Цвет,тепло и эмоции

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,22 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цвет,тепло и эмоции

Цвет,тепло и эмоции

А.П. Василевич, доктор филологических наук

Для нас привычной является ситуация, когда мы слышим или сами произносим оценочные суждения «это совсем недалеко», «это слово очень редкое», «сегодня теплее, чем вчера». Можно подумать, что человек представляет собой некий универсальный измерительный прибор, способный с определенной точностью оценивать массу различных характеристик. При этом чаще всего ему не нужны ни линейка, ни калькулятор, ни термометр. Он обращается к своей интуиции, как бы «считывая» откуда-то необходимую информацию. Об адекватности подобных умозрительных оценок говорит тот факт, что слушатель, как правило, принимает их на веру.

Рассмотрим эту проблему применительно к понятию «теплый цвет» — «холодный цвет». Разделяя цветовые оттенки на «теплые» и «холодные», мы получаем возможность придавать собственно цвету дополнительные важные значения, которые относятся не столько к физической характеристике цветового оттенка, сколько к его психологическому корреляту. Зачастую объекты сравниваются не по конкретной окраске, а именно по их отнесенности к «теплым» и «холодным».

Не подлежит сомнению, что человек имеет вполне определенное представление о том, какие цвета, например, заведомо являются теплыми, хотя он никогда не учил этого специально (как, скажем, таблицу умножения). Но существует ли в данном случае истина? Можно ли проверить суждение о «теплоте» цвета по аналогии с тем, как мы проверяем оценку теплоты воздуха с помощью обычного термометра?

Цель нашего исследования состояла как раз в том, чтобы попытаться в явном виде «материализовать» представление человека о «теплоте» для различных оттенков цвета. Мы отдавали себе отчет в том, что полного единодушия мнений ждать не приходится, но одновременно предполагали получить существенное совпадение взглядов — иначе само общение людей по этому вопросу было бы бессмысленным.

Указанное дополнительное свойство цвета играет важную роль, например, при функционировании цепочки дизайнер — производитель — потребитель. Когда специалисты рекомендуют на очередной сезон использовать теплую или холодную цветовую гамму, перед дизайнером, производителем и потребителями встает проблема определить, какие же цвета относятся к группе теплых и чем они отличаются от холодных цветов.

В отличие от узких специалистов, обыкновенный человек (a man in the street), как правило, предпочитает определенность, однозначность. Ему важно точно знать, куда следует относить, например, розовый или коричневый цвет; как влияет на восприятие цвета его смещение в более светлую или, наоборот, в более темную область (то есть сравнить красный и темно-красный, зеленый и светло-зеленый и т. п.). Немаловажно знать, в каком отношении к группам теплых или холодных находятся ахроматические цвета — серый, белый и черный.

Материалом исследования послужили слова — обозначения цвета. Предъявлять непосредственно образцы цвета нам казалось неразумным, поскольку мы хотели бы получить информацию по возможности в максимально обобщенном виде — именно таким свойством обладает, например, слово красный по сравнению с каким-то конкретным оттенком красного цвета.

Исследование было проведено в два этапа. Сначала группе экспертов (58 студентов Текстильной академии, которым в профессиональной деятельности часто приходится оперировать понятием «теплый/холодный» цвет) было предложено довольно простое задание: «Постарайтесь вспомнить как можно больше названий цвета и пометьте, к какой из трех групп они принадлежат: <Теплый цвет>; <Холодный цвет>; <3атрудняюсь сказать>». В общей сложности в 58 анкетах оказалось 84 разных термина цвета. Они были сведены в матрицу, где слова располагались по убыванию частоты появления в ответах.

Если условно считать, что, поместив слово в группу «теплый», испытуемый дает ему оценку [+1]; словам группы «холодный» — оценку [-1], а словам группы нейтральных — оценку [0], то, например, средняя оценка слова желтый составит [+0,92], красный — [+0,88], коричневый — [+0,71], в то время, как синий — [-0,93], фиолетовый — [-0,82], а зеленый и малиновый окажутся где-то ближе к середине — соответственно [+0,22] и [-0,17].

Однако для подавляющего числа слов статистика суждений оказывается недостаточной. Поэтому необходим второй этап исследования, на котором надо было обеспечить необходимое количество суждений для всех слов, причем нас в первую очередь интересовали названия цвета, составляющие ядро русской цветовой лексики.

Отобранные для основного эксперимента слова были написаны на карточках и даны новой группе информантов со следующим заданием: «Оцените каждое слово из пачки по шкале "теплый цвет — холодный цвет". Соответственно своим ощущениям припишите словам следующие оценки: [+2] — если слово ассоциируется у Вас с "безусловно теплым" цветом; [+1] — если слово обозначает цвет "скорее теплый, чем холодный": [-2] — если слово обозначает "безусловно холодный" цвет; [-1] — если слово обозначает цвет "скорее холодный, чем теплый"; [0] — если слово характеризует промежуточный оттенок ("ни теплый, ни холодный")». Полученная шкала цветовых оттенков, упорядоченных от теплых к холодным, представлена в табл.1.

Таблица 1

Оттенки цвета на шкале «теплый — холодный»

Похожие работы на - Цвет,тепло и эмоции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!