Юридические способы разрешения конфликтов
Министерство образования Российской
Федерации
Дальневосточный государственный
университет
Юридический институт
Кафедра правосудия и прокурорского
надзора
Юридические способы разрешения
конфликтов
Владивосток
2008
Содержание
Глава
1. Общие положения 3
Глава
2. Конституционные процедуры 5
Глава
3. Судебное рассмотрение дел 7
Глава
4. Иные юридические способы разрешения конфликтов 11
Заключение
14
Список
использованных источников и литературы 15
Глава 1. Общие
положения
Можно
утверждать, что не каждый конфликт – юридический, но практически каждый может
завершиться юридической процедурой. Это обстоятельство объясняется тем, что
субъекты конфликта обладают, как правило, равными правами, а сам конфликт может
иметь юридические последствия.
Есть
сферы, где юридическое вмешательство может принести определенный вред. Это
касается в первую очередь конфликтов в познавательной, научной, идеологической,
религиозной и других областях жизни. Однако на практике правовая система любой
страны играет решающую роль, как в предотвращении, так и разрешении большинства
конфликтов.
Конфликты
способны выполнять консолидирующую, а в целом, как это ни покажется странным,
весьма позитивную роль в социально-экономической системе. Конструктивный
потенциал конфликта заключается в возможности поиска и нахождения способов
преодоления тех противоречий, которые составляют содержание и причину
конфликта. Это обусловлено тем обстоятельством, что конфликт или, точнее,
конфликтование представляет собой некоторый процессуальный комплекс,
образованный из процессов переорганизации деятельности в связи с новыми
обстоятельствами, оформления новых предметов деятельности для их
преобразования, мобилизации ресурсов для овладения ситуацией. Извлечение
позитивного потенциала из конфликта - трудная, но вполне разрешимая задача, в том
числе с использованием юридического инструментария.
Установление
правовой связи между нормой права и конфликтом должно быть двояким:
—
с одной стороны, между первыми двумя составляющими субъективного права и
конфликтом в статистическом состоянии;
Разрешение конфликтов юридическим
путем имеет четыре общих признака:
1.
Конфликт рассматривается и разрешается органом,
уполномоченным на это государством;
2.
Орган, разрешающий конфликт, действует на основе
и во исполнение норм права,
3.
Конфликтующие стороны наделяются в период
рассмотрения спора предусмотренными законодательством правами и обязанностями;
4.
Решение, принятое по конфликту, обязательно для
сторон.
Таким
образом, конфликт приобретает четкие очертания, он «формализуется», как
формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Это
обстоятельство, в свою очередь, имеет важное значение с точки зрения принятия
эффективного решения: так как решение принимается на основе и во исполнение
права, оно не может быть субъективным,
произвольным (во всяком случае, субъективизм сведен к минимуму); далее,
возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев исправлены
последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоящим органом;
обжалование решения; пересмотр его и т.д.). Наконец, юридические процедуры
рассмотрения конфликтов обеспечивают необходимую гласность и тем самым —
общественный контроль за движением дела, а следовательно, повышают авторитет
принятых мер.
Юридические
средства разрешения конфликта можно разделить на три основные группы:
конституционные процедуры, применяемые главным образом при возникновении
конфликтов в политической сфере; судебное и арбитражное рассмотрение дел;
административные процедуры, практикуемые в различных правоприменительных
органах.
Глава 2.
Конституционные процедуры
Конституционное
правосудие. Конституционное судопроизводство, наряду с парламентскими
процедурами — одна из форм разрешения разногласий между ветвями власти и
устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной
деятельности. Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие;
а)
между законодательными и исполнительными органами;
б)
между государственными органами Федерации и ее субъектов;
в)
между государственными органами и гражданами.
Общее основание для рассмотрения этих
конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным
или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ.
В
предмет ведения Конституционного Суда РФ входит рассмотрение дел о соответствии
федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ, Конституции РФ. Суд решает также дела о
соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативны актов
субъектов Российской Федерации Конституции РФ, а также договоров, заключенных
ими между собой и с Федерацией. Он рассматривает и споры между органами
государственной власти. Наконец, Конституционный Суд рассматривает международные
договоры РФ и нарушения конституционных прав и свобод граждан.
Процедура
работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических нормах, что
обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и
обоснованного решения. Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным
Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным.
Согласование
правовых актов. Нормативно-правовые акты не всегда соответствуют одна другой и
решают все вопросы одинаково. Несогласованность актов, в свою очередь,
порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные
правовые акты, и притом каждая из них оказывается формально правой. Разрешение
конфликтов такого рода требует в качестве необходимого условия согласования
самих актов, приведения их к единому содержанию.
Согласование
правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются отмена
одного или обоих конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение
в него поправок или дополнений, издание нового акта. Все эти действия могут быть совершены лишь
соответствующими законодательными, исполнительными или судебными органами,
издавшими акты, либо вышестоящими для них инстанциями. Поэтому разрешению
конфликта, в основе которого лежат противоречия в правовых нормах, должно
предшествовать или сопутствовать согласование позиций учреждений и лиц,
ответственных за эти нормы.
Для
устранения противоречий между актами на федеральном уровне используются
парламентские слушания, встречи и переписка между представителями
законодательной и исполнительной властей, достижение компромиссов между точками
зрения государственных учреждений. Не меньшее значение имеет согласование
федерального законодательства и нормативных актов субъектов Федерации. Согласно
ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов
субъектов Российской Федерации, если они противоречат действующим законам, а
ст. 115 дает право Президенту отменять постановления и распоряжения
федерального Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и
нормативным указам. Все эти юридические механизмы способны разрешить возникший
конфликт законным путем и помочь в выработке правильного решения.
Глава 3. Судебное рассмотрение дел
Общие положения.
Судопроизводство — специфическая форма разрешения споров и конфликтов,
выработанная многовековой человеческой практикой. Эта форма имеет ряд
преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К
ним относятся:
б)
четко разработанная процедура установления и проверки фактических обстоятельств
и принятия решения;
в)
нормативная основа всей деятельности суда, который руководствуется законом и
своим внутренним убеждением;
г)
обязательность принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и
другими юридическими и физическими лицами.
В
нашей стране существует четыре вида судопроизводства (не считая рассмотренного
выше Конституционного Суда): гражданское, уголовное, административное, а также
арбитражный процесс. Они различаются предметом судебного разбирательства, а в
связи с этим процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.
Гражданское
судопроизводство. Оно функционирует при рассмотрении имущественных споров,
трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел.
Гражданский
процесс создает достаточно благоприятные возможности для мирного разрешения
конфликтов. Стороны наделены равными процессуальными правами. Суд призван
вынести законное и обоснованное решение на основе всех представленных
сторонами и рассмотренных им материалов дела и тем самым разрешить конфликт в
соответствии с законом. Существенной нормой гражданского процессуального
кодекса является возможность окончить дело мировым соглашением, которое не
является всего лишь частным соглашением сторон, а представляет собой в данном
случае акт судебной власти: оно проверяется и утверждается судом, должно
соответствовать закону и не может нарушать чьи-либо права и законные интересы.
С вопроса о том, не хотят ли стороны закончить свой спор таким соглашением, и
начинается рассмотрение дела в суде первой инстанции. Концепция заключения
мирового соглашения исходит из того, что стороны урегулировали спор и осознанно
пришли к результату, который устраивает обе стороны.
Арбитражный
процесс. Арбитражные суды рассматривают дела, связанные с экономической
деятельностью, при которой стороны являются юридическими лицами или индивидуальными
предпринимателями, в том числе жалобы по поводу конкретных действий со стороны
государства; другие дела, отнесенные к ведению арбитражных судов действующим
законодательством, в том числе любые дела о банкротстве.
Арбитражный
порядок рассмотрения экономических конфликтов не является единственно
возможным: стороны вправе провести между собой прямые переговоры, заключить
компромиссное соглашение, обратиться к консультантам, посредникам, третейским
судьям (частному коммерческому арбитражу) и др. Однако при всех возможных
выгодах негосударственной формы решения экономического конфликта лишь
арбитражный процесс был и останется наиболее надежным способом законного
завершения спора.
Уголовное
судопроизводство. Судебному производству по уголовным делам предшествует
конфликт с законом, а, следовательно, и с правоохранительными органами. В суде
этот конфликт превращается, как правило, в конфликт участников процесса:
обвиняемого и его защитника, с одной стороны, и обвинителя (прокурора) с
другой. Достаточно редкие исключения, при которых процессуальный конфликт не
принимает открытой формы, — это явка с повинной и чистосердечное раскаяние. Но
и при этом криминальный конфликт—преступление нельзя сделать несуществующим.
В
отличие от гражданского судопроизводства, в ходе которого разрешается
имущественный или иной спор, криминальный конфликт обычно так или иначе уже
закончен до начала уголовного процесса (потерпевший убит, вещь украдена и,
возможно, возвращена и т.д.). Задача уголовного суда в том, чтобы установить,
был ли на самом деле тот криминальный конфликт, который послужил основанием для
судебного рассмотрения, и виновен ли в нем подсудимый. Если это так, то
предстоит, при прочих необходимых условиях, решить вопрос о наказании
виновного. Таким образом, в уголовном судопроизводстве конфликт большей частью
заканчивается «силовым» решением — применением меры государственного
принуждения. Мирный исход здесь является исключением: по делам так называемого
частного обвинения (побои, оскорбления и клевета) до и в ходе судебного
разбирательства допускается примирение обвиняемого с потерпевшим (ст. 27 УПК).
В других случаях совершенное преступление не может рассматриваться как частное
дело потерпевшего и конфликт преступника с законом подлежит, если можно так
сказать, принудительному завершению.
В
юридической литературе время от времени возобновляется спор о том, является ли
вообще уголовный процесс конфликтом между сторонами — обвинителем и обвиняемым
(и защитником), или он представляет собой взаимодействие — сотрудничество —
сторон в деле отыскания истины. Дело в том, что, с одной стороны, обвинитель и
защитник выполняют противоположные функции, а с другой — все участники процесса
должны обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств
дела. Представляется, что в действительности одно не противоречит другому.
Уголовный процесс есть все же конфликт, в котором каждая сторона стремится к
истине, но своим путем. Обвинитель доказывает обстоятельства совершенного
преступления, защитник их опровергает; все это элементы единого целого, из
которых складывается истина. Но конфликтность процесса отрицать невозможно;
именно она является основой принципа состязательности сторон.
Важный элемент обеспечения
состязательности — предоставление необходимого набора прав участникам процесса,
а также существование процессуальных мер, обеспечивающих объективность
расследования и судебного рассмотрения дела (в том числе мер пресечения).
Административное
производство. Как отмечено выше, многие юридические конфликты разрешаются
государственными органами, как коллегиальными (например, административной
инспекцией), так и единоличными (например, инспектором ГАИ). Такого рода
порядок рассмотрения я разрешения конфликтов не является наилучшим. Ведь в этих
случаях государственный орган, принадлежащий к исполнительной власти,
рассматривает конфликт гражданина с этой же властью. Но еще древние римляне
считали, что никто не может быть судьей в собственном доле, а в приведенных
примерах функции судьи берег на себя исполнительная власть. С учетом этого
обстоятельства в последние годы все более широко применяться не только
гражданско-правовой, но и административный судебный порядок рассмотрения
споров. Особенно важная роль принадлежит сейчас предусмотренному Конституцией
РФ праву граждан обжаловать в суде решения я действия любого органа
государственной власти, органов местного самоуправлений, общественных объединений
и должностных лиц (ст. 46). Конфликт гражданина с названными органами или
лицами рассматривается и разрешается судебной властью, которая независима от
других властей, а это гарантирует законность и обоснованность решения.
Существенно и другое положение ст. 46
Конституция РФ: каждый вправе в соответствии с международными договорами
Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и
свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства
правовой зашиты. Эта норма Конституции способствует включению нашей страны в
международную юридическую систему, вхождению в единое правовое пространство
мирового сообщества.
Глава 4. Иные юридические способы
разрешения конфликтов
Самостоятельным
направлением регуляции конфликтов может быть посредничество третьей стороны.
Уже появились первые адвокаты-медиаторы. Задачей медиатора является помощь в
поиске конструктивного решения, цель медиации является содействие выработке
сторонами решений и принятию обязательств, при которых не нарушаются интересы
сторон. С развитием
предпринимательских отношений адвокаты активно осваивают приемы успешных
переговоров, представляя своих доверителей во время ведения переговоров по
заключению сделок или урегулированию уже возникших спорных ситуаций.
Государство, очевидно, благожелательно относится к этому направлению развития
методов разрешения споров. В гл. 15 АПК РФ остался сам термин
"примирительные процедуры".
Анализ процедуры
медиации и судебного разбирательства со всей очевидностью свидетельствует о
существенных преимуществах посредничества, которые состоят в следующем:
1.
В отличие от судебного разбирательства,
вступление обеих спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а
медиатор - свободно выбранным сторонами (в этом отношении медиация сходна
с третейским судом).
2.
В судебном заседании стороны не принимают
участия в принятии решения - это является функцией судьи. В медиации же стороны
сами вырабатывают и принимают решение. Медиатор никаких решений по поводу
спорного вопроса не принимает и не дает никаких рекомендаций.
3.
В суде стороны обязаны подчиниться судебному
решению, даже если (как это нередко бывает) одна, а то и две стороны этим
решением недовольны. Медиация же - это процесс, в котором ничего не решается
без согласия спорящих сторон. В ходе него все решения принимаются только по
обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно принимают на себя
обязанности выполнять принятые ими совместно решения. Понятно, что стороны
делают это лишь тогда, когда удовлетворены этими решениями.
5.
Риск медиации минимален, поскольку каждая
сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса переговоров.
Медиация проходит конфиденциально. Все остается между вами, другой стороной и
медиатором. Он будет держать в секрете все разговоры и информацию. В суде
же сторона в любой момент не может прекратить судебное заседание, а
конфиденциальность в принципе невозможна.
6.
Процесс медиации относительно непродолжителен.
Это немаловажное преимущество медиации, особенно в наших условиях, когда суды
перегружены и рассмотрение дел тянется месяцами, а иногда и годами. К тому же
медиация может обойтись дешевле, чем традиционные судебные процедуры.
Процедура
посредничества на сегодняшний день не установлена действующим
законодательством. Положения о посредничестве предусматривалось ввести в АПК
РФ, однако законодатель отказался от этой идеи, "сохранив" правило о
том, что стороны вправе обратиться за содействием к посреднику в целях
урегулирования спора (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ).
Консенсус
– правовой принцип коллегиального решения; принцип, обратный праву вето.
Консенсус требует положительного решения на основе согласования позиций,
компромисса, сотрудничества. В соответствии с этим подходом право и закон можно
рассматривать с позиции достижения юридического консенсуса в обществе. Именно
согласование интересов составляет базовую основу для верховенства закона.
В юридическом смысле консенсус – это
метод выработки и принятия решений, актов, который опирается на два важных
принципа: поддержку решения большинством участвующих в его принятии и
отсутствие возражений против принятия решений со стороны хотя бы одного из
участников. Вместе с тем консенсус – не решение большинства, так как он
несовместим с отрицательной позицией хотя бы одного из участников.
Консенсуальный метод имеет и
некоторые издержки, связанные с уровнем политической и правовой культуры.
Во-первых, необходимость многократных согласований позиций используется для
затягивания принятия решения. Во-вторых, возникает опасность принятия
неконкретных, расплывчатых решений – по ним проще достичь консенсуса. Таким
образом, повышение степени согласованности решения может иногда идти в ущерб
качеству.
Любая консенсуальная процедура должна
исключать абсолютное доминирование одной из сторон и обеспечивать использование
объективных критериев оценки ситуации. Обычно для этого обращаются к услугам
незаинтересованных лиц – посредника, арбитра, судьи. Однако надо иметь в виду,
что строго консенсуальной процедура может считаться только в том случае, если
рекомендации «третьих лиц» не носят обязательного характера, а лишь помогают
участникам конфликта прийти к согласию. Наиболее же распространенный способ
разрешения юридических конфликтов – судебный – не является консенсуальным.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что решение ряда
конфликтов юридическими способами являются наиболее оптимальным, так как субъективизм решения
сведен к минимуму, возможные при этом ошибки могут быть в большинстве случаев
исправлены последующей юридической процедурой, и, наконец, юридические
процедуры рассмотрения конфликтов обеспечивают необходимую гласность и тем
самым — общественный контроль за движением дела.
С
помощью правового инструментария можно извлечь из конфликта конструктивный
потенциал, заключающийся в возможности поиска и нахождения способов преодоления
тех противоречий, которые составляют содержание и причину конфликта. Однако следует помнить, что есть сферы, где
юридическое вмешательство может принести вред.
Наиболее распространенными юридическими способами
разрешения конфликтов является судебное рассмотрение дел: уголовное,
гражданское, арбитражное и административное. Конституционные процедуры
применяются для разрешения конфликтов политических институтов, связанных с нарушением
Конституции. Существуют так же иные
юридические способы разрешения конфликтов, называемые в учебной и научной
литературе «альтернативными способами разрешения юридических конфликтов».
Список использованной литературы
1.
Адвокат:
навыки профессионального мастерства (под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой,
Л.П. Михайловой) - "Волтерс Клувер", 2006 г. // Система Гарант. Энциклопедия
российского законодательства [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15-е изд. М.,
2007. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
2.
Возможности
разрешения и урегулирования коммерческих споров (М.А. Рожкова, "Правосудие
в Поволжье", N 5, июль-август 2004 г.) // Система Гарант. Энциклопедия
российского законодательства [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 16-е изд. М.,
2008. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
3.
Дмитриев,
А.В. Конфликтология: Учебное пособие / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарики, 2002. –
320 с.
4.
Захарьящева,
И. Ю. Юридический конфликт как социальная предпосылка процессуальной
деятельности / И. Ю. Захарьящева // Юрист. – 2004. - №4. – С. 46-51.
5.
К вопросу
об эффективности применения примирительных процедур в арбитражном процессе
(О.С. Черникова, "Вестник Федерального Арбитражного суда
Западно-Сибирского округа", N 5, сентябрь-октябрь 2006 г.) // Система
Гарант. Энциклопедия российского законодательства [Электронный ресурс].
Электрон. дан. 16-е изд. М., 2008. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
6.
Конфликты
в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под. ред. Е.И.
Степанова – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 344 с.
7.
Лукин,
Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами. Учебник для вузов / Ю.Ф. Лукин. –
М.: Трикста, 2007. – 799 с.
8.
Основы
конфликтологии: Учебное пособие / Под. ред. В.Н.Кудрявцева. – М.: Юристъ, 1997.
– 200 с.