Инвестиционно-строительная деятельность в условиях рыночной экономики
Инвестиционно-строительная деятельность в условиях
рыночной экономики
Рыбенцов Александр, Юрист по взысканию дебиторской
задолженности
Слабое
развитие законодательного и нормативно-методического обеспечения строительного
комплекса не оответстветствует новым условиям и требованиям. Ряд недостатков в
организации управления инвестиционно-строительной деятельностью обусловлен
сохранением в переходный период к рынку основных черт традиционной системы
централизованно-планового управления.
Соблюдение
строительного законодательства представляется как один из элементов управления
инвестиционно-строительной деятельностью в Российской Федерации, несоответствие
новым условиям и требованиям является слабое развитие законодательного и
нормативно-методического обеспечения строительного комплекса, которое в свою
очередь вызвано тем, что ряд недостатков в организации управления
инвестиционно-строительной деятельностью обусловлено сохранением в переходный
период к рынку основных черт традиционной системы централизованно-планового
управления.
Для
принципиально нового законодательства существенным становится вопрос о правовой
природе инвестиций. Статья 1 Федерального закона от 25.02.1999 г. №39 «Об
инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений» , прежде всего, отражает экономическое содержание
инвестиционного процесса и вводит новые понятия, такие как: инвестиционная
деятельность; капитальные вложения; инвестиционный проект; приоритетный
инвестиционный проект; срок окупаемости инвестиционного проекта; совокупная
налоговая нагрузка.
Такое
экономическое содержание инвестиционного процесса может быть представлено в
виде правоотношения, формирующегося на основе инвестиционного контракта,
договора долевого участия в строительстве, строительного подряда, соглашения о
разделе продукции, сделки по приобретению ценных бумаг или прямого участия в
уставном капитале соответствующей коммерческой организации, договоров кредита,
лизинга и т.д.. Поскольку в качестве юридического основания для инвестиционного
проекта служит какая-либо сделка, то источником правового регулирования
инвестиционной деятельности, в первую очередь, являются нормы гражданского права.
Тем не менее, инвестиционные проекты находятся под пристальным вниманием
государства, что может быть вызвано участием иностранных инвесторов,
долгосрочностью капитальных вложений, а также другими обстоятельствами.
Следствием государственного контроля над субъектами инвестиционной деятельности
является привлечение в качестве источников регулирования инвестиционных
отношений норм публичного права, а также императивных норм частноправового
характера и, прежде всего, это касается положений о правовом режиме недвижимого
имущества.
Из
инвестиционных правоотношений различного рода, возможно выделить инвестиционные
правоотношения по капитальному строительству. Основанием для такого выделения,
прежде всего, является их объект - проектные и строительные работы, вещи, из
которых по функциональному признаку выделяются строительные материалы и
механизмы, энергия, услуги различного рода, оказываемые строителям
организациями, осуществляющими другие виды деятельности .
Особое
значение для инвестиционного правоотношения по капитальному строительству имеет
его содержание, а именно - права и обязанности его субъектов. Конкретное
содержание инвестиционного правоотношения зависит от избранного вида договора и
иных обстоятельств, первостепенное значение среди которых имеют возникающие
риски, а также цели субъектов, направленные на максимальное снижение таких
рисков. Анализ инвестиционного соглашения по капитальному строительству должен
способствовать выявлению степени вероятности особо значимых рисков, возникающих
в коммерческой практике и возможностей их минимизации: риск выбора контрагента;
риск неисполнения договорных обязательств; риск неплатежеспособности; риск
несостоятельности (банкротства); риск неполучения ожидаемых результатов; риск
причинения ущерба; риск падения кредитного рейтинга; форс-мажорные риски.
Таким
образом, инвестиционная деятельность по капитальному строительству представляет
собой комплексный в отношении правового регулирования институт, который имеет в
своем основании договор, вид которого избирается субъектами инвестиционного
правоотношения в зависимости от преследуемых ими целей в соответствии с
требованиями российского гражданского права и с учетом международной практики
инвестиционной деятельности (инвестиционный контракт, долевое участие в
строительстве, совместная деятельность). Наличие у заказчика средств и права
распорядиться этими средствами - экономическая предпосылка заключения договора
строительного подряда.
Процесс
становления рыночных отношений в экономике, прежде всего, связывается с тем, что
«главным действующим лицом рыночных отношений, как показывает мировой опыт,
должны стать хозяйственные общества и товарищества - проверенный вековой
практикой юридический способ предпринимательской деятельности. С его помощью
создается новый собственник (юридическое лицо), имущество которого обособляется
от имущества учредителей (участников). Это уменьшает их возможный
предпринимательский риск, поскольку оставшееся имущество может быть
использовано для других целей, в том числе для участия в других аналогичных
организациях» . Механизм становления рыночных отношений, возникновение
предпринимательских структур в строительной отрасли, особенность подрядного
способа ведения работ.
Капитальными
вложениями в строительство являются инвестиции в основной капитал (основные
средства) строительства, в том числе затраты на новое строительство,
расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,
приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря,
проектно-изыскательские работы и других видов работ.
По
сведениям Федеральной службы государственной статистики в январе-сентябре 2006
г. введено в эксплуатацию 292 100 квартир общей площадью 26 млн. квадратных
метров, что составило 112% к тому же периоду 2005г., в то время как в
январе-сентябре 2005г. темп роста жилищного строительства к соответствующему
периоду 2004г. составлял 106,7%.
Среди
субъектов Российской Федерации наибольшие объемы строительства жилых домов в
январе-сентябре 2006 года осуществляются в Москве, где введено 3 548 000 м2 общей
площади, в Московской области 2 858 300 м2 общей площади, в Краснодарском крае
1 512 700 м2 общей площади, Республике Башкортостан 1 151 000 м2 общей площади,
Санкт-Петербурге 996 000 м2 общей площади, Ростовской области 899 000 м2 общей
площади .
Если
рассматривать статистику по Федеральным округам России то Центральный
Федеральный округ лидирует, здесь введено 9 442 200 м2 общей площади, затем
Приволжский Федеральный округ 4 935 400 м2 общей площади, Южный Федеральный
округ 4 242 500 м2 общей площади и Сибирский Федеральный округ 2 803 100 м2
общей площади .
В
январе-сентябре 2006г. продолжался рост объемов индивидуального жилищного
строительства. Населением за счет собственных и заемных средств введено 87
тысяч жилых домов общей площадью 12,1 млн. м2, что составило 109,9% к
январю-сентябрю 2005 года. При этом доля индивидуального домостроения в общей
площади завершенного строительством жилья составила: в России - 46,7%; в Южном
федеральном округе, где строительство частных жилых домов в течение ряда лет
является определяющим в развитии жилищного строительства, - 69,7%; в
республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан и Тыва, Кабардино-Балкарской,
Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской республиках, Краснодарском крае,
Астраханской, Ленинградской, Оренбургской, Пензенской, Тамбовской и Тульской
областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе - свыше 70% .
При
анализе развития законодательства об инвестициях в сфере строительства, можно
выделить три этапа его развития.
Первый
этап развития законодательства, охватывающий промежуток с 1991 по 1996 гг.
Данный этап начинается с проведения экономических реформ и периодом
"активной" приватизации государственной собственности. На этом этапе
законодателем не сформировано представление о предмете регулирования, о целях
регулирования инвестирования, о методах регулирования строительства. Проводимая
в данный период приватизация осуществлялась в условиях практического отсутствия
инфраструктуры финансового рынка, развитого законодательства, обеспечивающего
защиты прав населения, в той или иной форме участвующего в приватизации, а
также пытающегося сохранить накопленные сбережения путем вложения их в
сомнительные организации.
Второй
этап охватывает период с начала 1996 г. по 1998 гг. На данном этапе происходит
формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций в сфере строительства,
складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых
услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период хронологически
начинается с принятия Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг" , а также Указа Президента РФ от 01.07.1996 г. N 1009
«О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (в ред. Указов Президента РФ от
12.04.1999 N 456, от 03.04.2000 N 620, от 18.02.2002 N 184, от 29.11.2004 N
1480), которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг (ФКЦБ России). На этом этапе были приняты также Федеральный закон от 5
марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на
рынке ценных бумаг" , Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ
"Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг" . Составленная на основе указанных Законов нормативная база
способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению
иностранного капитала.. Сложившаяся в том числе и вследствие недостатков
законодательства ориентированность системы на спекулятивных инвесторов в сфере
строительства привела в конечном итоге к финансовому кризису августа 1998 г.
Третий
этап охватывает преодоление финансового кризиса 1998 г. и устранением причин
его возникновения, скрытых в конечном итоге в законодательстве, стимулирующем
или ограничивающем то или иное поведение участников рынка.
В
законодательство современного периода направлено на защиту прав инвесторов в
сфере строительства и его дальнейшее развитие, как института. Речь идет о
внесении изменений в действующее законодательство, направленное на повышение
прозрачности и определенности для инвестора при решении вопросов, связанных с
осуществлением инвестиций в сфере строительства. К таким мерам следует отнести
вступление в действие в полном объеме с 1 января 2002 г. Федерального закона от
7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об акционерных обществах" . Вносимые в Закон об
акционерных обществах изменения и дополнения в целом направлены на повышение
роли собрания акционеров, защиту прав меньшинства акционеров, конкретизацию
полномочий совета директоров.
Также
хотелось бы отметить, что в законодательстве современного периода
осуществляется развитие форм и способов осуществления инвестирований в
строительство. Данное направление связано с защитой прав инвесторов, поскольку
расширение возможностей выбора форм и инструментов инвестирования в
строительство создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных
рисков за счет расширение инвестиционных возможностей и улучшения
инвестиционно-строительного портфеля. К числу таких законов, можно отнести:
Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных
фондах" ; Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных
бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих
организациях" .
Подводя
итог, следует признать дальнейшее расхождение в принципах и формах
регулирования прямых и портфельных инвестиций в сфере строительства. Так,
например, на первоначальном этапе регулирования законодатель практически не
проводил различий между регулированием прямых и портфельных инвестиций в сфере
строительства. Принятые в 1991 г. Законы РСФСР "Об иностранных инвестициях
в РСФСР" и "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" не видели
различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными
им средствами в строительство и участвует в управлении строительных
предприятий, созданными с его участием и случаями, когда инвестор заинтересован
лишь в получении дохода от инвестировано-строительного капитала и практически
не участвует в управлении предприятием. После 1998 г. законодатель начал
проводить различия между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в
принятии новой редакции Федерального закона от 09.07.1999 г. № 160 "Об
иностранных инвестициях в РФ" и Федерального закона от 25.02.1999 г. № 39
"Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных
вложений" . Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и
национальных инвесторов в сфере строительства.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.lawfirm.ru/