Стадии бюджетного процесса
Стадии
бюджетного процесса
Бюджетный процесс -
регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента
Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами
деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов. [1]
Составление бюджета
на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством
Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за
предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок
доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики
Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые
Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и
распорядительными органами.
Организация
бюджетного процесса происходит следующим образом.
Составление
проектов республиканского и местных бюджетов осуществляется в целях определения
объема денежных средств, необходимых для выполнения функций государственных
органов Республики Беларусь и органов местного управления и самоуправления,
экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-территориальных единиц.
Составление
проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства
Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных
органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется
Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими
исполнительными и распорядительными органами).
Составление
проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического
развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики. [1],
[3]
Министерством
экономики, Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь
ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому
(бюджетному) году, разрабатываются параметры прогноза социально-экономического
развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и
денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение
Правительства Республики Беларусь, а после одобрения Правительством - на рассмотрение
Президента Республики Беларусь.
Министерство
статистики и анализа Республики Беларусь и его органы представляют Министерству
финансов, местным исполнительным и распорядительным органам статистическую
информацию, необходимую для разработки прогнозов социально-экономического
развития, проектов бюджетов.
Национальный банк
Республики Беларусь представляет в Министерство финансов информацию,
необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной
финансовый (бюджетный) год.
Министерством
финансов и местными финансовыми органами соответственно определяются прогнозные
показатели по доходам и расходам республиканского и местных бюджетов. При этом
расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
Министерство
финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и
города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Проекты
республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь, а также
местных бюджетов на предстоящий финансовый (бюджетный) год и предложения по
сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства
Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.
Рассмотренные и
одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и
консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.
Президент
Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному
финансовому (бюджетному) году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект
закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год с рядом
приложений (пояснительная записка к проекту бюджета, основные направления
бюджетной и налоговой политики, проект консолидированного бюджета, оценка
ожидаемого исполнения бюджетов и др.)
При необходимости
внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь,
регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в
Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до внесения
проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом. [7, c.56-58]
Проект закона о
бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год
рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией
Республики Беларусь.
В законе о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются ряд
важнейших бюджетных параметров: доходы и расходы бюджета, их распределение,
защищенные статьи, выплаты государственного долга и т.д.
При утверждении
ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета
первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение
расходов, а затем - поправки, предусматривающие их увеличение.
Закон о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных
Советов депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в
установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года.
Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих
вышестоящих бюджетов.
В случае
неутверждения республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового
(бюджетного) года Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и
распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения
соответствующих бюджетов в порядке, установленном настоящим Законом,
расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого
квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих
доходов.
За обеспечение
исполнения соответствующих бюджетов ответственны Правительство Республики Беларусь,
местные исполнительные и распорядительные органы.
Министерство
финансов составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета республики
за предыдущий финансовый (бюджетный) год, включающий отчеты об исполнении
республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска, и представляет
его Правительству Республики Беларусь. [1], [3]
Таким образом,
основные стадии бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Разработка
параметров прогноза социально-экономического развития республики, основные
направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики (до 1 августа);
Разработка проектов
республиканского и местных бюджетов, на их основе - составление проекта
консолидированного бюджета Республики Беларусь;
Внесение данных
проектов бюджетов и предложений по их сбалансированию на рассмотрение
Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных
органов;
Рассмотренные и
одобренные проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики
Беларусь представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
Президент
Республики Беларусь (как правило, до 1 октября) вносит в Парламент Республики
Беларусь проект закона о бюджете Республики и ряд приложений;
При необходимости
корректируются акты законодательства;
Проект закона о
бюджете Республики Беларусь рассматривается Парламентом Республики Беларусь в
соответствии с Конституцией;
Закон о бюджете
Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов об утверждении
соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1
января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов
производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Характеристика
внебюджетных и целевых бюджетных фондов
Государственные
внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств
и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому
назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение
источников их образования и порядка использования осуществляются актами
Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Средства
государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и
не подлежат изъятию. [1]
В состав
республиканских внебюджетных фондов входят: Фонд социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Фонд социальной защиты
молодежи, Фонд развития строительной науки, Государственный внебюджетный фонд гражданской
авиации Государственного комитета по авиации Республики Беларусь.
Среди местных
внебюджетных фондов выделяют (в г.Минске): внебюджетный фонд на финансирование расходов
по содержанию ведомственного жилого фонда, внебюджетный фонд горсовета, внебюджетный
фонд ведомственных дошкольных учреждений и др.
В составе
республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные
фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление
социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных
бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены
при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры
определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.
[1]
Государственными
целевыми бюджетными фондами в 2005 году являются:
государственный
фонд содействия занятости,
дорожный фонд,
фонд охраны
природы,
республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной
науки,
инновационные фонды.
[2]
В республиканский
бюджет включены средства следующих государственных целевых бюджетных фондов:
республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда,
республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, часть средств
государственного фонда содействия занятости, а также средства Фонда социальной
защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В местные бюджеты
включены средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных
фондов, жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, образуемых в
соответствии с настоящим Законом, а также часть средств государственного фонда
содействия занятости, средства внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии
с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или
исполнительными и распорядительными органами.
В 2005 году доходы государственного
фонда содействия занятости образуются в сумме 131500000,0 тыс. рубл. Порядок формирования
и использования средств фонда устанавливается Советом Министров Республики Беларусь
по согласованию с Президентом Республики Беларусь. [2]
Доходы
республиканского дорожного фонда образуются в сумме 902531250,0 тыс. рублей
В фонд зачисляются:
налог с продаж автомобильного топлива; налог на приобретение автомобильных
транспортных средств; часть налога с пользователей автомобильных дорог; плата
за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств;
сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств в
размере 50 процентов; плата за выдачу разрешений на проезд автотранспортных
средств по территориям иностранных государств и Республики Беларусь в размере
60 процентов; иные средства в соответствии с законодательством Республики
Беларусь.
Порядок зачисления и
включения в республиканский дорожный фонд указанных налогов, сборов и иных
доходов устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь. [2]
Доходы республиканского
фонда охраны природы формируются в сумме 66000000,0 тыс. рублей. Формирование и
использование средств республиканского и местных фондов охраны природы осуществляются
в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
В 2005 году доходы
республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции,
продовольствия и аграрной науки образуются в сумме 1370000000,0 тыс. рублей.
Конкретные направления и размеры использования средств данного фонда в пределах
расходов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Инновационные фонды
республиканских органов государственного управления и иных государственных
организаций составляют в 2005 году 897028076 тыс. рублей, Инновационные фонды
иных государственных органов и организаций - 732016 тыс. рублей. [2]
Таким образом, государственный
внебюджетный фонд - это составная часть государственных финансовых средств, он
представляет собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому
назначению.
Целевой бюджетный фонд
- фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим
законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в
порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и
используемый по целевому назначению.
Характеристика
доходной базы местных бюджетов
Местные бюджеты представляют
собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного
управления и самоуправления. [3]
К местным бюджетам
относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского
типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических,
социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей
территории. [1]
Доходы бюджета
каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов,
определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных
платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
В доходы местных бюджетов
включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.
Регулирующие доходы
ежегодно определяются в законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь
на очередной финансовый (бюджетный) год.
В бюджеты областей
и города Минска полностью зачисляется подоходный налог с населения. В бюджеты сельских
районов и городов областного подчинения подоходный налог зачисляется по
нормативу, утвержденному областным Советом депутатов. В областной бюджет
подоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетам сельских
районов и городов областного подчинения. [8, c.172-173]
К собственным
источникам доходов местного бюджета относятся:
источники доходов,
закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
дополнительные источники
доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в
соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных
Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров
ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов
определяются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. [3]
В местные бюджеты
могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой
поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные
перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.
Финансовая помощь
от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной
передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который
является получателем этих средств.
В доходы бюджета
областного территориального уровня включаются регулирующие доходы, за вычетом
отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения.
Кроме того, в доход
областного бюджета зачисляются:
целевые сборы;
доходы от
государственной собственности и предпринимательской деятельности;
административные
сборы и платежи;
поступления по
штрафам и санкциям;
прочие поступления;
доходы от
реализации основных фондов;
другие доходы в
размерах, определяемых областным Советом. [3]
Местные Советы
депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие
обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В 2005 году местные
органы власти вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных
единиц следующие местные налоги и сборы:
1. налог с продаж
товаров в розничной торговле.
Плательщиками
налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и
индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами
через торговые и иные объекты.
2. налог на услуги.
Плательщиками
налога на услуги являются организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных
единиц операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.
3. целевые сборы
(транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего
пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и
междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие
инфраструктуры города (района)).
4. сборы с
пользователей.
5. сбор с
заготовителей.
6. курортный сбор.
Плательщиками
курортного сбора являются физические лица, находящиеся в санаторно-курортных и
оздоровительных учреждениях.
7. сборы с физических
лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через
пункты пропуска.
8. налог на
приобретение бензина и дизельного топлива.
Плательщиками
налога на приобретение бензина и дизельного топлива являются организации,
индивидуальные предприниматели и физические лица, приобретающие бензин и
дизельное топливо. [2]
Местные налоги и
сборы зачисляются в соответствующие бюджеты областей и г.Минска.
В заключение
вопроса отметим, что доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются
между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков
городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных
Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Состав и размеры части
республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей
и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики
Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Список
литературы
О бюджетной системе
Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Республики
Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-XII / в ред. 24.07.2002. (Ведамасці
Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. -1993. -№20. -ст.240).
О бюджете
Республики Беларусь на 2005 год: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г.
№ 339-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2004. -№
189. -2/1088).
Об утверждении
Правил составления и исполнения республиканского и местных бюджетов,
поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и
их использования: Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 30
декабря 1998 г. № 316. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
–1999. -№ 34, -8/228).
Горегляд В.П. Об
особенностях современного бюджетного процесса // Финансы.- 2002.- №10.-
С.14-18.
Карякина О.А.
Финансы: Курс лекций / О.А.Карякина, Н.А.Прокопович; Академия управления при
Президенте Республики Беларусь -Мн., 2002. -174с.
Колесов А.С.
Бюджетный процесс: сущность и совершенствование // Финансы.- 2003.- №11.-
С.8-11.
Сорокина Т.В.
Бюджетный процесс в Республике Беларусь. -Мн., 2000. -168с.
Сорокина Т.В.
Государственный бюджет: Учеб.пособие для вузов / Т.В.Сорокина.- 2-е изд.,
перераб.- Мн.: БГЭУ, 2004.- 289с.
Финансы: Учебник
для вузов / Г.Б.Поляк, О.И.Пилипенко, Н.Д.Эриашвили и др.; Под ред.Г.Б.Поляка.-
2-е изд.,перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 607с.
Швецов А.
Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. –М.:
Эдиториал УРСС, 2002. -200с.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/