуации и готовности
должностных лиц, сил и средств к действиям при их возникновении;
организует и проводит аттестацию
территориальных аварийно-спасательных формировании, спасателей и
образовательных, учреждении по их подготовке, координирует и контролирует
деятельность ведомственных и объектовых аттестационных комиссий;
осуществляет связь с общественностью
и средствами массовой информации по вопросам своей
компетенции.
Основные перспективы развития.
Важнейшую роль в процессе управления всеми видами
деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В
настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная
информационно-управляющая система (АИУС).
Как бы не велика была роль системы управления в
эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы
- те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные
практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный
конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и
возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные
ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять
профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и
имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий.
Гражданские формирования гражданской обороны,
организуемые на нештатной основе на базе различных
производственно-хозяйственных структур, показали свою недееспособность.
Основная причина этого - незаинтересованность людей участвовать в этих
формированиях, а предприятий - организовывать их. К тому же в условиях нового
хозяйственного механизма и негосударственных форм собственности прежний
административно-принудительный способ их формирования не срабатывает.
Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего в
ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому
законодательно подтверждена их необходимость.
Основной мерой по повышению дееспособности гражданских
формирований ГО следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов
формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные формирования.
Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и
обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава формирований и
руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм собственности.
Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска
ГО. В интересах РСЧС используются некоторые части и подразделения инженерных и
химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени.
В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения должны быть
разработаны качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской
обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов
управления ГО.
Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих
аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных
ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также
аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и
ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и
нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих
профессиональных задач.
Идущие в стране процессы сказались на состоянии
профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной
экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности
и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих
формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и
переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности
формирований.
Актуальными остаются проблемы обработки порядка
взаимодействия формирований, их технического оснащения и совершенствования
квалификационных требований, разработка межотраслевых программ их подготовки.
В настоящее время значительным является факт создания
в каждой республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда,
являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды напрямую
подчиняются органам управления соответствующих администраций, то есть являются
территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Подразделения
отряда должны быть штатными, формироваться специалистами-профессионалами, нести
круглосуточное дежурство. Они должны быть подготовлены к ведению всех видов
работ при возможных ЧС, обучены и оснащены по последнему слову науки и техники.
Исходя из региональной и технологической специфики, они также могут быть в
определенной степени специализированы.
Как известно, при переходе страны на путь устойчивого
и стабильного социально-экономического развития весьма важное значение
приобретает выработка правильной стратегии целенаправленного управления
техногенными, природными и экологическими рисками и их снижения до приемлемых
научно обоснованных уровней.
В настоящее время делаются лишь первые шаги в
разработке такой стратегии, формулируются ее концептуальные основы (задачи и
принципы государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий
чрезвычайных ситуаций).
Функциональные задачи по управлению рисками,
реализуемые на территориальном и местном уровнях в субъектах РФ, сводятся к::
- анализу и комплексной оценке рисков, построению карт
полей потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев,
областей и регионов;
- разработке и реализации системы мер и действий по
предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
- адекватному реагированию на возникновение
опасностей, выработке и принятию научно обоснованных и оправданных с
социально-экономической точки зрения решений по управлению техногенными,
природными и экологическими рисками.
Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне
управления рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных
объектах, а также предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф,
опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п.
На этой иерархической ступени управления при анализе и
оценке техногенного риска определяются вероятности возникновения и развития
аварий и катастроф, условия формирования поражающих факторов, а также
математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных потерь и
т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов.
Анализ и оценка природного риска предусматривает
расчет вероятностей возникновения и развития опасных природных явлений и
стихийных бедствий, а также математического ожидания возникающего при них
непосредственного ущерба.
В число функциональных задач для рассматриваемого
уровня управления также входит разработка и реализация адекватных мер по
снижению рисков и уменьшению ущерба.
Важным средством повышения эффективности всей системы
управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов
РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное
обучение населения.
В составе РСЧС создана и продолжает развиваться
система подготовки граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Поскольку в эту систему входят элементы различной
ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна
проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении
такого единства играет аттестационная комиссия.
В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех
категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения,
должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в
своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий
каждой категории, цикл подготовки.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Проблема предотвращения
возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма
актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это
обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских
и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие
цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование
человечества.
Поэтому современное понимание
безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное
представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения,
гарантий гражданских прав и социальной защищенности.
Как показывает анализ,
обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями.
Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение
возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и
природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники
опасности.
Оградить население от
поражения при авариях, катастрофах можно не только влияя на источники
опасности, но и путем рационального размещения потенциально-опасных и иных
производств, а также путем четкой планировки и застройки городов и других
населенных пунктов.
На определенном уровне
управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно
предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия,
осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная
работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое
правовое поле в этой области.
Мы должны быть уверены в том,
что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить
глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками
катастроф будет постоянно совершенствоваться.
Список использованной литературы
1. "Гражданская оборона" В. Г. Атаманюк, Л. Г. Ширшев, Н. И. Акимов,
Москва, "Высшая школа", 1986
2. Постановление Совета министров РСФСР от 27 декабря 1990г "Об
образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного
комитета РСФСР, а также формировании единой государственно-
общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций".
3. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина № 221 "О создании
Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте
РСФСР (ГКЧС РСФСР)", председателем которого был назначен С. К.
Шойгу.
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 154 от 13 марта
1992г " О создании Центрального аэромобильного спасательного отряда
(ЦАМО) с базированием его на аэроузле "Раменское" (г. Жуковский
Московской области)".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г.
№ 528 "О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских
спасательных служб, пунктов и центров".
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 февраля 1993 г.
№ 307 "О создании межведомственной противопаводковой комиссии"
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г.
№ 26 "О создании национальной комиссии Российской Федерации по
проведению Международного десятилетия ООН по уменьшению опасности
стихийных бедствий".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 г. №
636 "О создании межведомственной морской координационной комиссии по
предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных
бассейнах России при ГКЧС России".
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. №
643 "О создании межведомственной комиссии Российской Федерации по
борьбе с лесными пожарами".
10. Указ Президента Российской Федерации № 66 от 10 января 1994 г "О
структуре федеральных органов исполнительной власти"
11. Закон Правительства РФ 21 декабря 1994 г "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера"
12. Федеральный закон Российской Федерации от 14 июля 1995 г "Об аварийно-
спасательных службах и статусе спасателей"
13. Постановление Правительства Российской Федерации № 1085 от 2 ноября
1995 г "О федеральной целевой программе "Создание единой
государственной автоматизированной системы контроля радиационной
обстановки (ЕГАСКРО) на территории Российской Федерации".
14. Проект Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2005 года".
15. Web-сервер МЧС: http://www.emercom.gov.ru