Бюджетное планирование для многономенклатурного производства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,09 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетное планирование для многономенклатурного производства

Бюджетное планирование для многономенклатурного производства

Михаил Щербаченко, ОАО "ВЗТДиН"

В последнее время на многих российских предприятиях все чаще принимается решение о внедрении систем, автоматизирующих процесс бюджетирования. Но, как показывает практика, сроки ввода системы в эксплуатацию нередко затягиваются. Одной из причин этого является большая номенклатура выпускаемой продукции и, как следствие, сложность и трудоемкость ввода нормативно-справочной информации.

Такая проблема встала и на нашем предприятии.

После детального анализа были выявлены узкие участки, на которых наблюдалось отставание по срокам от общего процесса внедрения.

Прежде всего трудности возникли при прогнозировании спроса на готовую продукцию. Для большой номенклатуры (~ 2 тыс. позиций с учетом всех выпускаемых типоразмеров) и чуть меньшего количества покупателей распланировать спрос вручную оказалось достаточно трудоемко. Первоначально в качестве решения проблемы было предложено укрупнить планирование в двух измерениях:

по группам номенклатуры (ассортиментным группам);

по группам клиентов.

Укрупнение плана до ассортиментных групп (болты, гайки, шпильки и т.п.) сократило количество позиций более чем на 2 порядка, а покупатели были разбиты на несколько основных групп (клиенты, работающие по ранее заключенному договору, автопромышленность и т.п.). Так как эта работа была поручена коммерческой службе, номенклатура оказалась представлена в классификации удобной для отдела продаж. Таким образом, распланировать спрос в такой структуре стало менее трудоемко.

Но здесь возникла другая проблема. Для расчета производственной программы по ассортиментным группам необходимо спрогнозировать нормируемые затраты:

нормы расхода основных и вспомогательных материалов;

пооперационные расценки (зарплата основных рабочих);

нормы на энергетические ресурсы;

нормы комплектности.

Нормативно-справочная информация (НСИ) по нормируемым затратам присутствует на предприятии для конкретной номенклатуры по конкретным типоразмерам. Поэтому выигрыш в трудозатратах на ввод планового спроса "компенсировался" трудозатратами получения НСИ по ассортиментным группам. То есть, чтобы просчитать производственную программу на некий "средний болт", нужно получить средние нормы на основные и вспомогательные материалы, средние расценки по операциям и прочие нормируемые затраты, а для этого необходимо, как минимум, определить всю номенклатуру в структуре, предложенной коммерческой службой. Кроме этого любое усреднение ведет к увеличению погрешности в расчетах, причем эта погрешность растет в геометрической прогрессии от количества измерений, претерпевших укрупнение.

После рассмотрения предложенной классификации по потребителям несогласие выразила экономическая служба. Представленное коммерсантами разбиение по группам потребителей затрудняет возможность анализа полученных результатов, соотнесения плановых данных с фактическими.

На основании вышеописанных сложностей решение об укрупнении планирования спроса было признано неприемлемым. Поступило предложение взять за основу прогнозирования спроса отгрузку аналогичных прошлых периодов, откорректировать и дополнить новыми планируемыми к выпуску изделиями. Для этого был проведен целый комплекс работ:

из учетной системы предприятия была извлечена информация об отгрузке второго полугодия 2002 и 2001 годов в натуральных и стоимостных показателях с учетом скидок;

проведен ABC-анализ покупателей, для планирования выбраны покупатели, по которым отгрузка в денежном выражении превысила определенную сумму (пренебрежимо малую), остальные покупатели были отнесены в группу прочих клиентов;

проведен ABC-анализ номенклатуры, для планирования выбрана номенклатура, по которой отгрузка составила не менее 1% от общей отгрузки по полугодию;

для анализа коммерческой службе предоставлена информация по сравнению фактической отгрузки второго полугодия 2001-2002 годов с планируемым спросом на 2003 год. Информация была представлена в удобной для анализа форме с помощью сводных таблиц, графиков и диаграмм в приложении MS Excel;

в приложении MS Access изготовлен инструмент для предварительной пометки и редактирования клиентов и номенклатурных позиций для включения в планируемый спрос.

Таким образом, количество планируемой номенклатуры было уменьшено в три раза, причем погрешность планирования практически не увеличилась. После того, как коммерческая служба скорректировала спрос в натуральном выражении, возник вопрос о ценах отгрузки. Из учетной системы в откорректированный помесячный спрос автоматически были помещены цены из текущего общего прайс-листа. Но так как политика предприятия предусматривает наличие разных скидок для различных клиентов, коммерческая служба подготовила список планируемых скидок от текущих цен по потребителям и информация автоматически была учтена в данных о спросе. Аналогично была внесена информация по отсрочкам платежа по клиентам помесячно.

После проведения этих операций мы получили массив информации в электронном виде, а точнее таблицу на SQL-сервере, следующей структуры:

Месяц


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!