О полных затратах на подготовку специалистов высшей квалификации
О
полных затратах на подготовку специалистов высшей квалификации
Н.Я. Гарафутдинова, Администрация
Омской области, комитет по делам науки и высшей школы
Структура полных затрат на подготовку специалистов высшей
квалификации содержит следующие элементы :
- расходы государства из федерального бюджета по финансированию
деятельности высших учебных заведений;
- расходы из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- расходы предприятий и организаций на целевую контрактную
подготовку специалистов, проведение учебной и преддипломной практик, частичное возмещение
затрат на обучение и выплату стипендий;
- затраты семейного бюджета на обучение одного из членов
семьи в вузе (питание, проживание, коммунальные платежи, учебные расходы, одежда,
обувь и др.);
- затраты самого обучающегося на получение специальности
(обучение в специализированных школах, подготовительные курсы, досрочные экзамены,
тестирование, потеря потенциального заработка в процессе обучения). Во время обучения
студента обычно рассматривают как "иждивенца", который находится на содержании
семьи и государства. Однако на уровне обыденного сознания можно признать, что учеба
- это тоже труд, имеющий свои специфические черты, и, соответственно, определенный
статус и количественное измерение. Учеба сопровождается активной работой мозга,
затратами нервов, физических сил человека. В процессе обучения студент развивает
имеющийся у него интеллектуальный потенциал, кругозор, эрудицию. Итогом обучения
является специалист высшей квалификации, обладающий определенным спектром качеств.
Результатом обучения в вузе является рабочая сила молодого
специалиста в новом статусе. При таком подходе к формированию рабочей силы важным
становится вопрос отношений собственности на нее. Эту проблему попытаемся рассмотреть,
сопоставляя труд студента и производственный труд рабочего. Если работник соединяет
свою рабочую силу со средствами производства и это соединение факторов производства
обеспечивает ему в дальнейшем возможность использовать результаты своего труда,
то в работе студента потребление ресурсов "образовательные услуги" приводит
к созданию нового интеллектуального продукта - специалиста высшей квалификации,
а его потребление, т.е. реализация полученных знаний, и, соответственно, получение
отдачи от своего труда, занимают достаточно продолжительный период времени. Следует
подчеркнуть, что и рабочим в процессе трудовой деятельности приобретаются дополнительные
знания и опыт, а его способности к труду также растут количественно и качественно.
Растет стоимость его рабочей силы.
В процессе общественного производства рабочий временно
отчуждает свою рабочую силу и в конечном итоге обменивает свой труд на заработную
плату или предметы потребления. У студента в процессе обучения не происходит ни
отчуждения рабочей силы, ни его труда. Обучаясь,
т.е. затрачивая свою рабочую силу, студент получает ее вновь с определенным приращением,
т.е. в процессе обучения он наращивает свой интеллектуальный потенциал, создавая
таким образом свой "человеческий капитал". Капитал, полученный в результате
обучения, необходимо измерить количественно.
Если обратиться к мировому опыту, то основными расходами
студентов в период обучения в вузе являются: плата за обучение, проживание в общежитии,
питание, книги и материалы, различные взносы, издержки, связанные также с научными
исследованиями.
Плата за обучение является основным видом расходов студентов.
В зависимости от типа и рейтинга высшего учебного заведения она колеблется от
1500 дол. (в двухгодичных колледжах) до 15000 дол. Как правило, плата за обучение
в частных высших учебных заведениях выше, чем в государственных. Кроме того, ее
размер в государственных вузах для студентов, проживающих в штате, где находится
их вуз, ниже, чем для студентов из других штатов. Многие колледжи и университеты
требуют кроме платы за обучение уплаты ежегодного взноса для покрытия различных
услуг (медицинское страхование, библиотечное обслуживание, пользование спортивными
и культурными принадлежностями, парковочными площадками и т.п.).
В США, например, сложилась следующая структура финансирования
высшего образования: 50% - правительственные органы всех уровней; 33% - плата студентов
(включая кредит правительства, которым пользуются 46% студентов; 15% доходы вузов
[1].
В структуре полных затрат на подготовку высококвалифицированного
специалиста, одной из составляющих частей являются затраты самого обучающегося и
его семьи на получение образования. Для Омской области наиболее характерны семьи
из 2 - 4 человек, они составляют 84% семей. При переходе к рыночным отношениям семья
не только испытывает определенные трудности адаптации к меняющимся условиям жизни,
но и получает определенный импульс для своего развития и укрепления. Наиболее полно
раскрывается при этом экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи. В семье
происходит перераспределение доходов. Некоторые показатели по уровню доходов в семье
приведены в таблице.
Места областей Западной Сибири по уровню доходов, %
[2]
Регион
Похожие работы на - О полных затратах на подготовку специалистов высшей квалификации
|