Аналитическая характеристика архитектурно- градостроительного комплекса Троицкого мужского монастыря г. Тюмень
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшее профессиональное образования
Российский государственный аграрный университет – МСХА
имени К.А. Тимирязева.
Кафедра:
ВЗО иДО
Предмет: Градостроительство
Реферат
На тему: «Аналитическая
характеристика архитектурно-градостроительного комплекса Троицкого мужского
монастыря г. Тюмень»
Выполнил:
Студент 2 курса
группы 21 -СП УЗ
Матвеев Антон Юрьевич
Проверил:
Чернявская Елена Николаевна
Москва 2009г.
Оглавление
стр
1. Место комплекса в
структуре окружения 3
2. История
формирования комплекса.
3
4. Функциональная
характеристика комплекса. 7
5. Композиционная и
стилистическая характеристика 8
основных архитектурных
объектов.
6. Характеристика
основных природных элементов комплекса. 12
7. Список
использованных материалов. 13
1. Место комплекса в структуре
окружения.
На очень удобном и ответственном для
города месте расположен этот монастырь. Широкий плоский мыс на берегу Туры это
своеобразная "Завязка" города. Монастырь на берегу стал основательно,
закрепившись на нем высокими стенами и монументальными постройками. Троицкий
монастырь расположен в исторической части города, где не ведется многоэтажного
строительства и располагаются малоэтажные дома. В этой части города сохранилась
чёткая симметрия и основные улицы также как и сотни лет назад приводят к стенам
монастыря. И даже главная улица города Тюмени улица Республики, как стрела
пронизывает весь город, упирается в стены монастыря, обтекает его по контуру.
Размещаясь на высоком берегу реки Туры Монастырь хорошо виден с любой точки
старого города и со всех точек заречной части. Он является доминантой данного
участка города.
2. История
формирования комплекса.
Заложен
был монастырь, в 1616 году (1610, 1621) казанским монахом Нифонтом по указу
царя Михаила Федоровича, а построен Корнилием Хоревым с монахами. Через восемь
лет была освящена деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь.
После
большого пожара в городе была уничтожена большая ее часть, все церкви и женский
монастырь. Сибирский митрополит Филофей Лещинский стал ходатайствовать перед
Петром I о постройке каменного монастыря как центра миссионерства и борьбы с
раскольниками. Разрешение было получено сразу же (14 декабря 1706 года). Указ
царя предписывал тобольскому воеводе князю Черкасскому отпустить монастырю
тысячу рублей из тобольских доходов, кирпич делать самим (ссыльными людьми),
лес и дрова возить пригородным крестьянам, а верхотурским крестьянам сплавить
четыре струга белого камня. Для контроля за обеспечением каменного
строительства материалами прибыл из Тобольска приказной человек А.И.Иконников.
К началу каменного строительства монастырь был переименован в Троицкий.
Через девять лет в основном было завершено возведение двух каменных церквей -
Троицкий собор (освящена в 1715 году) и Зосима и Савватия, переименованный
позже в церковь Сорока мучеников (освещена в 1717 году). Одноэтажная церковь
Сорока мучеников была отодвинута в дальний правый угол территории, обогащая
ансамбль своими главами, но в то же время, подчеркивая ведущую роль двух других
храмов. К 1741 году закончено строительство каменной монастырской ограды,
настоятельского корпуса и колокольни Петропавловской церкви. Сама же церковь
освящена в 1755 году. После двух больших пожаров в середине XIX века Троицкий и
Петропавловский храмы были частично перестроены. К тому времени монастырь
состоял уже в третьем классе и считался лучшим в Сибири после иркутского
Иннокентьевского монастыря.
Троицкий
монастырь. Фото 1902г.
В 1726
году было начато строительство церкви Петра и Павла, завершенное в 1755 году.
Существует предположение, что церковь была построена по проекту С.У. Ремезова,
хотя и в несколько измененном виде. Впоследствии, между церковью Петра и Павла
и колокольней был возведен пристрой, в котором разместились ризница и духовное
правление.
В 1842 г. произошел пожар в монастыре после которого его пришлось восстанавливать.
Троицкий монастырь. Южный фасад. Гравюра XIX века.
Советская
история.
В январе 1923 г. Закрыт Тюменский мужской монастырь на основании постановления Наркомстата от 24 августа 1918 г. В 1929 году Передан в ведение Горкомхоза для использования под культурные и общеполезные
учреждения. В 1941 г. Передан КЭЧ. Тюменского гарнизона.
В апреле того же года было принято решение о постройке водоочистительной
станции. 1946 г. Решение, в котором говорится о разрушении Свято-Троицкого
монастыря, уничтожена церковь сорока мучеников, а в мае 1947 г. Постановление СМ РСФСР № 389 "Об охране памятников архитектуры" , в которое входит
Троицкий монастырь. На местном же уровне в декабре 1948 г. Облсовет принял решение "0 мерах улучшения охраны памятников". И уже в 1949- 1950 г. Принято решение о проведении капитального ремонта. С 1960 г. По распоряжению облисполкома № 116-р о передаче областному управлению культуры комплекса Свято- Троицкого
Монастыря, он стал музеем истории города Тюмень. В 1986-1987 гг. Организована в
стенах в Троицкого монастыря "Тюменьреставрация".
В 1996 г. комплекс Троицкого собора передан в
пользование Тобольско - Тюменской Епархии.
3. Планировочная и пространственная характеристика
комплекса.
Схематический
план комплекса
1- Здание Тюменской семинарии.
2- Административное здание комплекса Тюменьрестоврация
3- Церковь Петра и Павла
4- Церковная лавка
5- Хозяйственная постройка
6- Троицкий собор
7- Каменная стена
8- Въездные ворота
Форма плана монастыря неправильная, в виде
прямоугольной трапеции.
Граница образована с трех сторон стеной комплекса и
примыкающей к ней церкви Петра и Павла, зданий тюменской семинарии, а с
восточной стороны берегом реки Тура.
Весь комплекс Троицкого монастыря состоит на
сегодняшней день из таких основных элементов: Троицкий собор, Церковь Петра и
Павла и пристроенная к ней шатровидная колокольня, двухэтажное здания Тюменской
семинарии, здание в котором разместились реставрационные мастерские, церковной
лавки, хозяйственного здания, центральные ворота – вход на территорию
монастыря.
Пятиглавая Петропавловская церковь (закончена в 1755 г.) имеет крестообразный план, что вовсе не характерно для Сибири (в Тюменской области других
таких нет), зато вполне обычно для Украины того времени. Рядом с ней стоит
более ранняя шатровая колокольня. Сохранились также двухэтажный настоятельский
корпус (1730-е годы) и монастырская ограда (закончена в 1741). Длина ограды 392 метра, высота 5 метров, она окружает монастырь с трех сторон. Четвертой каменной постройкой
монастыря стали двухэтажные настоятельские покои, сооруженные в 1739 году в
одной связи с оградою, с кладовыми под ними двумя палатами. Скромность
архитектуры вполне соответствует назначению этого здания как жилого дома настоятеля
монастыря. Окна открывают вид на Ямскую слободу с одной стороны и на
монастырский двор с двумя громадными церквами в нем.
От дома настоятеля можно увидеть все постройки
монастыря - обе церкви, Троицкий собор, деревянные здания служб и келий,
ограду. Высокая, почти крепостная ограда с массивными пилястрами и контрфорсами
на внешних углах, сомасштабна мощным формам церквей и тесно с ними связана. Все
три монастырских храма были поставлены по диагонали таким образом, что при
взгляде из города они не перекрывают друг друга и компонуются в сложную
композицию. В центре этой композиции оказывается самый статичный и массивный
Троицкий собор - главная ось и центр тяжести всего ансамбля.
4. Функциональная характеристика комплекса.
В 1995 году монастырь вновь стал действующим.
Настоятелем - священноархимандритом обители ныне является
Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, а
наместником монастыря, первым после его возрождения и по настоящее время, -
архимандрит Тихон (Бобов). В настоящее время на территории монастыря расположен
музей истории образования города Тюмени. Музейные экспозиции расположены в
церкви Петра и Павла в шатровидной башенке, в двухэтажном пристрое. Комплекс
практически полностью отреставрирован и является одной из главных
достопримечательностей нашего города. И в наши дни, как и прежде, обитель
продолжает своё духовно-просветительское служение миру. При монастыре открыто
Духовное училище, действует воскресная школа. В стенах древней обители
возрождается монашеская жизнь. В Троицком соборе совершается богослужение,
теплятся лампады, горят свечи, приносятся молитвы Богу. Также на территории
монастыря работают реставрационные мастерские, церковная лавка и в современной
истории вновь было построено хозяйственное здание. Весь комплекс можно назвать
туристической жемчужиной нашего города. На его территорию совершаются
поломнечества.
В настоящее время на стене монастыря размещены камеры
видеонаблюдения и она как и сотни лет назад играет защитную роль памятника
истории. В 2005г. Троицкий собор был ограблен.
Схема функционального зонирования Святотроицкого
монастыря
Хозяйственная функция
Производственная функция
Религиозная функция
Музейная функция
Торговая функция
Функция охраны
5. Композиционная и стилистическая характеристика
основных архитектурных объектов.
Собор тюменского Троицкого
монастыря (1708–1715), четырёхстолпный (единственный столпный храм Сибири XVIII
в.), с пятью главами — тремя большими по оси восток–запад и двумя маленькими к
северу и югу от главной. Детальный анализ композиции позволяет точно определить
место этого храма в типологии украинской архитектуры — в рамках так называемого
«маргинального» типа шестистолпных украинских соборов (по В. В. Вечерскому),
куда относятся соборы Св. Духа в Ромнах (1689 или 1742–1746) и Флоровского
монастыряв Киеве (1722–1732). Правда, он отличается от них пятиглавием, решение
которого уникально и для русской, и для украинской архитектуры, и объясняется,
очевидно, неизвестными пока деталями заказа. Причиной выбора собора
украинского, а не русского типа было, как представляется, желание митрополита
возвести в Тюмени подобие Киево-Печерской лавры: подтверждением этого служит
уникальное посвящение одного из приделов собора Печерской иконе Успения
Богоматери. Композиция Троицкого собора
восходит к более древним образцам кубических монументальных храмов, форма глав
несет явное сходство с украинским барокко конца XVII века. В его декоративном
убранстве явно прослеживается влияние нарядного “нарышкинского барокко” и даже
узорочья, но при этом форма глав и их постановка по частям света, а не по углам
четверика соответствуют принципам украинской архитектуры.
Основной объем собора имеет в плане размеры 22,0 х 18,5 м. Высота его вместе с крестом — 43, 2 м. Это типичный кубический бесстолпный храм с большой
граненой апсидой. Аскетизму мощного лаконичного кубического объема противоречит
фасадный декор барочного происхождения. Подобная противоречивость отражает
общую особенность времени строительства собора, когда завершался переход от
средневековья к принципам новой эпохи. Борьба двух культурных тенденций
порождала своеобразные синтетические формы архитектурных произведений. В этом
контексте тюменский Троицкий собор — явление закономерное.
Троицкий собор построен по древнему образцу - в виде
громадного куба увенчанного мощным пятиглавием. Но в отличие от требований
древнего канона Троицкий собор получил более живописную трактовку.
"Избыточна живописность Троицкого собора создана двухэтажным северным пределом,
двумя одноэтажными пристройками к двухсветной аспиде, двумя одноэтажными
"щипцовыми" стенками, венчающими торцы предела. Влияние украинского
зодчества определило прорисовку глав Троицкого собора и даже саму постановку их
на четверике по странам света, а не по углам четверика. В интерьере храма
отмечается хорошая освещенность.
Влияние западных форм на архитектуру Троицкого собора
прослеживаются довольно отчетливо. На фасадах четверика нет членений,
соответствующих структуре четырехстолпного храма. Порталы его выполнены не в
романтических формах, характерных для древнерусских церквей, а виде композиции
из полуколонн с опирающимися на них стилизованными архитравами. Гладкие стены
завершаются дробно расчлененным карнизом. Торцевые фасады приделов увенчаны
характерными для европейского барокко высокими фигурными аттиками, а главы
имеют форму, типичную для украинской культовой архитектуры. Очень своеобразно
их распределение: три большие главы, из которых одна поставлена на апсиду,
акцентирует продольную ось здания. Поперечная же ось выделена всего двумя
малыми главами. Подобный акцент продольной оси напоминает прием венчания
вытянутых в длину католических базилик. В русском зодчестве осевая композиция
куполов стала распространяться с конца XVII века в трапезных церквях. В
пятиглавых кубических храмах прием продольной ориентации применялся очень
редко. Вполне возможно, что, а завершил его украинский мастер.
Но при явном и активном влиянии западных
форм на архитектуру Троицкого собора древнерусское начало является все же
ведущим. Это проявляется, прежде всего, в подчеркнутой статичности объемов и в
характере трактовки декора. Мощный клуб четверика почти не взаимодействует с
настенным декором. Барочные детали как бы наложены на плоскость стены, не
трансформируя ее. Кроме того, древнерусское начало проявляется и в разнообразии
наличников из полу — колонок с полуциркульным или трехлепестковым
профилированным очельем на северной стене и на апсиде полу — колонки предстают
составленными из кубышек, а очелье приобретает сложную “пламенеющую” форму. Еще
одна черта древнерусского зодчества — мощные бочкообразные утолщения на угловых
пилястрах. По традиции еще от византийского зодчества, стены собора были
неоштукатуренными — кладка велась на известковом растворе с затиркой швов. Лишь
детали были побелены. Выполнены декоративные элементы из фасонного и лекального
кирпича. Для кладки стен применялся характерный для XVII и XVIII веков
применялся большемерный кирпич размером 300 х 160 х 75 мм.
Внутри собор выглядит величественно. Двусветное
пространство хорошо освещено, что не свойственно древним храмам, обычно
погруженным в полумрак. Это влияние нового времени, естественного обмирщения
церковного зодчества. Большие окна второго яруса позволили сделать
восьмериковый деревянный барабан центральной главы глухим, поставлен на
четырехлотковый сомкнутый свод, который опирается по контуру с двух сторон — на
северную и южную стены, а с двух других — на систему арок. Такая конструкция —
сомкнутый, а не крещатый свод, глухая глава - соответствует общим особенностям
русского культового зодчества первой четверти XVIII века. Восточная и западная
главы поставлены на световые восьмериковые барабаны. Все строительные работы в
Троицком соборе были закончены в 1717 г.
Вторая сохранившаяся церковь монастыря –
Петропавловская(1726-1755). Это единственная в Тюменской области церковь с
крестообразным планом. Этот храм называют прототипом церкви Георгиевской храм
киевского Выдубецкого монастыря. Петропавловскую церковь Филофей Лещинский
заложил последней, перед своей смертью. Строилась она тридцать лет. Увенчанная
невысоким шатром колокольня у восточного фасада церкви встала необычно и в
I760-х годах, уже после освещения храма, были объединены колокольня и храм
корпусом ризницы и духовного правления. После пожара 1842 года сводчатые
перекрытия аспид были заменены плоскими, а проемы святых ворот заложены.
Церковь перестала быть надвратной. Окна в церкви расположены только на первом
ярусе. Во втором ярусе - лишь "слепые"
окна. Это зрительно делает его более устойчивым. Надвратная шатровидная колоколенка
повторяет большую шатровидную колокольню.
Церковь Петра и Павла. Фото 1932г.
Троицкий монастырь вместил в себя основные типы
церквей того времени: традиционный кубический (Троицкий собор),
"трапезный" (церковь Сорока мучеников), крестообразный
(Петро-Павловская церковь). Шатровые колокольня и надвратная колоколенка как
дополнение к ним.
6. Характеристика основных природных элементов
комплекса.
Святотроицкий мужской монастырь расположен в месте
соединения двух рек Туры и Тюменки. Территория самого монастыря имеет уклон в
сторону реки Тура. В двадцатом веке река Тура несколько раз сильно разливалась,
берега размыла и часть крепостной стены, несколько хозяйственных построек и
уцелевшие руины церкви сорока мучеников обрушились и были смыты рекой. В
настоящее время ведутся работы по укреплению берега для сохранения монастыря от
дальнейшего разрушения.
Также на территории монастыря располагается церковный
сад, и несколько одиночных и групповых посадок деревьев, цветочные клумбы,
которые ещё больше показывают общность комплекса с природой. Посадки были как
известно и раньше, но в настоящий момент они были обновлены, для того чтобы
наиболее точно воссоздать атмосферу первоначального вида тюменского кремля.
7. Список использованных материалов
1. Купеческое барокко Сибири.
// Экономика и право в зеркале культуры (Россия и Запад). Материалы
международной научной конференции (Санкт-Петербург, 6–8 мая 2002 г.). СПб., 2003. С. 93–110.
2. К вопросу об «украинизмах»
архитектуры тюменского Троицкого монастыря // Искусство христианского мира.
Вып. VII. М., 2003. С. 234–242.
3. Православные каменные храмы
Западного Забайкалья XVIII – пер. пол. XIX вв. История региональной традиции //
Памятники русской архитектуры и монументального искусства XVI–XX вв. Вып. 7. М., 2005. С. 178–207.
4. Архитектура и ландшафты
России. Красная книга. Предостережение. М., Искусство — XXI век, 2003
5. К вопросу об образцах
тобольской Софии и тюменского Троицкого монастыря. // 6. Газета Тюменский Курьер Вып.
Январь, 2006г. Статья «История городов Сибирских»