Социальные аспекты проведения реструктуризации предприятий градообразующего типа
Социальные аспекты проведения реструктуризации
предприятий градообразующего типа
Тян А.Р.
В
заголовке данной статьи есть одно очень важное условие и ограничение - речь
идет о предприятии градообразующего типа. Такое ограничение, к сожалению не
всегда учитываемое в федеральных нормативно-правовых актах, вызывает
необходимость: во-первых, особое внимание обратить на решение комплекса
социальных и кадровых вопросов, поскольку существенное сокращение персонала, с
которым нередко ассоциируется проведение реструктуризации, в данном случае
невозможно, ибо оно резко усилит социальную напряженность в городе или районе,
в котором проживают работники предприятия; во-вторых, обеспечить поддержание
постоянного взаимодействия с местными органами власти и управления для
проведения согласованных действий.
Объектом
реструктуризации, рассматриваемым в данном подразделе, является предприятие
градообразующего типа, относящееся к оборонному комплексу и расположенное в
одном из районных центров Российской Федерации. Работа проводилась в 1996-1997
г.г.
Итак,
начальный этап реструктуризации предприятия - правильный выбор цели и стратегии
преобразований, формирование мотивированной на нововведения управленческой
команды, а также согласование основных действий и их возможных социальных
последствий с местными органами управления.
Главная
цель реструктуризации данного производственного предприятия была сформулирована
как сохранение имеющегося потенциала производства спецпродукции и создание
эффективной производственной, финансово-экономической и социальной базы для его
стабилизации и развития. Эта цель достигается на основе создания новой
структуры объединения, состоящего из базового предприятия (БП),
специализирующегося на выпуске спецпродукции и системы дочерних предприятий
(ДП) производственного профиля, ориентирующихся на выпуск и реализацию
конкурентоспособных товаров народного потребления, производственного профиля и
предоставление услуг.
В
соответствии с вышеуказанной целью ориентация объединения предприятий на
безусловное поддержание производства спецпродукции, его совершенствование и
дальнейшее развитие - необходимое требование, которое должно соблюдаться при
образовании комплекса новых дочерних предприятий и их возможного (в
перспективе) высвобождения из общей структуры. Альтернативой здесь могло бы
быть полное отделение спецпроизводства от всех других производств, видов работ
и услуг объединения. То есть, речь идет о создании узкоспециализированного
предприятия по производству спецпродукции, для которого дополнительным
источником финансирования были бы арендные платежи и другие поступления от
автономных предприятий, расположенных на территории действующего объединения (в
соответствии с правовыми возможностями государственного унитарного
предприятия).
К
сожалению, по подобному пути идут большинство реструктурируемых предприятий
Российской Федерации со всеми негативными последствиями и коллизиями, нередко
присущими подобному варианту (например, резкая поляризация коллектива
предприятия по доходам, текучесть кадров и иные эксцессы). Особенно остро такие
негативные последствия ощущаются как раз при ограничениях, свойственных
градообразующим предприятиям.
Таким
образом, был принят и реализован вариант стратегии преобразований, проводимых
по типу дифференцированной реструктуризации с образованием объединения ДП.
Дочерние
предприятия были созданы, в первую очередь, для уменьшения непроизводительных
затрат и потерь при производстве спецпродукции, повышения ее
конкурентоспособности и более полного использования имеющихся активов
предприятия. Для обеспечения взаимовыгодных возможностей для БП и всех ДП было
выдвинуто условие соблюдения следующих требований:
1.
Создание новых рабочих мест и решение вопросов занятости при обеспечении
ускоренного и гибкого перепрофилирования продукции;
2.
Приоритетное развитие кооперации - внутризаводской (БП с ДП) и внешней (с
предприятиями города) по выпуску новых конкурентоспособных товаров народного
потребления, промышленного назначения и предоставлению услуг;
3.
Более полная загрузка оборудования и производственных площадей;
4.
Стабилизация оплаты труда и обоснованность ее размеров;
5.
Повышение мотивации работников, формирование ответственного отношения всех
сотрудников объединения к результатам труда;
6.
Обоснованное сокращение управленческого аппарата, ИТР и служащих в базовом
предприятии, пополняющих дочерние предприятия с соответствующей минимизацией
внешней текучести кадров;
7.
Создание необходимых условий для решения социальных проблем и обеспечения
общего социального развития. Эту задачу целесообразно решать через контакт с
местными органами власти и управления на основе принципа социального
партнерства в развитии территории, реализуемого в различных формах, в том
числе:
--
путем проведения общественной экспертизы радикальных решений, разрабатываемых
проектов, программ и нововведений в сфере социально-экономического развития
градообразующего предприятия и территории муниципального образования;
--
координации деятельности различных советов, общественных организаций,
профессиональных гильдий, клубов и других форм интеграции населения в вопросах
развития градообразующего предприятия и территории;
--
создания систем изучения общественного мнения по наиболее важным вопросам
развития;
--
информирования населения в средствах массовой информации о планируемых и
реализуемых проектах, проведения соответствующих PR - компаний, разработки и
применения эффективной социальной рекламы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/