Государство — сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление
Государство — сложное и исторически развивающееся
общественно-политическое явление
Вопросы
о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к
числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это
объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо
и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических
партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать
с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы
общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое
общественно-политическое явление.
Рожденное
обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится
противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма
организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость,
государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а
следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство
интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества,
выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это
организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела,
вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией
всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны
общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.
Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя
общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого
экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой
диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом
наиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль
государства.
История
государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит
длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути
новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не
развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов
государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной)
власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым
государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня
цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе
экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям
цивилизация,— народовластие, экономическую свободу, свободу автономной
личности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры,
раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и
совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к
изменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания
рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой
истории и цивилизации.
Всесторонне
раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты
государства—задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении
государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой,
социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при
этом прошлые и настоящие научные достижения.
Плюрализм в понимании и определении государства
С
давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще
древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон
спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий
правопорядок?» У Ци-церона было немало последователей в разное время и в различных
странах — основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономист
и философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупный
правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз
свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством
предоставления исключительного права принуждения только органам государства».
Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка
(порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один
из признаков данного феномена.
В
буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как
совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.
Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1)
совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную
власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,—
понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной
власти».
Рассматриваемое
определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило
поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли
государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц,
осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определение
за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства
называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком
человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут
не было» .
Не
согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права.
«Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф.
Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь
между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь
один из признаков, но не все государство.
Трудности
выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в
те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности,
писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания
его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз
не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о
которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть
исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими",
то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически
предшествовали современному государству».
Не
один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они
считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему
классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество
данной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельс
сформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение,
согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления
одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые
изменения. Он писал: «Государство— это _ есть машина для поддержания господства
одного класса над другим».
Обе
формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде.
Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая
классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением
общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским
государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные
определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры
и социального порядка.
В
современной учебной литературе государство обычно определяется как
политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая
специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей
страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки
государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и
общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка:
государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его
единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма
управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву
общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и
правопорядок.
Приведенное
определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к
современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть
политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет
жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и
целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство
(особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан,
поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Признаки государства
Понятие
государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков,
отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций
общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,
подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации
общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти
признаки?
1.
Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в
территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида
к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством.
Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного
места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный
принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип
его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную
территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на
ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают,
таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый
правовой институт — подданство или гражданство.
С
территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение
государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций
понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
От
негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.)
государство отличается тем, что олицетворяет все население страны,
распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют
в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
2.
Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не
совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть
существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно
общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для
самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате.
Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том,
что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии
(разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения
(государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная
власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
Олицетворенная
в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится
государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает
государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения
принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии,
полиции, тюрьмам и т. п.).
3.
Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в
конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от
церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет —
обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колоний либо
доминион.
Суверенитет
как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве,
самостоятельности и независимости.
Верховенство
государственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властной
силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные
организации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть может
отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной
власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств
воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия,
полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность
и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и
вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все
свои дела.
В
Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть
не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была
власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным
инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало
одной из причин глубокого кризиса общества и государства.
4.
Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не
может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем
самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои
функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и
государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому
режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое
правовое государство.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru