Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон»
Свободная экономическая зона «Гомель-Ратон»
Введение
Стремительное увеличение числа свободных экономических
зон — одно из наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в
мировой экономике за истекшую четверть века.
Все свободные экономические зоны (беспошлинные
таможенные территории, промышленно-торговые и технико-внедренческие зоны и т.
п.) объединяет беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров,
определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом
отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие
с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.
Стратегия экономического развития Республики Беларусь
должна разрабатываться с ориентацией на мировой уровень. Это подразумевает
существенное усиление влияния внешнеэкономических связей на темпы, пропорции и
характер экономического роста в стране, внутреннее ценообразование и региональное
развитие. Такая форма внешнеэкономических связей, как СЭЗ, призвана
способствовать усилению использования в нашей экономике прогрессивной
зарубежной технологии и управленческого опыта, развитию экспортного сектора страны
и расширению финансовой базы модернизации народного хозяйства.
Таким образом, тема данной контрольной работы является
достаточно актуальной и имеет практический характер.
Целью исследования данной работы является раскрытие
особенностей деятельности СЭЗ «Гомель-Ратон».
Для выполнения указанной цели необходимо решить
следующие задачи:
охарактеризовать общие положения о СЭЗ «Гомель-Ратон»;
проанализировать инфраструктуру СЭЗ «Гомель-Ратон»;
выявить правовые особенности деятельности СЭЗ
«Гомель-Ратон».
В соответствии с поставленными задачами, контрольная
работа состоит из введения, основного содержания из 3-х разделов, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
При написании контрольной работы были использованы
следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, анализа документов,
статистический метод.
В качестве основных литературных источников в работе
использовались учебные, научные и периодические издания, а также материалы с
официального сайта СЭЗ «Гомель-Ратон».
Следует отметить довольно высокую степень
разработанности исследуемой проблемы в научной литературе: имеется широкий круг
статей отечественных авторов по вопросам функционирования СЭЗ «Гомель-Ратон»
(Бык В., Луговой В., Бондаренко В., Патыко Д. и др.).
1. О СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ «ГОМЕЛЬ-РАТОН»
СЭЗ «Гомель-Ратон» — часть территории Республики
Беларусь с точно определенными границами, на которой вводится и действует
специальный правовой режим налогообложения, валютного, таможенного и иного
регулирования [8].
СЭЗ «Гомель-Ратон» расположена в северной промышленной
части города Гомеля. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
9 июня 2005 года № 262 СЭЗ «Гомель-Ратон» занимает территорию площадью 3722
гектаров [7].
Территория СЭЗ «Гомель-Ратон» подразделяется на 3
участка (Приложение 1) [11].
Участок 1 (3315 га) включает:
Земли сельскохозяйственного назначения -1925 га. (ТПО
"Покалюбичи", ТПО "Красный маяк");
ТПО "Северный промузел" - 595 га. (ОАО
"Коралл", РНПУП "Ратон");
ТПО "Технопарк" – 62 га. (РУП
"Металлополимеры", ГНУ "Инститтут радиобиологии", КУП
"Автомотосервис", РПП "Кинотехпром", Гомельская областная
клиническая инфекционная больница, КСУП "Красная гвоздика", земли
города);
"Аэропорт" - 270 га. – (постройки и земли
РАУП "Аэропорт Гомельавиа");
ТПО "Костюковка" - 300 га. – (на землях
ГПТУ-179).
Участок 2 (279 га):
Сектор 1. ПК "Стройматериалы" - 60 га. (ОАО
"Гомельстройматериалы");
Сектор 2. "Новые строительные технологии" -
84 га. (ОАО "Гомельский домостроительный комбинат", ОАО
"Гомельпромстрой", ОАО "Гомельский комбинат строительных
конструкций", ПКС "Строительный трест №14");
Сектор 3. ПК "Машиностроитель" - 65 га. (РУП
"Гомельский завод пусковых двигателей");
Сектор 4. ПК "Машиностроитель" - 70 га. (РУП
"Гомельский радиозавод");
Сектор 5. ТПО "Химзавод" - 163 га. (КСУП
"Брилево", колхоз "Победа");
Участок 3 (128 га):
РАУП "Гомельское ПО "Кристалл" - 128
га.
Органом управления на территории СЭЗ «Гомель-Ратон»
является ее администрация — республиканское юридическое лицо, которая создается
в форме учреждения, действует в соответствии с законодательством Республики
Беларусь на основании устава, утверждаемого Правительством Республики Беларусь.
Бюджет СЭЗ «Гомель-Ратон» формируется за счет средств
республиканского бюджета и установленных законодательством поступлений.
Цель создания СЭЗ «Гомель-Ратон» — развитие
ориентированных на экспорт производств, основанных на новых и высоких
технологиях, обеспечение благоприятных условий для экономического развития
Гомельского региона и его постепенная интеграция в мировую экономику [11].
Ее основными задачами являются [8]:
развитие промышленности, расширение объемов торговли и
экспорта, увеличение притока валюты, внедрение новейших технологий и передового
управленческого опыта, комплексного использования государственного, частного
отечественного и иностранного капитала;
повышение деловой активности, конкурентоспособности и
экспортного потенциала отечественной экономики, проведение модернизации
действующих предприятий, содействие их реформированию с использованием
передовых технологий организации и управления производством, вовлечения в
хозяйственный оборот незадействованных производственных мощностей на территории
этой зоны;
развитие ориентированных на экспорт и
импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях;
отработка механизмов создания благоприятного
инвестиционного климата, проведения структурной перестройки национальной
экономики и ее интеграции в мировые экономические отношения, адаптации к
рыночным условиям хозяйствования для последующей трансформации на другие
территории республики;
внедрение в производство отечественных и зарубежных
научно-технических разработок и изобретений с последующим их использованием на
других предприятиях республики;
развитие и эффективное использование транспортной
инфраструктуры зоны;
развитие торгово-экономического сотрудничества с
другими государствами, расширение международного торгового обмена через
Республику Беларусь;
вовлечение в производственную деятельность
неиспользуемого имущества, нетрадиционных природных ресурсов и источников
энергии, развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной
и транспортной инфраструктуры;
проведение санации и реструктуризации отдельных
объектов, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей и занятости
населения.
Особый экономико-правовой статус СЭЗ
"Гомель-Ратон" распространяется на всех резидентов данной зоны.
Резидент СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ
юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования
юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в
СЭЗ [10].
По состоянию на 01.01.2006 г. в Реестрах регистрации
резидентов СЭЗ "Гомель-Ратон" находится 36 субъектов
предпринимательской деятельности (Приложение 2) [10].
СЭЗ "Гомель-Ратон" — это наличие на ее
территории высокотехнологичной базы предприятий радиоэлектроники,
приборостроения, машиностроительной, электротехнической и кабельной
промышленности. Причем предприятий, обладающих сегодня свободными производственными
площадями, складскими помещениями, развитой инфраструктурой, полным комплексом
инженерных коммуникаций.
СЭЗ "Гомель-Ратон" — это также наличие
свободных территорий для реализации новых инвестиционных проектов. В рамках СЭЗ
все процедуры для инвесторов по аренде, приобретению объектов в собственность,
отводу земельных участков значительно упрощены.
Таким образом, СЭЗ "Гомель-Ратон"
представляет собой комплексную, включающую в себя производственные, экспортные
и свободные таможенные зоны. Выгодное географическое положение СЭЗ обусловлено
близостью к западноевропейскому рынку и экономически перспективным районам
России, Украины и стран Балтии. Производство ее резидентов концентрируется на
выпуске экспортной продукции, освоении новых и высоких технологий.
2. ИНФРАСТРУКТУРА СЭЗ «ГОМЕЛЬ-РАТОН»
Инфраструктура СЭЗ "Гомель-Ратон" включает в
себя транспортную, производственную и сервисную инфраструктуры. Рассмотрим
подробнее каждую из них.
Транспортная инфраструктура
Создание СЭЗ "Гомель-Ратон" в г. Гомель было
предопределено выгодным географическим месторасположением города вблизи
юго-восточной границы Беларуси с Украиной и Россией, на перекрестке проходящих
здесь торговых путей из Европы в Россию, из стран Прибалтики и Скандинавии в
Украину, Турцию, Грузию и страны Ближнего Востока.
Гомель сегодня — это крупнейший комплексный
транспортный узел на юго-востоке Беларуси, где пересекаются железнодорожные,
автомобильные и воздушные магистрали, ведущие на Москву, Санкт-Петербург,
Северный Кавказ, Киев, Крым, Одессу, Брест, в прибалтийские торговые порты -
Клайпеду, Калининград и другие.
К границам СЭЗ прилегает международный аэропорт
"Гомель".
Речной порт "Гомель" расположен на реке Сож
и имеет выход в Черное море. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и
навалочных грузов. Обладает полным комплексом инженерно-технического
обеспечения. Длина причальной линии - 455 м. Принимает суда типа
"река-море" [10].
В городе Гомель расположен один из крупнейших в
республике железнодорожный узел. От города Гомель отходят железнодорожные
магистрали на Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск, Брест. Через Гомель
проходит транспортный еврокоридор, который имеет ответвления
Гомель-Минск-Клайпеда и предусматривает выход грузовладельцев из областей
Восточной и Западной Украины, центральной России к специализированным морским
портам Клайпеды (Литва), Вентспилса (Латвия) и Калининграда (Россия).
Железнодорожный узел города Гомель обладает складским комплексом для хранения
всех видов грузов. Сеть подъездных железнодорожных путей обеспечивает доставку
грузов непосредственно на производственную территорию большинства предприятий,
расположенных в границах СЭЗ.
Город Гомель расположен на пересечении трех
международных автотранспортных магистралей: автотранспортный коридор Е9 -
Хельсинки - С.-Петербург - Гомель - Киев - София - Афины; международная
автомобильная трасса Брест - Гомель - Брянск - Воронеж - Ростов-на-Дону и
международная автомобильная трасса Вентспилс - Вильнюс - Минск - Гомель с
выходом на автотранспортный коридор Е9 [10].
Производственная инфраструктура
Выгодное географическое положение города — далеко не
единственное достоинство для размещения здесь СЭЗ "Гомель-Ратон".
Довольно удачным оказался и сам выбор площадки под СЭЗ, которая включает в себя
Северный промышленный узел г. Гомеля с прилегающими к нему землями
сельскохозяйственного назначения Гомельского района.
В границах СЭЗ "Гомель-Ратон" находятся
свободные производственные, складские и офисные площади, оснащенные
инженерно-техническими коммуникациями, тепло- и энергоресурсами. Имеются
специализированные складские помещения.
Здания и сооружения, а также земельные участки,
находящиеся на территории СЭЗ, могут передаваться резидентам СЭЗ в аренду. При
этом арендная плата составляет [3, с.10]:
производственные и складские помещения - 2,5 евро за
м2 в месяц;
смешанные помещения - 4 евро за м2 в месяц;
офисные помещения - 6 евро за м2 в месяц.
В аренду сдаются земельные участки общей площадью 2520
га, из них 1925 га составляют земли сельскохозяйственного назначения.
Земли имеют высокую балльность. Пригодны для
производства животноводческой и растениеводческой продукции. Земельные участки
могут сдаваться в аренду сроком на 99 лет.
Максимальный размер сдаваемого в аренду земельного
участка в границах СЭЗ не лимитирован.
Арендная плата за землю составляет 3600 долларов США
за 1 га в год. Размер арендной ставки зависит от размера и расположения
земельного участка, от объема инвестиций и т.д.
Порядок оформления документов на аренду земли [10]:
1. Резидент ходатайствует перед администрацией о
предоставлении земельного участка с расчетом и обоснованием размера
испрашиваемого земельного участка.
2. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон"
осуществляет подбор земельного участка. Резидент осуществляет сбор исходных
данных, необходимых для выбора земельного участка.
3. Администрация принимает решение о выборе земельного
участка, согласовании места размещения объекта, о разрешении проведения
проектно-изыскательских работ. Резидент осуществляет проведение
проектно-изыскательских работ, утверждение в установленном порядке проекта.
4. Резидент разрабатывает проект отвода земельного
участка.
5. Администрация СЭЗ принимает решение об изъятии и
предоставлении земельного участка. Резидент обеспечивает установление границ
земельного участка в натуре (на местности). Заключается договор аренды земли
между администрацией СЭЗ и резидентом СЭЗ.
Производственные помещения на территории СЭЗ имеют
готовые инженерные коммуникации, удобные подъездные транспортные пути.
Помещения оборудованы вентиляцией, канализацией,
тепловой энергией, имеют водоснабжение, электроснабжение, обеспечены
подъездными автомобильными и железнодорожными путями.
Порядок оформления документов на аренду
производственных помещений [10]:
1. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон"
предлагает свободные производственные помещения.
2. Резидент заключает договор аренды с собственником
производственных площадей.
Производственные помещения могут также продаваться в
собственность под реализацию инвестиционных проектов.
На территории СЭЗ имеются свободные складские
помещения.
Порядок оформления документов на аренду складских
помещений [10]:
1. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон"
предлагает свободные складские помещения.
2. Резидент заключает договор аренды с собственником
складских площадей.
Сдаваемые в аренду офисы расположены в 12-этажном
здании общей площадью 13000 м2. Здание круглосуточно охраняется. Имеется
площадка для парковки автомобилей.
Инфраструктура офисных помещений обеспечена
инженерными и коммуникационными сетями.
Порядок оформления документов на аренду офисных
помещений [10]:
1. Администрация СЭЗ "Гомель-Ратон"
предлагает свободные офисные помещения.
2. Резидент заключает договор аренды с собственником
офисных площадей.
Сервисная инфраструктура
Для формирования благоприятных условий для притока
инвестиций в СЭЗ "Гомель-Ратон" [9, с.3]:
создан пункт таможенного оформления «Гомель-СЭЗ»;
открыто представительство Гомельского отделения
БелТПП, которое оказывает услуги по выдаче сертификатов происхождения товара
всех форм, актов экспертизы происхождения товара, сертификатов на продукцию
собственного производства, услуги таможенного агента;
работает «Агентство развития и содействия инвестициям»
(оказывает в том числе помощь в оформлении проектов по форме ЦЕИ);
закрытое акционерное общество «Гомельский
бизнес-инновационный центр» оказывает услуги по развитию малого
предпринимательства, коммерциализации научных исследований и разработок с
последующей их передачей на предприятия СЭЗ для внедрения.
Таким образом, инфраструктура СЭЗ
"Гомель-Ратон" включает в себя развитые транспортную,
производственную и сервисную инфраструктуры. Производственная инфраструктура
состоит из земельных ресурсов, производственных, складских и офисных помещений,
которые могут передаваться резидентам СЭЗ в аренду. Производственные помещения
могут также продаваться в собственность под реализацию инвестиционных проектов.
3. правовые аспекты функционирования
СЭЗ «ГОМЕЛЬ-РАТОН»
В СЭЗ "Гомель-Ратон" действует
законодательство Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных
Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» [6], Положением о
свободной экономической зоне "Гомель-Ратон" [8], иными нормативными
правовыми актами Республики Беларусь, регламентирующими деятельность СЭЗ.
Согласно законодательству Республики Беларусь, СЭЗ
"Гомель-Ратон" имеет особый экономико-правовой статус. Рассмотрим его
особенности.
Специальный режим налогообложения в свободной
экономической зоне "Гомель-Ратон" носит либеральный характер.
Налоговые льготы позволяют резиденту СЭЗ снизить сумму
выплат до 30% от суммы налогов, уплачиваемых в Республике Беларусь.
Специальный правовой режим не распространяется на [3,
с.11]:
общественное питание, игорный бизнес, торговую и
торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;
реализацию товаров (работ, услуг), производство
(выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных
средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и
(или) труда работников резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;
деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых
и страховых организаций;
реализацию товаров, которые не могут быть помещены под
таможенный режим свободной таможенной зоны, а также отдельные виды производств,
которые не могут быть размещены в пределах свободных таможенных зон в силу
ограничений или запретов, установленных Правительством Республики Беларусь по
согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В рамках специального правового режима резиденты СЭЗ
не освобождаются от налога на недвижимость по основным средствам, расположенным
за пределами территорий соответствующих СЭЗ;
Либеральность режима налогового регулирования в СЭЗ
заключается в [10]:
- установлении пониженных ставок налогов;
- ограничении перечня налогов и сборов, уплачиваемых
резидентом СЭЗ;
- возможности полного освобождения сроком на 5 лет от
уплаты налога на прибыль, а именно:
прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации
продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения
налогом сроком на 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год;
прибыль уменьшается на прибыль, фактически
направленную резидентами СЭЗ на инвестиции в Республику Беларусь.
В СЭЗ «Гомель-Ратон» установлен особый порядок
таможенного регулирования. Продукция (работы, услуги) собственного производства
резидентов СЭЗ не квотируется и не лицензируется при вывозе на остальную
таможенную территорию Республики Беларусь и за ее пределы за исключением
продукции по международным обязательствам Республики Беларусь.
Предприятия, в уставном фонде которых иностранные
инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий и дополнительных
разрешений экспортировать продукцию, работы, услуги собственного производства
[3, с.11].
Предприятия с иностранными инвестициями вправе
безлицензионно импортировать продукцию, работы, услуги для собственной
хозяйственной деятельности и на договорной основе устанавливать цены на
продукцию, работы, услуги.
Специальный правовой режим, действующий на территории
СЭЗ, предусматривает освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на
импортируемое оборудование, материалы и экспортируемую продукцию собственного
производства.
Специальный правовой режим валютного регулирования
устанавливает, что для расчетов в СЭЗ может использоваться валюта Республики
Беларусь и конвертируемая национальная валюта иностранных государств в порядке,
определяемом Национальных банком Республики Беларусь (ст. 18 Закона Республики
Беларусь "О свободных экономических зонах") [6].
Валютное регулирование в СЭЗ определяет, что [8]:
резидент СЭЗ вправе открывать в РБ не более одного
текущего счета в иностранной(ых) валюте(ах) и не более одного специального
счета в иностранной(ых) валюте(ах);
открытие текущих и иных счетов и совершение по ним
операций за границей осуществляется при наличии разрешения (лицензии) НБ РБ;
все сделки купли-продажи и конвертации иностранной
валюты осуществляются резидентами СЭЗ только при посредничестве уполномоченных
банков.
Что касается правового положения граждан РБ, то в СЭЗ
не допускается ухудшение социально-трудовых условий работы и условий занятости
работников, являющихся гражданами Республики Беларусь, по отношению к условиям,
установленным законодательством Республики Беларусь (ст. 20 Закона Республики
Беларусь "О свободных экономических зонах") [6].
Наниматели - резиденты СЭЗ - заключают контракты со
всеми категориями работников в соответствии с трудовым законодательством. При
этом устанавливается:
минимальная заработная плата в СЭЗ не ниже минимальной
заработной платы в Республике Беларусь;
выходное пособие в случае ликвидации СЭЗ, ликвидации
или сокращения штатов в размере трех среднемесячных заработных плат;
пособие по безработице в размере среднемесячной
заработной платы (подпункт 1.12 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20
марта 1996 года № 114 "О свободных экономических зонах на территории
Республики Беларусь") [7].
Правовое положение иностранных граждан определяет, что
иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются
такими же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане
Республики Беларусь.
Кроме того, в СЭЗ установлен специальный правовой
режим регулирования арендных и земельных отношений. Администрация СЭЗ
предоставляет в аренду государственное имущество, переданное ей в оперативное
управление.
Администрация СЭЗ в пределах своей компетенции имеет
право:
изымать и предоставлять в порядке, установленном
законодательством, земельные участки, находящиеся в границах СЭЗ, передавать их
в аренду резидентам СЭЗ и осуществлять контроль за использованием земельных
участков;
определять размер арендной платы за землю, природные
ресурсы, а также помещения, здания и сооружения (статья 12 Закона Республики
Беларусь "О СЭЗ"), распоряжаться переданным государственным
имуществом [6].
В заключение данного вопроса следует повторить, что в
СЭЗ "Гомель-Ратон" действует законодательство Республики Беларусь с
учетом особенностей правового регулирования деятельности свободных
экономических зон в Республике Беларусь. В соответствии с этим, СЭЗ «Гомель-Ратон»
имеет особый экономико-правовой статус, который определяет особые режимы
налогового, таможенного, валютного регулирования, а также регулирования
арендных и земельных отношений и правового положения граждан.
Заключение
Таким образом, СЭЗ "Гомель-Ратон" представляет
собой комплексную, включающую в себя производственные, экспортные и свободные
таможенные зоны. Выгодное географическое положение СЭЗ обусловлено близостью к
западноевропейскому рынку и экономически перспективным районам России, Украины
и стран Балтии. Производство ее резидентов концентрируется на выпуске
экспортной продукции, освоении новых и высоких технологий.
Инфраструктура СЭЗ "Гомель-Ратон" включает в
себя развитые транспортную, производственную и сервисную инфраструктуры.
Производственная инфраструктура состоит из земельных ресурсов,
производственных, складских и офисных помещений, которые могут передаваться
резидентам СЭЗ в аренду. Производственные помещения могут также продаваться в
собственность под реализацию инвестиционных проектов.
В СЭЗ "Гомель-Ратон" действует
законодательство Республики Беларусь с учетом особенностей правового
регулирования деятельности свободных экономических зон в Республике Беларусь. В
соответствии с этим, СЭЗ «Гомель-Ратон» имеет особый экономико-правовой статус,
который определяет особые режимы налогового, таможенного, валютного
регулирования, а также регулирования арендных и земельных отношений и правового
положения граждан.
Список литературы
Бондаренко В. СЭЗ – 100 дней. Есть наработки: (СЭЗ
«Гомель-Ратон») // Рэспублiка. – 1998. – 19 верасня (№232). – С.1.
Бык В. Стратегия устойчивого развития: СЭЗ
«Гомель-Ратон». Анализ / В. Бык // СЭЗ. – 2002. - №1-3. – С.8-11.
Бык В. СЭЗ «Гомель-Ратон» / Бык В.Ф. // Деловой
Гомель. – 2003. - №1. – С.10-11.
Каталог паспортов инвестиционных проектов и
предложений предприятий-резидентов, субъектов хозяйствования и региональных
научных центров СЭЗ «Гомель-Ратон» / В. Бык. – 3-е изд. – Гомель: Гомель-Ратон,
2003.
Луговой В. Итоги года вселяют надежду резидентам СЭЗ
[«Гомель-Ратон»] // НЭГ. – 2000. – 16 февраля (№7). – С.11.
О свободных экономических зонах: Закон Республики
Беларусь от 24 июля 2002 г. №134-3 // НРПА РБ. – 2002. - №87. – 2/883.
О некоторых вопросах деятельности свободных
экономических зон на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики
Беларусь от 9 июня 2005 г. №262 // НРПА РБ. – 2005. – 92. – 1/6516.
Об утверждении Положения о свободной экономической
зоне "Гомель-Ратон": Постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 12 августа 2005 г. №890 // НРПА РБ. – 2005. - №129. – 5/16398.
Патыко Д. СЭЗ «Гомель-Ратон»: идея себя оправдывает:
Беседа с главой администрации СЭЗ «Гомель-Ратон» В. Быком / Д. Патыко //
Рэспублiка. – 2002. – 4 верасня (№192). – С.3.
СЭЗ «Гомель-Ратон» [www.gomelraton.com]
СЭЗ «Гомель-Ратон» [www.gomelinvest.gov.by]
Такоева И. Зона, но свободная: Итоги развития
Гомельской СЭЗ // Советская Белоруссия. – 2000. – 2 февраля (№26). – С.2.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://socrat.info/