Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,87 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока

Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока

Нефедов С.А.

В IX-VIII тысячелетии до н. э. в мир охотников пришла неолитическая революция: были одомашнена ячмень и пшеница, охотники и собиратели стали переходить к земледелию. Освоение земледелия резко изменило условия существования людей: ведь для пропитания одному охотнику требуется 10 кв. км угодий, на этой территории могут прокормиться тысячи земледельцев! Экологическая ниша расширилась в сотни, в тысячи раз!

Начался Золотой Век в истории человечества. Средняя продолжительность жизни увеличилось почти на 10 лет; обычаи детоубийства были забыты, войны прекратились.

Как долго продолжался Золотой Век? При минимальном естественном приросте в 0,1% для заполнения новой экологической ниши требуется около тысячи лет. После этого начинается расселение земледельцев на земли окружающих охотничьих племен. Первоначальный очаг земледелия находился на Ближнем Востоке. В VII тысячелетии земледельцы появились на Балканах, в VI тыс. - в долинах Дуная, Инда и Ганга, а к концу V тыс. - в Испании и Китае. Из старых районов земледелия выходили все новые и новые миграционные волны. Финикийцы и греки осваивали берега Средиземного моря, индийцы - берега Индокитая.

Миграционные волны не могли компенсировать быстрый естественный рост населения - хотя бы потому, что старые земледельческие районы уже окружали области с достаточно плотным населением и эмиграция была возможна лишь морем. На Ближнем Востоке началось перенаселение и Сжатие.

В период колонизации и изобилия родовые общины не считали нужным менять традиционные принципы коллективного труда: также как и охота, обработка земли совершалась совместно на общем поле и урожай делился равномерно между сородичами. Такой порядок землепользования зафиксирован источниками во многих древнейших общинах Азии. Другой традицией, унаследованной земледельцами от охотников было народное собрание и родовая демократия.

Перенаселение проявлялось поначалу редкими голодовками в период больших неурожаев. Община отвечала на него применением ирригации и удобрений. Постепенно стало выявляться, что, в отличие от охоты, коллективный труд в земледелии не дает преимущества перед индивидуальным трудом. “При коллективном труде многие ленятся и имеется возможность неполной отдачи сил”, - говорится в старинном трактате “Люйши чунцю”. Наиболее трудолюбивые крестьяне стали требовать выделения участка своей земли и ушли на “хутора”. Первое время крестьянские наделы подлежали систематическому перераспределению, однако в областях более высокого демографического давления система наделов быстро привела к появлению частной собственности на землю - прежде всего потому, что переделы сдерживали применение удобрений и местной ирригации. Частная собственность появилась в Двуречье примерно 2600 лет до н. э., а в других регионах - по мере того, как давление там достигало соответствующего уровня. В Китае это произошло в VI-VII веках до н. э., в Индии и в Италии - в середине I тысячелетия до н.э.

Появление частной собственности вызвало расслоение общины на богатых и бедных. Разделы участка в многодетных семьях приводили к тому, что наделы не могли прокормить земледельцев. Крестьяне брали зерно в долг - так появились ростовщичество - и в конце концов теряли свой надел. Безземельные батрачили у кулаков, просили подаяние на дорогах, промышляли разбоем, крали в одном месте - продавали в другом. Постепенно они заметили, что товары в разных местах ценятся по-разному и красть не обязательно, достаточно покупать и продавать. Так, по мнению бельгийского историка Анри Пиренна, появилась частная торговля. Другая часть безземельных занялась профессиональным ремеслом. Ремесленники собирались вокруг рынков, чтобы менять свои изделия на хлеб - так появились города.

Сжатие обусловило развитие городов, торговли, ремесел, искусств и науки - одним словом, вызвало к жизни цивилизацию. В большинстве регионов это произошло примерно в одно время с появлением частной собственности.

Демографическое давление между тем продолжало нарастать, в деревне появились крупные землевладельцы, скупавшие или захватывавшие земли разорившихся крестьян, в городах - крупные предприниматели, эксплуатировавшие бежавших из деревни изгоев. Голод приходил все чаще, бедняков становилось все больше. Начались крестьянские восстания; восставшие требовали переделить землю и установить более справедливые социальные отношения. Крупные восстания выливались в гражданские войны, вожди крестьян захватывали власть и становились тиранами и диктаторами.

Таково происхождение диктатуры и царской власти. Царь призывается народом в годы голода, чтобы установить и поддерживать справедливость - прежде всего в распределении земли и пищи. Социальная революция сопровождается переделом земли и ограничением крупного землевладения; во многих случаях землю объявляют государственной и запрещают ее продавать. Иногда на государственной земле создаются коллективные хозяйства, иногда ее делят на равные наделы. Самодержавный монарх регулирует всю жизнь людей, не считаясь с правами частной собственности. Таким образом, на свет рождается новое общество, которое обычно называют восточной деспотией.

Революция и гражданская война обычно сопровождается голодом и эпидемиями – происходит демографическая катастрофа, завершающая демографический цикл. Численность населения уменьшается иногда в несколько раз, и земли теперь хватает для всех. Начинается новый демографический цикл, население начинает расти, потом снова наступает перенаселение, снова начинаются восстания, происходит новая революция и новые цари свергают старых бессильных царей. История повторяется снова и снова; на Ближнем Востоке с начала истории имели место 24 демографических цикла, в Китае – 13 циклов. Основатель коммунистического Китая Мао Цзе-дун был седьмым крестьянским императором, который переделил землю в результате очередной революции (надо сказать, что революции побеждали не всегда).

Таким образом, для восточных обществ характерна цикличность экономического развития, которая обусловлена механизмом демографических циклов.

Выйти из этого замкнутого круга можно лишь путем технологической революции, которая расширяет экологическую нишу, дает новые средства для существования и коренным образом изменяет жизнь людей. Такая революция произошла в XIX веке на Западе – поэтому закономерности демографического цикла, о которых мы говорили выше уже не определяют жизнь людей. На Западе построено новое общество, живущее совсем по другим законам, и позже мы поговорим о реалиях этого нового общества.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gumer.info/


Похожие работы на - Экономика и социальная жизнь традиционных обществ Востока

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!