Маркетинг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,56 kb
  • Опубликовано:
    2009-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинг

Содержание

Введение. 3

1.Формирование ассортимента продукции. 4

Причины сокращения товарной линии. 6

2.Виды маркетингового контроля. 8

3.Анализ, выводы и предложения по направлению улучшения структуры ассортимента парфюмерно-косметических товаров на примере магазина «Косметика». 11

Заключение. 15

Тест. 16

Список литературы.. 17

Введение

Переход России от плановой к рыночной экономике внес серьезные изменения как в понятие о самом товаре в целом, так и в технологии обращения с ним, в частности, в технологии формирования ассортимента. В современном торговом деле появились такие современные технологии, как, например, маркетинг. Основными функциями этой сферы деятельности стали учет потребностей в товарах, состояние и динамика спроса, оптимизация ассортимента, контроль условий реализации товаров и др.

Маркетинговая деятельность тесно стыкуется и взаимоувязывается с технологией формирования ассортимента торгового с целью обеспечение населения товарами высокого качества и в нужном ассортименте.

Конечной целью любой коммерческой деятельности является максимальное удовлетворение потребностей человека. Однако успех любого торгового предприятия, его финансовое благополучие во многом зависят от правильного выбора товарной массы, то есть грамотного формирования ассортимента.

Все это обусловило актуальность выбранной темы курсового исследования и определило основную цель работы – проанализировать направления улучшений ассортиментом товаров.

Задачи работы – изучить свойства товаров и показатели ассортимента; рассмотреть особенности формирования ассортимента товаров в магазинах различных типов; представить краткую характеристику магазина «Косметика»; разработать рекомендации для улучшения структуры ассортимента на примере магазина «Косметика».

1. Формирование ассортимента продукции

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.[1, c. 165]

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия-производители выпускают товары узкого ассортимента, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учетом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями.

Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли, через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента. Некоторая часть продовольственных и непродовольственных товаров подвергается подсортировке непосредственно в магазинах и других предприятиях розничной торговли.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т.д.

По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду и т.п.

Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса, также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

·   повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

·   периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически;

·   редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых, как правило, превышает пять лет.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак («Товары для женщин» и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга («Товары для садовода», «Товары для туриста» и т.д.). Потребительские комплексы делятся на микро комплексы [2, с. 88].

Причины сокращения товарной линии

Проведение в стране радикальных экономических реформ, насыщение рынка товарами, переориентация производства и реализации товаров на удовлетворение потребностей покупателей в корне изменили подходы к формированию ассортимента на предприятии.

Сокращение ассортимента — количественные и каче­ственные изменения состояния набора товаров за счет умень­шения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть паде­ние спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и продавцу, но необходимых по­требителю. [3, с. 118].

Наполнение товарной линии означает увеличение ассортимента путем добавления новых товарных единиц в рамках существующего ценового диапазона. Причинами наполнения товарной линии в основном являются следующие:

·   стремление увеличить прибыль;

·   стремление загрузить неиспользуемые производственные мощности;

·   стремление занять лидирующие позиции в отрасли, предлагая исчерпывающий ассортимент;

·   желание занять свободные рыночные ниши, ограничив доступ к ним конкурентов.

Обновление товарной линии предполагает включения в ассортимент новых или модернизированных изделий. Здесь необходимо решить обновлять ли товарную линию по частям или целиком.[4, с. 212].

 

Сокращение товарной линии, то есть изъятия из ассортимента отдельных товарных единиц. Такое решение компания принимает в основном по двум причинам: наличия убыточных единиц в товарном ассортименте или дефиците производственных мощностей.

Различают два направления оценки товаров на базе целей предприятия: количественная оценка, основанная на учетной информации и оценка на основе информации о внешней среде, т. е. исследование рыночного восприятия ассортимента.

Первое направление состоит из:

1. Анализ структуры сбыта.

Сбыт представляет собой важнейший показатель деятельности предприятия, он входит в расчет других показателей как составная часть или исходная величина.

Согласно данному анализу продукция подразделяется на три класса по выбранным критериям (сбыт, прибыль, покрытие затрат).

2. Анализ покрытия затрат.

Расчет затрат и доходов позволяет определить, какой товарный ассортимент, при выполнении определенных условий принесет максимальный или достаточный с точки зрения предприятия доход.

3.Анализ товарооборачиваемости.

Полученные оценки эффектов связи позволяют более обоснованно решать судьбу продукта. Если он приносит плохие результаты и не связан с другими, его можно исключить из ассортимента, и наоборот, следует сохранять продукты, которые, хотя и не приносят прибыли, но вызывают совместные покупки.

2. Виды маркетингового контроля

 Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях организации и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности. Контроль маркетинговой деятельности, как правило, предполагает:

· контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта;

· контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат;

· стратегический контроль маркетинга. [5, с. 305].

1. Контроль сбытовой деятельности фирмы предполагает учет фактических продаж и их тенденций в сопоставлении с запланированными показателями по отдельным товарам и их ассортиментным группам, отдельным сбытовым подразделениям и продавцам, регионам, типам потребителей, периодам времени, ценовым линиям, методам и формам сбыта. Компания проверяет, какие товары, какие рынки и сбытовые территории выполнили план продаж и обеспечили запланированную долю оборота, а какие оказались в затруднительном положении, и выясняет причину возникших проблем.

Маркетологи контролируют, прежде всего, общий объем реализации, долю на рынке и ее динамику, которая показывает положение фирмы в сравнении с конкурентами. Контроль за реализацией предусматривает также специальные сообщения о нарушениях запланированного хода реализаций, которые включают указания о тех товарах, сегментах и рынках, где- либо сложились сложности с запланированным ростом продаж, либо открылись неучтенные положительные сбытовые перспективы. В случае снижения продаж предлагаются средства преодоления данной ситуации, при плановом росте продаж - меры, направленные на исключение ситуации возможного дефицита продукции на рынке.

2. Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат предполагает контроль рентабельности деятельности фирмы по отдельным товарам, их ассортиментным группам, рыночным сегментам и территориальным торговым каналам, рекламным средствам, торговому персоналу, заказам разного объема. Чаще всего компании анализируют рентабельность своих сбытовых действий по группам товаров, реже - по группам потребителей или рыночным сегментам.

Анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом позволяет определить эффективность маркетинговых мер и соразмерно затрачиваемые средства и не дает расходовать необоснованно большие суммы на достижение маркетинговых целей. [6, с. 189].

Обычно анализ маркетинговых затрат осуществляется в 3 этапа:

1. Изучение бухгалтерской отчетности, сравнение поступлений от продаж и валовой прибыли с текущими затратами.

2. Пересчет расходов по функциям маркетинга: расходы на маркетинговые исследования, рекламу, планирование и контроль, т. е. связываются текущие затраты с конкретной маркетинговой деятельностью.

3. Разбивка функциональных расходов по отдельным товарам, методам и формам реализации, сбытовым территориям, рыночным сегментам и т. д.

Стратегический контроль и анализ маркетинга предусматривают либо регулярное, периодическое, либо эпизодическое инспектирование маркетинговой деятельности компании. Стратегический контроль предполагает оценку основных задач, эффективность проводимой стратегии, создание специальных оперативных групп в целях выявления трудностей и положительных перспектив для производственно- сбытовой деятельности фирмы и дачу рекомендаций по содержанию последующих планов ее совершенствования.

В настоящее время в маркетинге различаются также несколько уровней контроля:

· Контроль глобальных целей и стратегий фирмы предполагает определение основной линии поведения фирмы, рамок ее действия по объектам и целям, образ, складывающийся в сознании потребителей и конкурентов.

· Контроль плановых гипотез и прогнозов включает в себя в себя проверку ключевых факторов внутри фирмы на основе перечня контрольных статей и контрольных индексов и показателей. Этот уровень также предусматривает проверку закономерностей и целесообразности рыночного поведения (например, метод пробных цен или пробных продаж).

· Контроль стратегического планирования подразумевает анализ работы в области стратегии товарной номенклатуры, набора рынков, объема бюджета и бюджетных статей расходов.

· Стратегический надзор - проверка результатов деятельности фирмы за длительный период в сравнении с предыдущими и контрольными показателями.

· Контроль тактического планирования - проверка результатов работы фирмы на основе рассмотрения и изучения, данных реализации среднесрочных планов развития различных рыночных сегментов, контроль бюджета фирмы и финансовый анализ.

· Контроль оперативного планирования подразумевает определение эффективности осуществляемых фирмой контрмер, их действия за относительно продолжительный плановый период.

· Оперативный контроль - текущая постоянная проверка конкретных действий фирмы (мониторинг). [7, с. 256].

3. Анализ, выводы и предложения по направлению улучшения структуры ассортимента парфюмерно-косметических товаров на примере магазина «Косметика»

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации, и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, мак­симально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

- установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;

- определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

- выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

- оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;

- определены основные направления формирования ассортимента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

В магазине «Косметика» работают над формированием не только реального ассортимента, но и прогнозируемого, то есть с учетом будущих потребностей потребителей. По широте, полноте и устойчивости ассортимент магазина «Косметика» можно охарактеризовать на самом высоком уровне. Остановимся подробнее на таком показателе ассортимента, как его структура.

Рассчитаем основные показатели ассортимента магазина «Косметика».

Охарактеризуем широту ассортимента: Кш=Шд / Шб=350/450*100=77,8%.

Охарактеризуем полноту ассортимента на примере группы гигиенических товаров, которые наиболее полно представлены в ассортименте магазина «Косметика»: Кп=Пд / Пб=168/200*100=85%.

Охарактеризуем коэффициент устойчивости ассортимента: Ку=Щу/Шд=120/350*100=35%.

Охарактеризуем коэффициент новизны (обновления) ассортимента: Кн=Н/Шд=20/350*100=5,7%.

Показатели ассортимента свидетельствуют о том, что ассортимент магазина «Косметика» характеризуется достаточно высокой полнотой и широтой парфюмерно-косметических товаров. Достаточно высокими является и коэффициенты устойчивости и новизны.

Гигиеническая косметика магазина «Косметика» представлена широчайшим ассортиментом с высоким показателем полноты. Единичных изделий практически нет. Все товары, так или иначе, представлены в различных сериях. Наиболее распространены такие наборы, как совокупность скраба, маски и крема. Другие наборы представлены такими принципиально новыми товарами гигиенической косметики, как смягчающие крема для ступней, охлаждающие крема для уставших ног, дезодорирующий спрей для ног и т.п. Есть принципиально новые товары и для лица, например разогревающие маски, маски для глубокого очищения, трехсекундные очищающие маски, вяжущие тоники. Все виды гигиеническая косметика имеют достаточно невысокие цены.

В ассортименте гигиенической косметики от «ANOV» нет, пожалуй, только одного вида из всех существующих – это гигиенических продуктов по уходу за полостью рта, то есть зубных паст и др. подобных товаров. Зато широко представлены средства ухода за волосами. Это ополаскиватели и шампуни ля мужчин, женщин и детей, разработанные для окрашенных, сухих и др. проблемным волос. Это бальзамы и спреи лечено профилактически (от перхоти) и для ухода.

Вывод: Структуру ассортимента можно охарактеризовать как оптимальную, с рациональным распределением по отдельным видам.

В течение 2005-2006гг. наблюдается тенденция снижения товарооборота в целом по магазину, что выступает первым признаком неудовлетворения действующего ассортимента требованиям потребительского сегмента.

По ассортименту товаров, определяющему специализацию магазина «Косметика», наблюдается тенденция снижения объема продаж на 6,29% по сравнению с 2005г, что превышает темп снижения товарооборота в целом на 1,38%. При этом темп сокращения объема выручки по наиболее крупным по обороту группам (головные уборы, верхняя одежда) в среднем составляет 8,1%. Наибольший процент снижения наблюдается по следующим позициям: косметические средства по уходу за кожей, парфюмерия.

Показатели оборачиваемости товарных запасов характеризуются тенденцией к сокращению. Скорость оборота текущих запасов снизилась на 4,6 дня, также снижается коэффициент оборачиваемости на 0,13. К «залежалым» товарам следует отнести парфюмерные товары и детские средства по уходу за кожей.

Представленный ассортимент характеризуется достаточно широким и глубоким разнообразием парфюмерно-косметических товаров. Однако качественные показатели свойств свидетельствуют о недостаточно стабильным уровнем спроса со стороны потребительского сегмента, в частности, в результате низкого показателя обновления ассортиментных позиций при условии, что характер покупательских предпочтений на данную категорию товаров подвергается интенсивному колебанию.

Анализ покупательской среды свидетельствует об охвате ассортиментом анализируемого магазина лишь небольшой части целевого сегмента потребления изделий косметического сырья.

В целом торговый ассортимент магазина характеризуется наличием лишь одной группы товаров, жизненный цикл которых описывается как стадия «роста» – парфюмерно-косметические товары. Группа «Молодежная декоративная косметика» удовлетворяя достаточно узкий, но требовательный потребительский сегмент, располагается на стадии «зрелости». Остальные виды товаров, представленные в магазине практически не получили развития. Исключение составляет группа «Средства по уходу за кожей», мероприятия, по совершенствованию которой потенциально могут обусловить рост объема их реализации и снижения длительности оборота.

Сложившаяся ситуация объективно свидетельствует о наличии, так называемых, «разрывов» с уровнем ассортиментного обеспечения конкурентов и системой потребительских требований к товару, что, в свою очередь, является следствием отсутствием систематизированного информационного обмена и анализа покупательской и конкурентной сред.

 

Заключение

Правильное формирование ассортимента невозможно без глубоких знаний в области коммерции, экономики, маркетинга, товароведения и других, а также без изучения современного состояния отечественного и зарубежного рынка товаров, качества товаров, новые виды продукции, тары, упаковки, транспортировки, хранения и реализации.

Таким образом, использование торговым предприятием современных подходов к формированию ассортимента ведет к сохранению завоеванной ниши на рынке и повышению конкурентоспособности.

Высокую конкурентоспособность ассортимента магазина «Косметика» обеспечивает достаточно оптимальное соотношение цены и качества, что немаловажно в условиях невысокой покупательской способности отечественного потребителя, а также грамотное использование маркетинговой технологии жизненного цикла изделия с учетом потребительского спроса.

Магазину «Косметика» в качестве дополнительных ресурсов улучшения ассортимента можно порекомендовать более тщательное изучение прогнозируемых потребностей с целью более тщательного удовлетворения потребностей и получения запланированной прибыли. Для этого должны быть решены следующие задачи: установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах; определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности; оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров; определены основные направления формирования ассортимента (сокращение, расширение, стабилизация, обновления, совершенствование, гармонизация) по конкретным группам и разновидностям парфюмерно-косметических товаров.

Тест.

Что из нижеперечисленного оказывает основное влияние на выбор поставщика материальных ресурсов?

А. Качество товара.

Б.   Цена товара и надежность поставщика.

В.   Интенсивность рекламной компании.

Г.   Условия транспортировки.

Решение: ответ А. Качество товара, так как в интересах любой компании продвигать и реализовывать качественный товар потому, что основой конкурентности товара является именно качество, следовательно, срок эксплуатации товара будет более выше, что способствует увеличению экономической деятельности предприятия.

Список литературы

1. Брозовский Д.И., Борисенко Н.М. Основы товароведения. Издание третье переработанное. М.: Экономика. 2006.

2. Гусейнова Т.С., Жильцова Г.В. Товароведение. М.: Экономика, 2005.

3. Дубцов Г.Г. Товароведение: Учебник для студенческих учреждений средних специальных профессиональных образований. М.: Мастерство: Высшая школа, 2006.

4. Иванов М.Н., Шакланов И.Г., Панасенко В.А. Товароведение. М.: Экономика, 2004.

5.  Куприянов А.С. Товароведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

6. Николаева М.А. Товарная экспертиза. М.: Деловая литература, 2004.

7. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: Теоретический курс. М.: Издательство «НОРМА», 2006.

Похожие работы на - Маркетинг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!