Права человека в России
План:
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и история прав
человека……………………………………..4
2. Типология прав человека……………………………………………….6
3. Права человека и гражданина в
Конституции Российской Федерации
……………………………………………………………………………….10
4. Основные документы,
регулирующие права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список
источников………………………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Проблема прав человека, выражаемая
в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре
человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в
то время не было отчужденной от индивида власти. Само же возникновение
проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и
человеческой индивидуальности.
Исторически первой формой
осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по
отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом
тысячелетии до н.э.
Впервые идеи встречаются у
древнегреческих философов- софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали , что все люди равны от рождения и имеют
одинаковые , обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон
трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения
государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ
Мо-Цзы.
Значительный вклад в концепцию прав
человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и,
прежде всего, его право на частную собственность. Он не только признавал
права гражданина государства, но различал естественное и условное, позитивное
право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для
права условного, которое более изменчиво и является результатом деятельности
властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права
над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав
человека, в том числе в концепции правового государства.
Что представляют права человека в
современном мире, как они трактуются и каковы их основные положения- об этом я
поговорю ниже в представленной работе.
1.
ПОНЯТИЕ И
ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Специфической конкретизацией
гуманистических представлений применительно к миру политики являются права
человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между
людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по
своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать
определенные блага (это- собственно права).[1]
Права человека представляют собой
один из способов трактовки и практического решения вопроса
взаимоотношений человекам и той общности, в которой он проживает и
официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих
взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный
статус.
Возможны четыре основных способа
взаимоотношения индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный,
индивидуалистический и парципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель
таких взаимоотношений исходит из отожествления общества и государства, из
безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида
государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку
индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого,
как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.
Патриархальный тип взаимоотношений
индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей,
неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные
сословия и группы, низшие из которых политически бесправны , высшие же
обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и
распределителем которых является авторитарный правитель : монарх, диктатор и
т.п.)
Индивидуалистический способ
взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в
отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме,
который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой
власти в обществе, в том числе и самого государства.
Взаимоотношения индивида и власти
во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства
личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема
прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от
посягательств власти прав, т.е. узко и ограниченно.
В современной политической науке
преобладает третий, парципаторный подход к взаимоотношениям индивида и
власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного,
независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными
создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из
неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью,
обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека
усматривается не столько в ограждении индивида от государственного
вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших
условий свободного существования и развития личности.
2. ТИПОЛОГИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В наши дни для большинства стран
права человека являются неотъемлемым и высшей ценностью, признанной мировым
сообществом. Сам термин «права человека» употребляется как в широком , так и
в узком смыслах.
В узком значении- это
только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются
государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и
государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом,
право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого
достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания,
свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на
сопротивление угнетателям и др.
В широком значении права
человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности , их
различные виды.
Современная типология прав
человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является
деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные.
Негативные права определяют
обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий
по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных,
нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются
основополагаюшими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов
государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права
составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права
имеют характер негативного права.
Типичным примером этой группы
прав и в целом негативного подхода к правам человекам является Билль о
правах конституции США. Так, его первая статья гласит: « Конгресс не должен
издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее
свободное исповедание , ограничивающих свободу слова или печати или право
народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о
прекращении злоупотреблений». Практически все содержание Билля направлено на
ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных
посягательств со стороны правительства.
В отличие от негативных прав,
позитивные права фиксируют обязанности государства , лиц и организаций
предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные
действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это,
например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану
здоровья, достойный уровень жизни и др. Осуществление позитивных прав
невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное
наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее
политической системы. В случае ограничения ресурсов позитивного права могут
гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во
многих странах административного социализма.
Более конкретной и широко
распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на
негативные и позитивные является
Их подразделение в соответствии со
сферами реализации на гражданские (личные) , политические, экономические,
социальные ( в узком значении этого слова), культурные и экологические.
Гражданские (личные) права-
это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в
основном характер негативного права.
В конституциях многих государств
гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими.
Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех или
других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы
личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях.
Политические права определяют возможности
активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К
ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода
союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода
слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода
совести и некоторые другие.
К гражданским и политическим правам
непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением
свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными
факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие их
этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного
распоряжения рабочей силой- обычно рассматривались как основолагающие гражданские
права. В современных юридических документах эти права чаще называют
экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу,
однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.
Гражданские, политические и
экономические права нередко называют правами либеральными или же правами
первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права,
ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и
нуждающихся лишь в охране со стороны государства.
К правам второго поколения относят
социальные права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и
достойную жизнь каждому человеку. К данным правам относят собственно
социальные, культурные и экологические права.
Культурные права призваны гарантировать
духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к
культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества,
преподавания и некоторые другие.
Экологические права- это права на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими
правонарушениями.
3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К основам правового положения
человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности,
гражданство. Права и свободы представляют краеугольный камень правового
положения личности. Это зафиксировано в статье 2 Конституции РФ.[2] Принципиальное значение имеют
и декларированные в Основном Законе России полнота прав и свобод граждан и
их правовое равенство. В частности, в п. 2 ст.6 записано, что каждый
гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами
и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
В Конституции РФ 1993г. получили
выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности:
1. Закрепление сферы и характера
прав и свобод, установленных общепризнанными принципами международного права.
Согласно этому принципу,
Российская Федерация признает и характеризует права и свободы, свойственные
цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей
декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г[3].,
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[4], Международном пакте о
гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976г[5], Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г.
2. Принцип неотчуждаемости основных
прав человека и принадлежность ему их от рождения.
Он предполагает, что все люди
признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения.
Государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и
свободы человека и гражданина. Оно не может лишить гражданина РФ своего
гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны действовать в пределах своих
неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.
3. Равенство прав и свобод человека
и гражданина . Этот принцип сводится к следующему:
Во-первых, осуществление прав и
свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Во-вторых, смысл этого равенства
выявляется по отношению к закону и суду. Государство призвано гарантировать
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения
и т.п.
В-третьих, равенство прав и свобод
человека и гражданина обретает реальное существование благодаря и тому, что
они объявляют Конституцией РФ непосредственно действующими.
4. Принцип единства прав и
обязанностей граждан. Он, прежде всего, основывается на том, что нет прав без
обязанностей, как нет и обязанностей без праву.
В отличие от ранее действовавшей
Конституции РФ, новый Основной Закон преимущественно возлагает обязанности на
государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Объем
обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего отвечает
интересам общества и его членов.
4. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданство –один из элементов правового
статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного
распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом,
защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
В настоящее время все отношения,
связанные с гражданством, регулируются Конституцией РФ и Федеральным
законом « О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от 31.05.2002г.[6]
Понятие гражданства сформулировано
в преамбуле Федерального закона РФ « О гражданстве РФ», определяется как
устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Конституционные права и свободы
регулируются Всеобщей Декларацией прав человека, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН в 1948г. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена
в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом
Российской Федерации 22 ноября 1991г., а затем отражена в Конституции РФ 1993г.
Право на жизнь защишено не только
Конституцией РФ, но и отраслевым
законодательством. Например, установлена уголовная ответственность за
убийство (ст.102-106 УК РФ), доведение до самоубийства (ст.107 УК РФ),
оставление в опасности (ст.127 УК РФ). [7]
КоАП РФ охраняет жизнь человека,
вводя ответственность за нарушение правил по охране труда, нарушение
санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемических правил и норм,
нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов и
др. Жизнь человека охраняется рядом запретов на применение огнестрельного
оружия и спецсредств.
Право избирать и быть избранным
регулируется Федеральным законом от 19 сентября 1997г. « Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации»[8]
Политические права и свободы
граждан РФ регулируются следующими законами: в ст.5 Закона РФ « Об
общественных объединениях»[9]
формулируется понятие «общественного объединения». Оно характеризуется как
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для
реализации общих целей ,указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов
добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Конституция гарантирует свободу
массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Эти положения
Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991г. Законом « О средствах
массовой информации».[10]
Для предотвращения
злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата по информационным
спорам при Президенте Российской Федерации, положение о которой утверждено
Указом Президента от 31 января 1994г.
Право собственности на информацию
охраняется Федеральным законом « Об информации, информатизации и защите
информации» от 20 февраля 1995г.[11]
Закреплено Конституцией РФ и
законом от 31 июля 1995г. « Об основах государственной службы» право на
равный доступ к государственной службе.[12]
Права детей защищены «Конвенцией
о правах ребенка»[13]
от 20 ноября 1989г.
Все граждане, проживающие на
территории РФ, могут свободно передвигаться по ее территории и их права закреплены
Законом РФ от 25 июня 1993г. « О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации»[14]
Все уличные шествия, митинги и
демонстрации регулируются Указом Президента РФ от 25 мая 1992г. « О порядке
организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и
пикетирования»[15]
.
Указом Президента РФ от 29 марта
1998г. учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском Суде (назначается
Президентом РФ), а Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997г.
утверждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.[17]
В заключение замечу, что в условиях
чрезвычайного положения отдельные ограничения правы и свобод с указанием
пределов и срока их действия могут устанавливаться федеральным
конституционным законом ( ч.1 ст.56) При этом Конституция запрещает даже в
условиях чрезвычайного положения ограничивать следующие права и свободы: право
на жизнь, достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени; свободу совести и
вероисповедания; право на экономическую деятельность и право на жилище.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рассмотрев данный
вопрос, можно сказать следующее:
1. Права человека представляют собой
принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие
индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные
блага.
2. Существует четыре модели
взаимоотношений индивидов с властью. Тоталитарная модель исходит из
отожествления общества и государства и исключает тем самым постановку
проблемы прав человека.
3. Патриархальный тип взаимоотношений
делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически
бесправны, высшие же обладают максимальной властью, а главным источником и
распределителем всех властных полномочий является авторитарный правитель.
4. Индивидуалистический тип
взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с
государством.
Наиболее ярко он представлен в либерализме,
который взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути
утверждения в них свободы и достоинства личности вообще не рассматривает. В
результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме
ограждающих от посягательств власти прав, т.е. узко и ограниченно.
5. В современной политической науке
преобладает партиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он
лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного,
независимого от общества индивида. Проблема прав человека в этом подходе
усматривается не только и не столько в ограждении индивида от
государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания
наилучших условий свободного существования и развития личности.
6. В Конституции РФ 1993г. получили
выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности:
а) Закрепление сферы и характера прав
и свобод, установленных общепризнанными принципами и нормами международного
права.
б) Принцип неотчуждаемости основных
прав и свобод человека и принадлежность их ему от рождения.
в) Равенство прав человека и
гражданина.
г) Принцип единства прав и
обязанностей граждан. Он основывается на том, что нет прав без обязанностей,
как нет и обязанностей без прав.
7. Российское государство
гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания. Гарантируются
свобода мысли и слова, свобода массовой информации. В Российской Федерации
запрещается цензура. Каждый имеет право законным способом распространять
информацию.
7. В Российской Федерации каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод, что установлено ст.46
Федеральной Конституции. Это конституционное право реализуется в Законе РФ «
Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1.Всеобщая декларация прав человека
от 10 декабря 1948г.// Международное право в документах. М., 1982
2.Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г.// Ведомости
Верховного Совета СССР. 1976г. №17. Ст. 291
3. Международный пакт о гражданских
и политических правах от 19 декабря 1966.// Ведомости Верховного Совета
СССР. 1976. №17.
Ст.291
4. Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод от 4 ноября 1959г. // Российская газета 1995г.
5 апреля
5. Конвенция о правах ребенка от 20
ноября 1989г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №45. Ст.955
6.Конституция Российской Федерации от
12 декабря 1993г.
7. Федеральный конституционный закон
от 26 февраля 1997г. « Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №9.
Ст.1011
8. Федеральный Закон « О гражданстве
Российской Федерации» №62-ФЗ от 31.05.2002г.
9. ФЗ от 19 сентября 1997г. с изм. и
доп. от 30 марта 1999г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ»// Собрание законодательства Российской
Федерации. 1997. №38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст. 1653
10. Закон РФ от 25 июня 1993г. « О
праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. №32.
Ст.1227
11.Закон РФ « Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 №48-1
12. ФЗ от 27.01.2004 №79-ФЗ « О
государственной гражданской службе РФ»
13.ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред.от
02.11.2004) « Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)
14.ФЗ от 20. 02.1995 №24-ФЗ (ред.
от 10.01.2003) « Об информации, информатизации и защите информации» .
15. Закон « О средствах массовой
информации» от 27 декабря 1991г.
16. Указ Президента РФ от 25 мая
1992г. « О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий ,
демонстраций и пикетирования» // Ведомости Съезда народных депутатов
Российской Федерации и верховного Совета РФ, 1992. №22. Ст.12
17.Уголовный кодекс РФ: (по сост. на
15 сент.2005г.)- М.: Юрайт-Издат, 2005
18.Пугачев В.П., Соловьеыв А.И.
Введение в политологию: Учебник для студентов.- 3-е изд.- М.: Аспект-Пресс,
1997
[1] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для
студентов высш. уч. заведений.- 3-е изд.- М.: Аспект Пресс, 1997.- С.83
[2] Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
[3] Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.// Международное
право в документах. М., 1982
[4] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
от 19 декабря 1966г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291
[5] Международный пакт о гражданских и политических правах от 19
декабря 1966г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291
[6] Федеральный Закон « О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от
31.05.2002г.
[7] Уголовный кодекс Российской Федерации: ( по сост. На 15 сент.
2005г.)- М.: Юрайт- Издат, 2005
[8] Федеральный закон от 19 сентября 1997г. с изм. и доп. от 30 марта
1999г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
1997. №38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст.1653
[9] ФЗ от 19.05.1995г. №82-ФЗ (ред.от 02.11.2004) « Об общественных
объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)
[10] Закон « О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991г.
[11] ФЗ от 20.02.1995г. №240ФЗ (ред. от 10.01.2003) « Об информации,
информатизации и защите информации» (принят ГД ФС РФ 25.01. 1995)
[12] ФЗ от 27.01. 2004 №79-ФЗ « О государственной гражданской службе РФ»
[13] Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г.// Ведомости Верховного
Совета СССР. 1990. №45. Ст.955
[14] Закон РФ от 25 июня 1993г. « О праве граждан РФ на свободу
передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» // Ведомости
Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.
№32. Ст.1227
[15] Указ Президента РФ от 25 мая 1992г. « О порядке организации и
проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»//
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №22.
Ст.12
[16] Закон РФ « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан» от 27.04.1993 №48-1 (ред. от 14.12. 1995)
[17] Федеральный конституционный закон от 26 февраля 199г. « Об
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации. 1997. №9. Ст.1011