Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве
Московская Государственная Юридическая
Академия
Курсовая
работа по Аграрному праву
Тема:
“Правовое регулирование договорных отношений в сельском хозяйстве”
Студентки
МГЮА заочного отделения, 3 курс 8 группа
Пархоменко
Светланы Станиславовны
Домашний
адрес: г.Оренбург, ул. Чкалова 53 кв. 323
Оренбург
2002
План:
1. Общая характеристика договорных отношений в сельском
хозяйстве.............................................................................................................................. 3
2. Законодательство, регулирующее
договорные отношения сельскохозяйственных коммерческих организаций
(предприятий). 5
3. Договоры в сфере реализации
сельскохозяйственной продукции 8
4. Договоры в сфере
материально-технического обеспечения, производственно-технического, научно-технического
и информационного обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций
(предприятий)............................................................................................... 18
Задача..................................................................................................... 21
Литература и
нормативные акты............................................... 24
Договор является
основной формой разнообразных экономических связей всех сельскохозяйственных,
как, впрочем, и любых иных коммерческих организаций.
Договоры
опосредуют все стадии сельскохозяйственного производства, они необходимы при
реализации сельскохозяйственной продукции, опосредуют все снабжение и
обслуживание сельского хозяйства, без них невозможно правильно оформить
земельные отношения, организовать внутрихозяйственное управление и труд.
В ходе коренных
социально-экономических реформ, которые проводились в нашей стране в 90-х гг.,
договор занял центральное место среди правовых средств, необходимых для становления
новой аграрной экономики в целом и для нормальной деятельности каждой
сельскохозяйственной коммерческой организации. Это совершено естественно:
рыночная экономика и участие в рыночных отношениях любой коммерческой
организации невозможно без прочной договорной базы.
Общие тенденции
характерны для развития договорных связей в самых различных отраслях экономики.
В этом смысле сельское хозяйство не является исключением — здесь мы найдем те
же тенденции, которые проявляются и в других отраслях хозяйства.
К таким
тенденциям можно отнести, прежде всего, появление новых Объектов договорных
отношений, и прежде всего это относится к земельным участкам, предприятиям как
единым имущественным комплексам, Объектам интеллектуальной и промышленной
собственности, ценным бумагам, информационным ресурсам.
Заметно возросло
разнообразие договоров, появились новые институты договорного права, такие как
доверительное управление, лизинг, коммерческая концессия, факторинг.
Важное место
среди договоров заняли учредительные договоры, которые заключаются при создании
большинства сельскохозяйственных коммерческих организаций.
Основным,
фундаментальным принципом договорного права является принцип свободы договора,
провозглашенный ст. 420 Гражданского Кодекса РФ. Это означает важнейшую для
всех сельскохозяйственных коммерческих организаций возможность самостоятельно
выбирать контрагентов для заключения всех договоров и самостоятельно определять
условия договоров.
Важным
нововведением явилась передача договорных споров с участием всех
сельскохозяйственных коммерческих организаций, в том числе колхозов, на
рассмотрение арбитражных (а в случае включения в договор арбитражной оговорки
- третейских) судов. Таким образом, все сельскохозяйственные коммерческие
организации независимо от своей организационно-правой формы находятся в
одинаковом положении в сфере судебной защиты своих прав и интересов,
Система
договорных связей в агропромышленном комплексе в целом и в его центральной
части - сельском хозяйстве состоит из трех групп договоров.
Во-первых, это
общегражданские договоры, которые широко используются во всех отраслях
экономики. Это купля-продажа, поставка, подряд, в том числе строительный
подряд, аренда имущества, банковский кредит и т.д. К этой же группе относятся
учредительные договоры, заключаемые при создании сельскохозяйственных
коммерческих организаций.
Во-вторых, это
договоры, специфические именно для сельскохозяйственного сектора экономики. К
числу таких договоров относятся прежде всего аренда сельскохозяйственных
земель, различные подрядные договоры и договоры об оказании услуг, применяемые
только в сфере аграрного производства: производственно-технического
обслуживания сельскохозяйственных коммерческих организаций, эксплуатации
водохозяйственных и гидротехнических и мелиоративных систем, агрохимическое
обслуживание и т.д.
Третья важная
группа договорных связей в аграрном секторе это договоры, регулирующие
внутрихозяйственные и трудовые отношения в сельскохозяйственных коммерческих
организациях.
Среди актов
гражданского законодательства главную роль играет Гражданский кодекс Российской
Федерации. Все иные нормативные акты, составляющие гражданское Законодательство
должны соответствовать Гражданскому кодексу, а в случае противоречия с ним
действуют нормы Гражданского кодекса. Это также важно иметь в виду, ибо
нередко встречаются противоречия в различных актах гражданского
законодательства. При разрешении подобных коллизий приоритет отдается нормам
Гражданского кодекса. Так, например, есть ряд нормативных актов,
изданных до введения в действие той или иной нормы Гражданского кодекса и
посвященных тем же договорам, которые урегулированы новыми общегражданским
законодательством. Это относится, в частности, к лизингу в сферах
материально-технического снабжения и обеспечения животноводческой продукцией в
АПК. Специальные нормативные акты о лизинге в этих сферах приняты до введения в
действие второй Части второй Гражданского кодекса, содержащей общие нормы о
лизинге, и потому в случае противоречия между этими нормами должны при меняться
нормы Гражданского кодекса, а правила специальных нормативных актов — в части,
не противоречащей Гражданскому кодексу.
Правовую Основу
Договорных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций составляют,
прежде всего, нормы, сосредоточенные в Гражданском Кодексе РФ. Гражданское
Законодательство отнесено к предмету ведения федеральных властей. Это положение
чрезвычайно важно, поскольку нередко как законодательные, так и исполни тельные
власти субъектов Федерации или муниципальные образования стремятся ввести свои
“правила игры” на местном рынке, издавать какие-то особые инструкции и
Распоряжения, рекомендации и типовые формы договоров. Подобная деятельность,
чем бы она ни мотивировалась, не соответствует действующему законодательству, и
в случае рассмотрения споров в арбитражном суде приоритет всегда принадлежит
Федеральному законодательству,
Когда мы говорим
о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации — фундаментальная база всех
договорных отношений в сельском хозяйстве, то прежде всего имеем в виду нормы
общегражданского законодательства о юридических лицах, собственности, сделках,
договорах, ответственности, т.е. те, которые сосредоточены в Части первой
Гражданского кодекса. Значение этих норм состоит не только в том, что на их
основе формируются специальные нормы, относящиеся к отдельным видам договоров,
но и в том, что они являются практически единым правовым регулятором при
заключении договоров, не ставших предметом специального законодательства,
например, не включенных в качестве глав или параграфов в Гражданский кодекс
Российской Федерации или не урегулированных специальными нормативными актами.
Вторую группу
правовых норм, регулирующих договорные отношения сельскохозяйственных
коммерческих организаций, составляют специальные нормы, содержащиеся как в
общегражданском, так и в специальных законодательных и подзаконных актах, и
посвященные отдельным договорным институтам: залогу, купле-продаже, аренде,
контрактации и т.д. Среди норм этой группы наиболее важны для
сельскохозяйственных коммерческих организаций нормы о договорах купли-продажи,
поставки, поставки для государственных нужд, а также нормы об аренде, залоге,
хранении, страховании, банковских операциях, сделках с ценными бумагами.
Значение подобных
норм общегражданского законодательства состоит в том, что они являются нормами
прямого действия, поскольку ни каких специальных нормативных актов,
посвященных, например, купле продаже, в гражданском законодательстве нет. При
заключении договоров купли-продажи сельскохозяйственной продукции или
приобретению таким же договорам техники и оборудования для сельскохозяйственных
коммерческих организаций, в случаях аренды имущества, при получении банковских
кредитов — во всех этих ситуациях стороны руководствуются именно нормами ГК.
Никаких типовых или примерных форм для такого рода контрактов в официальном
порядке пока не издано.
Редким
исключением является Типовой договор купли-продажи земельного участка (купчая).
Если сравнить соотношение диспозитивных и императивных норм в нормативных актах
общегражданского законодательства, то мы увидим, что для законодательных актов
характерно преимущественное значение диспозитивных норм, а для подзаконных
нормативных актов, которые именуются в Гражданском кодексе “иные правовые
акты”, большее значение имеют нормы императивные. То есть в целом, чем более
высок уровень нормативного акта в иерархической структуре законодательства, тем
больший удельный вес занимают в нем диапозитивные нормы и, наоборот, чем более
низкую ступень в этой иерархии занимает нормативный акт, тем больше в нем
императивных норм.
С другой стороны,
чем более специальный характер имеет тот или иной нормативный акт, тем больше в
нем императивных норм и меньше диспозитивных.
Примером может
служить специальное законодательство о закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции для государственных нужд и правила о размещении
госзаказов на такие закупки и поставки на конкурсной основе. В специальном
законодательстве, регулирующем эти сферы, подробно определены условия
заключаемых договоров, причем степень детализации и императивность
содержащихся здесь правил резко контрастирует с нормами параграфов 4 и 5 гл. 30
Гражданского кодекса, которые посвящены соответственно поставкам для государственных
нужд.
Важной
особенностью сельскохозяйственного законодательства является существование
третьей, достаточно специфической именно для этой сферы группы норм —
рекомендательных. Они прежде всего характерны для кооперативного сектора, где
основным нормативным актом является Федеральный закон “О сельскохозяйственной
кооперации”.
В
правоприменительной практике, как при заключении договоров, так и при
рассмотрении соответствующих споров, центром внимания становятся специальные
нормы, ориентированные на регулирование важнейших видов договоров, используемых
сельскохозяйственными коммерческими организациями в своей деятельности.
Среди этих актов
следует назвать параграфы 5 и 4 гл. 30 ГК РФ, посвященные контрактации, нормы
Земельного кодекса о купле-продаже и аренде земель, а также его нормы,
определяющие общие принципы и особенности правового статуса субъектов всех
договорных отношении по поводу земельных участков.
Следует отметить,
что в практике широко используются такие нормативные акты, которые были
приняты задолго до нового гражданского законодательства и, хотя они и утратили
в основной своей массе прежнее императивное значение, могут быть применены по
соглашению сторон при заключении ими договора — в качестве примерных форм, о
которых говорится в ст. 427 Гражданского кодекса.
К таким актам
могут быть отнесены Положения о поставках продул ции и товаров, утвержденные
постановлением Совета Министров СССР в 1988 г.. Положение о порядке заключения
и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции,
утвержденное Приказом Госагропрома СССР 15 апреля 1987 г. № 300 (в редакции
приказа Госагропрома СССР от 27 декабря 1987 г. № 880), Положение о порядке заключения
и исполнения договоров на выполнение работ по производственно-техническому
обслуживанию колхозов, совхозов и других предприятий и организаций
ремонтно-техническими предприятиями, утвержденное приказом Госагропрома СССР
от 6 июля 1987 г. № 523. На основе всех названных выше положений были
разработаны примерные и типовые формы договоров. Все они могут быть
использованы и в современной договорной практике, однако следует учесть, что
значение этих документов — рекомендательное, ни один из них не может рассматриваться
как обязательный к применению нормативный акт. Вместе с тем стороны при
разработке конкретного соглашения вполне могут использовать эти документы как
макет, образец, включив какие-то их разделы в свое соглашение, или просто
сделать ссылку в тексте своего договора на то, что по всем вопросам, не
урегулированным их соглашением, они будут руководствоваться упомянутыми
документами.
При подготовке
проектов договоров в коммерческой практике следует учесть указание ст. 427
Гражданского кодекса о том, что если ни законодательство, ни содержание
конкретного договора не позволяют установить характер каких-либо его условий,
то следует в качестве обычаев торгового оборота прибегать к использованию
типовых форм или рекомендаций, если они опубликованы в печати.
Именно в качестве
таких обычаев торгового оборота и могут рассматриваться указанные выше
Положения и изданные в соответствии с ними примерные договоры.
Для реализации
сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов
договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того,
могут быть использованы договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Все
эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования
нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ.
Закупки для
государственных нужд, т.е. закупки сельскохозяйственной продукции для
образования федерального и региональных продовольственных фондов,
осуществляются на основе Федерального закона от 2 октября 1994 г. “О закупках
и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд”, принятого в его развитие Временного положения о
размещении государственных заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд на конкурсной основе, Иных
специальных актов аграрного законодательства, регулирующего Расчет и индексацию
гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, порядок
предоставления товарных кредитов ддд сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Обращаясь к
правовой природе договоров купли-продажи, поставки для государственных нужд и
контрактации, следует руководствоваться прежде всего современным гражданским
законодательством однако важно не забывать и историю формирования того или
иного договорного института, его экономическое содержание.
Чем обусловлено
использование разных видов договоров для реализации сельскохозяйственной
продукции? Это объясняется, прежде всего, тем, как исторически формировались не
только юридические формы коммерческой деятельности, но и экономические связи
сельскохозяйственных предприятий.
Во всех странах с
развитой экономикой реализация сельскохозяйственной продукции оформляется не
только обычными договорами купли-продажи — они используются, если речь идет о
реализации уже произведенной сельскохозяйственной продукции и сырья.
В тех же случаях,
когда предметом договора является еще не выращенная, не произведенная, реально
не существующая, а только, можно сказать, будущая продукция, заключаются
специфические договоры, которые в нашей стране получили название договоров
контрактации. Дословное объяснение этого термина звучало бы примерно как
“договор о договоре” или “соглашение о договоренности”. Однако здесь дело не в
терминах.
Суть проблемы
заключается в том, что как только экономическая структура и производственная,
техническая и технологическая база сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности, складского хозяйства, транспорта и торговой сети позволили
создать систему длительного хранения и переработки больших объемов
сельскохозяйственной продукции и сырья, появилась целая отрасль экономики,
занимающаяся промышленной переработкой этого сырья и производством продовольствия.
Такая отрасль нуждалась в налаживании системы стабильного обеспечения
продовольственным и другим сельскохозяйственным сырьем для постоянного
производства. С другой стороны, сельскохозяйственные товаропроизводители — как
средине и мелкие крестьянские, фермерские хозяйства, так и крупные производства
также были заинтересованы в существовании системы гарантированного сбыта своей
продукции.
Такие
экономические условия естественно привели к формированию специфического
договорного института, который, например, в дореволюционном русском праве
назывался договором запродажи, а в советской юридической терминологии
именовался договором контрактации.
Суть этого
договора, который по своей правовой природе являлся разновидностью купли-продажи
и, следовательно, одной из правовых (норм экономических отношений
купли-продажи, состоит в том, что он опосредует продажу специфического объекта
— непереработанной сельскохозяйственной продукции, связывает специфических
субъектов — производителя такой продукции и, как правило, специализированного
заготовителя такой продукции и, наконец, на момент заключения такого договора
самого его предмета еще не существует — эта продукция еще не произведена:
урожай еще не выращен, шерсть не сострижена, молоко не надоено и т.д. Иными
словами, предмет договора контрактации — это “будущие вещи”. Исторически
договор контрактации занимал несомненно ведущее место по своей практической
значимости среди договоров реализации сельскохозяйственной продукции как один
из видов договора купли-продажи наряду с поставкой товаров, розничной
куплей-продажей, энергоснабжением и другими разновидностями этого
обязательства. Он получил легальное признание в качестве всеобщей правовой
формы государственных закупок сельскохозяйственной продукции у колхозов и
совхозов в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик
(ст. 51—52), в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. (ст. 267—268), отчасти в
некодифицированном текущем аграрном законодательстве 60-х — начале 90-х гг.
До начала
экономических реформ, т.е. до начала 90-х гг., договоры контрактации были в
основном плановыми, заключались на основе и во исполнение планового задания на
государственную закупку сельскохозяйственной продукции, доведенного до колхоза
(совхоза) в установленном порядке ив соответствии с планом развития
сельскохозяйственного производства в хозяйстве.
Переход
Российской Федерацией от административно-командной к рыночной экономике
обусловил возникновение новых общих правовых и экономических принципов в
формировании, размещении и исполнении на договорной основе заказов на закупку и
поставку сельскохозяйственной Продукции, сырья и продовольствия для
государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями,
расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм
собственности.
Несмотря на
принципиальное изменение отношения государства в сфере аграрной экономики, из
которой оно ушло как власть управляющая, организующая и распределяющая,
Гражданский кодекс сохраняет договор контрактации, связанный ранее с плановыми
заданиями и административными актами, предопределяющими содержание договора.
Статья 535 ГК РФ
определяет договор контрактации как обязательство, в силу которого
производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную
(произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу.
осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договору
контрактации в ГК РФ посвящены четыре статьи, однако во всех случаях, когда
какие-то отношения по этому договору не урегулированы непосредственно ст.
535—538 ГК РФ, применяются соответствующие нормы о договорах поставки или
поставки для государственных нужд.
Сообразуясь с
частноправовыми началами гражданского законодательства, коммерческая практика
отказалась от изживших и дискредитировавших себя командно-административных
методов в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. Все это является
поводом для полного отрицания практического значения договора контрактации, за
пределами которого сельскохозяйственные коммерческие организации, крестьянские
(фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, члены садоводств и
огородничеств реализуют сельскохозяйственную продукцию по договорам
купли-продажи, закупки, поставки и комиссии.
Федеральный закон
от 2 декабря 1994 г. “О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд” не предусматривает заключения
в дальнейшем договора контрактации и не употребляет само понятие этого договора
как правового института. В данном Федеральном законе речь идет о правовом
регулировании и исполнении договоров на закупку либо договоров на поставку
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд.
В Законе
неоднократно подчеркивается значение договоров закупки поставки как основных
документов, обеспечивающих государственные нужды сельскохозяйственной
продукцией, сырьем и продовольствием. Установлено два уровня формирования и
размещения заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия: федеральный и региональный. Это предполагает разработку целевых
федеральных программ развития агропромышленного производства, других
экономических и социальных программ, направленных на снабжение населения
продовольствием. Договоры закупки и поставки выступают также как инструмент
государственного регулирования экспорта сельскохозяйственной продукции,
формирования государственных резервов, обеспечения необходимого уровня
продовольственного снабжения для обороны и государственной безопасности. Можно
назвать другие функции договоров закупки и поставки, например, их ориентацию на
удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и
продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При переходе к
рыночной аграрной экономике договоры закупки и поставки приобрели еще одну
функцию, а именно функцию охраны прав сельскохозяйственных коммерческих
организаций, В п. 3 ст. 2 Закона особо подчеркивается, что сельскохозяйственная
продукция, сырье и продовольствие являются собственностью товаропроизводителя и
реализуются им по своему усмотрению, исходя из экономической выгоды.
Расширение
хозяйственной и юридической самостоятельности сельскохозяйственных
коммерческих организаций связано с созданием системы государственного
регулирования сельского хозяйства, усилением влияния его органов на
формирование сети оптовых продовольственных рынков как необходимого атрибута
рыночной аграрной экономики.
Это позволяет
решить две взаимосвязанные задачи: во-первых, создать альтернативные каналы
реализации продукции, упростить процедуру поиска продавца и покупателя;
во-вторых, установить систему ценового паритета между сторонами договоров
закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Данная функция Договора достаточно полно отражена в ценовой политике
государства, ориентированной на применение свободных рыночных цен в сочетании с
государственной поддержкой сельскохозяйственных товаропроизводителей и
взвешенной протекционистской политикой. Этим целям в определенной мере служат
и договоры закупки и поставки, устанавливающие приемлемый и достаточный для
защиты интересов сельскохозяйственных коммерческих организаций уровень
паритета.
Одновременно с
помощью договора обеспечивается постепенный переход к минимальным
гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую в
федеральный и региональный продовольственные фонды. Федеральная целевая
программа стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996—2000
гг. предусматривает в связи с этим возмещение сельскохозяйственным
товаропроизводителям среднеотраслевых производственных затрат в зонах товарного
производства, а также уровень доходности, достаточный для воспроизводства. Тем
самым эта функция хозяйственного договора обеспечивает контроль контрагентов и
органов государственного управления сельским хозяйством за корректировкой и
установлением согласованных цен в зависимости от изменения паритета.
Правовое
основание закупки и поставки образуют сложный юридический состав:
государственный заказ и договор, который служит средством выражения
хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций
как юридически и экономически обособленных друг от друга субъектов рыночных аграрных
отношений, их равенства в гражданском обороте.
Субъектами
договора закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд могут быть как граждане, ведущие
крестьянское (фермерское), личное подсобное хозяйство, так и
сельскохозяйственные коммерческие организации. Специфика субъектного состава
договора закупки и поставки состоит в том, что реализацию сельскохозяйственной
продукции по договору осуществляет только ее производитель:
сельскохозяйственное акционерное общество или товарищество, образованное на
базе реорганизованного совхоза или колхоза, колхоз, совхоз, фермерское
хозяйство, сельскохозяйственный кооператив и т.д. Субъектами таких договоров
могут выступать и граждане, если они имеют личное подсобное хозяйство или
являются членами садоводческого или иного сельскохозяйственного товарищества.
Главная
особенность субъектного состава этого обязательства состоит в том, что
реализует продукцию не просто собственник (или субъект права хозяйственного ведения)
сельскохозяйственной продукции, а ее производитель. Никакие посреднические
звенья не могут быть субъектами договоров закупки и поставки. Они реализуют
закупленную продукцию по договорам купли-продажи или используют комиссионную
торговлю и т.д.
Вторая
сторона договора закупки и поставки — потребитель (покупатель) принимает и
оплачивает сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в процессе их
реализации в федеральный и региональные фонды. В роли потребителей
(покупателей) выступают сельскохозяйственные коммерческие организации
различных организационно-правовых форм: хозяйственные товарищества и общества,
производственные и потребительские кооперативы, другие предприятия, учреждения
и организации независимо от форм собственности.
Как уже
отмечалось, договор закупки и поставки является средством организации
хозяйственных связей между сельскохозяйственными товаропроизводителями и
специализированными коммерческими организациями и заключается во исполнение
государственного заказа, которым определяется перечень и объемы закупок и
поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный
и региональные фонды продовольствия. Функции государственного заказчика
возлагаются на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, коммерческие (хозяйственные
товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и
муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации
(потребительские кооперативы).
В настоящее время
функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд возлагаются на
продовольственные корпорации, которые создаются на основе соглашений между
субъектами Российской Федерации. Правовой статус Федеральной продовольственной
корпорации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3
октября 1994 г. № 1121 “О создании Федеральной продовольственной корпорации и
системы оптовых продовольственных рынков”'.
Федеральная
продовольственная корпорация наделяется специальной правоспособностью, обладает
правами и обязанностями, которые связаны с формированием и организацией
продовольственных фондов, осуществлением товарных операций для проведения
продовольственной интервенции на рынке продовольствия, размещением на
конкурсной основе заказов на закупки и поставки сельскохозяйственной продукции
ц продовольствия среди хозяйствующих субъектов для формирования
продовольственных фондов товарных интервенций.
В круг основных
задач государственных заказчиков входят:
— выбор
товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд;
— определение
конкретных потребителей (покупателей) и сроков закупок и поставок продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд;
— согласование с
потребителями (покупателями) ассортимента объемов и сроков поставок
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд.
Государственные
заказчики гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату продукции,
сырья и продовольствия для государственных нужд по ценам и в сроки, которые
определены договорами.
Статьи 535—538 ГК
РФ содержат нормы, посвященные договорам контрактации. Вместе с тем в
Гражданском кодексе нет упоминания о договорах закупки. Представляется, что
содержание договоров контрактации и закупки весьма близко: они оба
ориентированы на специфический субъектный состав, предмет и особенности прав и
обязанностей сторон, учитывая специфику сельскохозяйственного производства.
Договоры
контрактации, закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия схожи в том смысле, что они являются двусторонними,
возмездными, консенсуальными, опосредующими товарную форму отношений между
сельскохозяйственными коммерческими организациями и предприятиями
агропромышленного комплекса, с одной стороны, и специализированными
коммерческими и некоммерческими организациями различных
организационно-правовых форм, функционирующими на рынке продовольствия, с
другой стороны. Вместе с тем они отличаются друг от друга по субъектному
составу, предмету, сфере действия и т.п.
Договор
контрактации, закупки — это обязательство, в силу которого одна сторона —
товаропроизводитель (поставщик) сельскохозяйственной продукции
(сельскохозяйственная коммерческая организация, крестьянское (фермерское)
хозяйство или гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство) обязуется
произвести с соблюдением определенных технологических, агротехнических и
экологических требований и сдать сельскохозяйственную продукцию. Если эта
продукция сдается в федеральный и региональные фонды с передачей ее в
собственность либо Российской Федерации, либо субъектов Российской Федерации,
то законодатель определяет этот договор как закупку. Если же покупатель
(заготовитель) приобретает данную продукцию не для государственных нужд, то
здесь используется традиционная для нашего права конструкция договора
купли-продажи. Другая сторона договора контрактации или закупки — потребитель
(покупатель), специализированная коммерческая или некоммерческая организация
(хозяйственное товарищество, общество, производственный, потребительский
кооператив, другое предприятие, учреждение) обязуется принять
сельскохозяйственную продукцию и уплатить за нее в срок определенную цену.
Предметом
договора контрактации или закупки может быть непереработанная
сельскохозяйственная продукция: зерно, картофель, фрукту, овощи, скот, птица,
шерсть и т.д. К договорам контрактации или закупки близки договоры
рыболовецких кооперативов, реализующих добываемую продукцию. Это договоры на
сдачу-приемку рыбы-сырца и морского зверя, предметом которых также является
непереработанная продукция — сырье для производства продовольствия.
Переработанная
сельскохозяйственная продукция и продовольствие реализуются
сельскохозяйственными коммерческими организациями, перерабатывающими
предприятиями, посредническими коммерческими организациями по договорам
поставки товаров народного потребления (колбасы, консервы и т.д.) либо
договорам купли-продажи. Любые договоры реализации сельскохозяйственной
продукции, подвергнутой промышленной переработке и готовой для использования, и
продовольствия, кем бы они ни заключались, подчиняются общим правилам Гражданского
кодекса Российской Федерации или о договорах поставки или купли-продажи.
Основные условия
договоров, заключаемых сельскохозяйственными коммерческими организациями,
определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание
соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
По условиям
договора закупки сельскохозяйственная коммерческая организация обязана
вырастить указанные в договоре сельскохозяйственные культуры и продать их
потребителю (покупателю) в обусловленном в договоре количестве с соблюдением
условий о биологической и товарной сортности. Срок исполнения договора
определяется, как правило, не календарной датой, а сроком созревания. В
договоре указывается, что хозяйство обязано за 15 дней до созревания урожая
известить потребителя (покупателя) о предстоящей сдаче продукции.
Сельскохозяйственная
коммерческая организация обязана соблюдать все требования технологии при
выращивании сельскохозяйственных культур и ветеринарные требования при откорме
скота и птицы, производстве молока и т.д.
Включение
подобных обязанностей в содержание договора на первый взгляд кажется само
собой разумеющимся. Выполнение этих условий прямо влияет на здоровье людей. На
практике, особенно в годы с Неблагоприятными погодными условиями,
сельскохозяйственные коммерческие организации нередко допускают передозировку
минеральных Удобрений или гербицидов, что является грубым нарушением условий
Договора и дает право потребителю (покупателю) отказаться от приемки ^кой
продукции. Если же предметом договора является биологически чистая продукция,
то есть выращиваемая без применения гербицидов и иных вредных для человека
веществ, то сам факт их применения при выращивании продукции является
нарушением условий договора.
Потребитель
(покупатель), обнаруживший при приемке продукции отступление от стандартов по
этим условиям, вообще не вправе, с точка зрения административно-правовых норм,
обеспечивающих охрану здоровья населения, принимать такую продукцию. Таким
образом, как это нередко встречается в хозяйственном законодательстве,
реализация прав потребителя (покупателя) по договору является одновременно его
административно-правовой обязанностью.
Это пример того,
что есть такие сферы хозяйственной деятельности, где использование только
экономических методов не может дать необходимого эффекта, так как они не
адекватны решаемым проблемам. В подобных случаях единственным решением является
применение административных методов государственного контроля за качеством
продукции, в данном случае — продовольствия.
Основная обязанность
потребителя (покупателя) — принять предъявленную хозяйством продукцию и
оплатить ее по действующим ценам. Нередко в договор закупки, когда речь идет о
заготовках продукции в государственные продовольственные фонды, включается
условие об обязанности потребителя (покупателя) принять у хозяйства не только
то количество продукции, которое предусмотрено в договоре, но и всю продукцию,
предъявленную к сдаче данным предприятием. Приемка такой продукции производится
на условиях, указанных в договоре. Плодоовощная и иная скоропортящаяся
продукция продается потребителю (покупателю) по дополнительно согласуемым
ценам. Гражданский кодекс Российской Федерации установил обязанность
заготовителя принять у хозяйства всю предъявленную к сдаче продукцию (т.е. сверх
объемов данного договора), если она сдается в течение срока действия договора
и должна быть принята по месту нахождения хозяйства (п. 1 ст.536).
В последнем
случае, когда продукция принимается не в хозяйстве, а в ином месте (на
мясокомбинате, на элеваторе, молокозаводе и т.д.), У заготовителя возникает не
только обязанность принять продукцию, но и отсутствует право отказаться от нее,
если продукция соответствует условиям договора закупки и хозяйство не нарушило
условий о сроках сдачи продукции.
Эта особенность
закупки отличает ее от общих правил купли-продажи, предусмотренных, в
частности, ст. 484 Гражданского кодекса, где указано на возможность покупателя
отказаться от исполнения договора купли-продажи.
Для хозяйства
выгоднее сдавать продукцию на своей территории, а для потребителя (покупателя)
— наоборот, так как все возможные потери и убытки во время транспортировки
несет тот, кому принадлежит право на продукцию (после ее приемки —
заготовитель, а до приемки — хозяйство).
Действующие
правила дают сторонам возможность согласовать место приемки в договоре. Если же
в договоре нет условия о доставке продукции самим хозяйством, то обязанность ее
вывоза лежит на потребителе (покупателе).
Цена в договорах
закупки определяется по правилам, установленным Методическими рекомендациями
по расчету и индексации гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную
продукцию для государственных нужд, одобренными Министерством экономики Российской
Федерации 9 октября 1995 г.
Во-первых, при
закупке и поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
применяются государственные закупочные цены, обеспечивающие возмещение
материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем (поставщиком),
достаточного для расширенного воспроизводства. Он устанавливается ежегодно
Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной
власти и представителями общественных объединений, выражающих интересы
товаропроизводителей.
Во-вторых, в
современном законодательстве содержится ряд положений о квотах для
товаропроизводителей на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия для государственных нужд по гарантированным ценам.
В-третьих,
материально-правовые нормы, сформулированные в специальных актах,
предусматривают защиту прав потребителя (покупателя). Речь идет о регулировании
Правительством Российской Федерации ч органами исполнительной власти субъектов
Федерации цен: закреплением нормативного соотношения между стоимостью
закупаемого сырья и стоимостью вырабатываемой из нее продукции, а также
предельного Размера торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую для
государственных нужд.
При закупках
сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд применяется
авансирование сельскохозяйственных предприятий в размере до 50% цены договора.
По
законодательству о производственно-техническом обслуживании
сельскохозяйственных коммерческих организаций и практике его осуществления
можно выделить следующие разновидности договоров:
на
производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных коммерческих
организаций ремонтно-техническими предприятиями;
на агрохимическое
обслуживание;
на ремонт и
техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей;
на полив
сельскохозяйственных культур;
на
высокоэффективное использование мелиоративных земель в сельскохозяйственных
коммерческих организациях.
Наибольшее
применение и распространение в практике сельскохозяйственных коммерческих
организаций, а ранее — колхозов и совхозов, получил договор на
производственно-техническое обслуживание колхозов, совхозов и других
сельскохозяйственных организаций ремонтно-техническими предприятиями. При
заключении таких договоров сельскохозяйственные коммерческие организации
используют типовые договоры на выполнение данного вида работ, однако в число
особых условий договоров могут быть включены и дополнительные права и обязанности
сторон.
По
законодательству производственно-техническое обслуживание сельскохозяйственных
коммерческих организаций ремонтно-техническими предприятиями опосредовалось
одним договором, несмотря на разнообразный характер действий. Таким договором
является договор на производственно-техническое обслуживание, в рамках которого
объединены четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-техническому
обслуживанию; 2) осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
3) перевозкам; 4) подготовке кадров.
Из названных
отношений определенная самостоятельность и известное единство характерны лишь
для первой группы, несмотря на многочисленность и разнообразие составляющих ее
действий — ремонт, Механизированные работы, техническое обслуживание машин и
оборудования. Эти действия, несмотря на их разнохарактерность, могут быть
квалифицированы в определенной мере как однородные. Вторая, третья и четвертая
группы существенно отличаются друг от друга и от первой группы отношений.
Поэтому лишь отношения по собственно производственно-техническому обслуживанию
(первая группа) — ремонт тракторов, комбайнов, автомобилей, других машин и
механизмов, техническое обслуживание машинно-тракторного парка, оборудования
животноводческих ферм и нефтехозяйств, специализированные механизирован. ные
работы регулировались Положением о порядке заключения и испод. нения договоров
по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других
предприятий и организаций Госагропрома СССР районными ремонтно-техническими
предприятиями и Типовым договором на выполнение указанных работ'.
Договор на
агрохимическое обслуживание заключается предприятиями по агрохимическому
обслуживанию с сельскохозяйственными коммерческими организациями. Возникающие
здесь отношения регулируются на основе Положения о порядке заключения и
исполнения договоров на агрохимическое обслуживание колхозов, совхозов и
других сельскохозяйственных предприятий и организаций районными (межрайонными)
производственными объединениями по агрохимическому обслуживанию сельского
хозяйства предприятиями и организациями системы Союзсельхозхимия и Типовым
договором2.
Основным
документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор на
агрохимическое обслуживание. Каждая из сторон при заключении договора и его
исполнении должна соблюдать хозрасчетные интересы другой стороны, принимать
меры к предотвращению или уменьшению ущерба, который может возникнуть в связи с
неисполнением обязательств, и своевременно информировать другую сторону об
этих мерах, а также оказывать ей содействие в исполнении обязательств.
На основе
договора предприятие по агрохимическому обслуживанию выполняет такие работы,
как известкование и гипсование почв, мелиоративная вспашка солонцов,
приготовление компостов, внесение в почву органических и минеральных удобрений,
борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, обслуживание
сельскохозяйственной авиации, обработка семян и кормов химическими препаратами,
комплексное агрохимическое окультуривание малопродуктивных и паровых полей,
разработка и предоставление проектно-сметной документации, землеройные и
другие агрохимические работы.
Договор на ремонт
и техническое обслуживание внутрихозяйственных мелиоративных сетей заключается
согласно Типовому договору" предприятиями и организациями системы
мелиорации и водного хозяйства с сельскохозяйственными коммерческими
организациями. Предметом договора являются содержание в исправном состоянии
внутрихозяйственной сети и сооружений на ней, обеспечение оптимального режима
почв и выполнение на этой основе программы по производству растениеводства на
определенной договором площади орошаемых /осушенных) земель.
К обязанностям
водохозяйственной ремонтно-эксплуатационной организации относится: выполнение
всего комплекса работ, предусмотренных договором, в сроки, установленные в
проектно-сметной документации и графике; извещение-заказ о предъявлении к
сдаче выполненных работ не позднее чем в однодневный срок со дня их окончания;
принятие срочных мер по ликвидации возникших аварий на открытой и закрытой
мелиоративной сети и сооружениях, на стационарных насосных станциях и
скважинах вертикального дренажа; составление необходимой проектно-сметной
документации по заявкам заказчика.
По договору на
полив сельскохозяйственных культур исполнитель — соответствующее
водохозяйственное предприятие — обязуется поддерживать на обслуживаемых землях
сельскохозяйственных коммерческих организаций оптимальную для
сельскохозяйственных культур влажность почвы на определенной договором площади
орошаемых земель и выполнять работы в соответствии с утвержденным на основе
плана водопользования планом-графиком поливов, заказчик (соответствующая
сельскохозяйственная коммерческая организация) и исполнитель на указанной
основе обязуются совместными усилиями обеспечить выполнение программы
производства продукции растениеводства, прилагаемой к договору в качестве его
неотъемлемой части.
Основными
обязанностями исполнителя являются: выполнение работ по плану полива
сельскохозяйственных культур; обеспечение технической эксплуатации
внутрихозяйственной оросительной сети; извещение заказчика не позднее, чем за
два дня до начала работ о необходимости подготовки участков для полива и др.
Договор на
высокоэффективное использование мелиорированных земель имеет ряд особенностей
по сравнению с другими договорами на производственно-техническое обслуживание
сельскохозяйственных коммерческих организаций. Во-первых, он заключается после
рассмотренных выше договоров. Во-вторых, для данного договора характерна
многосубъектность на стороне исполнителя. Так, если в иных договорах на
производственно-техническое обслуживание на стороне исполнителя выступает один
субъект — соответствующее обслуживающее предприятие (ремонтно-техническое,
агрохимическое, мелиоративное и т. п.), то в Данном договоре несколько.
В-третьих, весьма своеобразна здесь и ответственность сторон.
Между
потребительским кооперативом “Заря” и сельскохозяйственной артелью (колхозом)
“Знамя” заключен договор на закупку картофеля, овощей, бахчевых культур. В
соответствии с договором сельскохозяйственная артель (колхоз) “Знамя” обязуется
сдать потребительскому кооперативу “Заря” картофель, овощи, бахчевые культуры в
счет государственного заказа в продовольственный фонд области. Одновременно
потребительский кооператив “Заря” заключил договор с торговым акционерным
обществом “Луч” о поставке овощных консервов и чипсов.
После подписания
договора сельскохозяйственная артель “Знамя” внесла в него изменения, исключив
продажу овощей, мотивируя это тем, что артель из-за несвоевременной поставки
дождевальных установок не могла произвести полив овощных культур. В результате
кооператив “Заря” не выполнил договорных обязательств по поставке консервов и
чипсов акционерному обществу “Луч”.
Кооператив “Заря”
обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к сельскохозяйственной артели
“Знамя” о взыскании с ответчика стоимости несданных овощей. Акционерное
общество “Луч”, в свою очередь, обратилось в арбитражный суд с исковым
заявлением о взыскании с кооператива “Заря” стоимости непоставленных овощных
консервов. Сельскохозяйственной артелью “Знамя” представлен арбитражному суду
акт, подписанный агрономом и представителем сельской администрации о том, что
сельскохозяйственной артелью “Знамя” не производился полив из-за недопоставки
дождевальных установок заводом-изготовителем.
Определите
правовую природу договоров между сельскохозяйственной артелью “Знамя”, с одной
стороны, и потребительским кооперативом “Заря”, с другой, и между
потребительским кооперативом “Заря” и акционерным обществом “Луч”.
Каков порядок
заключения и изменения договоров па реализацию сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия?
Каков субъектный
состав указанных договоров? Определите порядок формирования федерального и
регионального продовольственных фондов, порядок размещения государственных
заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Раскройте
содержание правовых актов, регулирующих договорные отношения по закупкам и
поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный
и региональный продовольственный фонды для государственных нужд.
Какова ответственность
сторон за неисполнение договора закупки и поставки сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия? Каковы основания для освобождения от
ответственности за неисполнение обязанностей по договорам закупки и поставки
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сельскохозяйственных
коммерческих организаций (предприятий)? Какими доказательствами подтверждается
невозможность исполнения договорных обязательств сельскохозяйственными
коммерческими организациями (предприятиями)?
Как следует решить
данный спор?
Решение
Правовая природа
договоров между сельскохозяйственной артелью “Знамя” и потребительским
кооперативом “Заря”, это договор купли-продажи, а правовая природа договоров
между акционерным обществом “Луч” и потребительским кооперативом “Заря”, это –
договор поставки.
Для реализации
сельскохозяйственной продукции могут быть использованы несколько видов
договоров. Это купля-продажа, поставка для государственных нужд. Кроме того,
могут быть использованы договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Все
эти обязательства являются предметом достаточно подробного регулирования
нормами соответствующих глав и параграфов ГК РФ.
ГК РФ относит
поставку, поставку для государственных нужд, контрактацию и обычную
куплю-продажу к разновидностям одного и того же договорного — купли-продажи.
Именно на этом основана структура гл. 30 Гражданского кодекса, которая в первом
параграфе закрепляет основные, общие для всех его разновидностей, положения о
купле-продаже, а следующие параграфы этой главы посвящены отдельным видам
купли-продажи, среди которых в Гражданском кодексе названы, в частности,
поставка, поставка для государственных нужд и контрактация.
Обязанность
потребителя (покупателя) принять всю предъявленную к сдаче продукцию — стимул для
увеличения производства и реализации продовольствия и сельскохозяйственного
сырья даже сверх объемов, указанных в договоре.
В тех случаях,
когда потребитель (покупатель) отказывается принять продукцию, хозяйство
вправе, если речь идет о продукции, указанной в договоре, реализовать ее
другому потребителю (покупателю) или продать на рынке, а потребитель
(покупатель), не выполнивший свою обязанность принять продукцию, несет
имущественную ответственность за нарушение условий договора в виде штрафных
санкций и возмещения убытков.
Важное значение
имеют такие условия договора закупки, как место его исполнения и цена. В месте
исполнения договора оформляется сдача-приемка продукции, включая определение ее
количества и качества, например, взвешивание, определение товарной сортности
фруктов или картофеля, влажности и засоренности зерна, жирности молока, степени
упитанности скота и т.д. Все эти качественные характеристики прямо влияют на
применяемые цены.
Законодательство
о закупках и поставках предусматривает специальные случаи освобождения
хозяйств от ответственности за нарушение условий договора. Речь идет о
невыполнении обязательств вследствие непредвиденных обстоятельств, возникших
после заключения договора между поставщиком (товаропроизводителем) и потребителем
(покупателем) в результате событий чрезвычайного характера. К таким событиям,
которые не могли предвидеть и предотвратить стороны, относятся засуха,
наводнение, градобитие, другие форс-мажорные обстоятельства (п. 6 ст. 7
Федерального закона от 2 декабря 1994 г. *0 закупках и поставках
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных
нужд”). Здесь неоправданно большое значение имеет оценка правоприменительными
органами тех или иных обстоятельств и решение ими вопроса об отнесении таких
обязательств к неблагоприятным условиям.
Стороны договора
не вправе уменьшать по своему соглашению или иным образом ограничивать
ответственность за нарушение договора.
Особенностью
ответственности в договорах контрактации является установленное ст. 538 ГК РФ
правило об ответственности только за вину. Это редкое для Гражданского кодекса
исключение из общего правила об ответственности лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, независимо от их вины в нарушение условий
договора (ст. 401 ГК РФ).
Помимо
ответственности за нарушение условий договора, предусматривается также штраф
за просрочку или отказ от заключения договора, если он подлежит заключению в
соответствии с доведенными в установленном порядке государственными заказами
на закупку и поставку продукции. Принятие государственных заказов
осуществляется сельскохозяйственными коммерческими организациями на
добровольных началах.
Таким образом,
ответственность сторон складывается из их невозможности поставки продукции, в
конечном итоге из-за недопоставки дождевальных установок заводом-изготовителем.
.Веденин Н.Н.
Правовое регулирование реализации сельскохозяйственной продукции // Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996.№7—8.
Веденин Н.Н.
Договорные отношения в сфере реализации сельскохозяйственной продукции //
Государство и право. 1998. №1. Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон
от 29 октября 1998 г. “О лизинге” // СЗ РФ. 1998. №44. Ст. 5394.
О закупках и
поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
обеспечения военных и других потребителей федерального продовольственного
фонда в 1997 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997
года. // СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1330.
О закупках и
поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
обеспечения военных и других потребителей федерального продовольственного
фонда в 1994 году. Утверждено постановлением Правительства РФ от 04.12.1994
года. // СЗ РФ. 1994. № 12.
О
совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе
Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 29 октября 1997 г. //
Собрание законодательства РФ. 1997. № 4. Ст. 5075.
Порядок
осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для
стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Утвержден постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998.
№ 29. Ст. 3560.
Положение о
государственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка
сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Утверждено
постановлением Правительства от 10 июля 1998 года. // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст.
№3560.
Положение о
порядке формирования и использования специального фонда для кредитования
организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях. Утверждено
постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 10. Ст.
1174.
Постановление
Правительства РФ от 26.02.99 г. “О лизинге машиностроительной продукции в
агропромышленном комплексе РФ с использованием средств федерального бюджета”
// СЗ РФ. 1999. № 11, Ст. 1294.