Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики
«МАЛЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»
ВЕНТЕ
НАТАЛЬЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
Введение.
Предприятие
занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это
первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается
национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает
процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха
отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального
продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности
в материальных и духовных благах населения страны.
Принято
считать, что оптимальными являются такие размеры предприятия, которые
обеспечивают наиболее благоприятные условия для использования достижений науки
и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается
эффективное производство высококачественной продукции.
Место и роль
малого и среднего предпринимательства в процессе формирования рыночных
структур.
Новая
концепция управления.
В последнее
время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне
распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой,
так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым
только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами
вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися
связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее.
Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А все дело в том, что
руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где
никто ни за что не отвечал, никак не могут найти ту гибкость в принятии
решений, которой им так не хватает.
Государственные
предприятия в России, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития
конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов
ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Переход
к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры
страны и в пер-вую очередь осуществления ее демонополизации.
Изменения
внутренних и внешних условий хозяйственной деятельности, происходящие в мире в
последние десятилетия (растущая
сложность современного технологического оборудования, необходимость
одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением
быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике,
сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов
конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю
систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы
американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще
стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе
производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и
долю рынка».
Какие же
характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству?
Во-первых, небольшие подразделения с небольшим числом работников, имеющих более
высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень. Во-вторых,
небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной
пирамиды.
Данные
тенденции в развитии организационных структур управления реализуются в двух
направлениях:
динамичное
развитие малого бизнеса;
появление и
развитие командных (бригадных) структур.
Сегодня на всех
уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из
разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В
сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии
формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении
последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание
преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной
организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает
общность организационной культуры, системы материального и морального
стимулирования, ощущение хозяина полученного результата.
Критерии
выделения малого бизнеса.
Экономический
интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали
прогрессу во
всех областях
человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых
государств всемерно поощряет их деятельность и особенно в создании новых,
разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.
Роль малого
бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче всего начинать
самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии
малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малого
предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное
меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что
дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства
уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы
и социальной нестабильности.
Сложилось
ошибочное мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое по
численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура,
особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На
самом деле термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры,
а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут
быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с
ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия,
кооперативы – все это предприятия и они могут быть малыми, если попадают под
критерии малых предприятий.
В Западных
странах не разработан единый критерий, согласно которому те или предприятия
относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные
определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в
докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так
называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая,
во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых,
управляется собственниками, в-третьих, независима в смысле, что не является
частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры свободны от контроля
извне при принятии принципиальных решений».
Употребляется
также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к
малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и
сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников,
кооперативные, индивидуальные предприятия.
Однако,
наиболее распространенным критерием является количество занятых.
В отношении
российских малых предприятий продолжает действовать постановление СМ РСФСР
№406, по которому установлено два критерия их выделения: количество работающих
и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка
классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой
принадлежности.
По российскому
праву к малым предприятиям относятся вновь создаваемые или действующие
предприятия, коммерческие организации (юридические лица):
1)в уставном
капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),
благотворительных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25%;
2)в которых
средняя численность работников за отчетный период не превышает: в
строительстве, на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и в
научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и
бытовом обслуживании населения – 30, в остальных отраслях и при осуществлении
других видов деятельности – 50 человек.
Таким образом,
установлены несколько критериев (численность, структура капитала, виды
деятельности), при соответствии которым предприятие может приобрести статус
малого.
Создание
малого предприятия.
Малые
предприятия могут быть созданы в результате выделения из состава действующего
предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация
(предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его
учредителем.
В России малые
предприятия могут создаваться в любой организационно-правовой форме и почти во
всех основных сферах предпринимательства.
Малое
предприятие может быть создано и частным лицом и предприятием, организацией как
государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклеточным»
и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых,
различаться разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие:
художественных и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению,
запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих, привлекает относительно простая процедура
учреждения и регистрации
Для отдельных
граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех
тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое
предприятие – юридическое лицо. Создав предприятие – юридическое лицо,
гражданин (или группа граждан) отделяет от своего личного имущества то
имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам.
Имущество учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное
предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая
предусмотрена для малых предприятий.
К преимуществу
малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную
амортизацию активной части производственных фондов.Также к преимуществу следует
отнести и обеспечение их материально-техническими ресурсами предприятиями и
организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также
создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и
оборудования малым предприятиям.
Малый бизнес
– основа современной рыночной инфраструктуры.
В России малый
бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом
к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в
условиях рыночной и невозможна в административной системе.
Экономические
реформы в России положили начало интенсивному возникновению малых предприятий.
В странах
западной экономики этот процесс начался задолго до этого. 70-80 годы
ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого
бизнеса. В это время обозначилась тенденция к увеличению числа малых
предприятий. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы одновременно с
укреплением позиций верхушки монополистического капитала в экономике Запада
наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей
как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Например,
относительно состояния промышленности Германии можно привести следующие цифры.
Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х
гг. до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась.
Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с
1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18% до 37%.
В общем, в
70-80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться
тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции,
инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной
или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между
мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом
малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится
быстрая гибкая инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей
фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды.
Большой плюс
малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более
приспособленными, чем крупные компании к условиям развития в кризисные периоды
для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на
какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике
правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран
помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мировая практика убеждает: прорыв
к рынку может быть осуществлен прежде всего через активное развитие малого
бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран.
Активный рост
доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с
середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых
странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для
сравнения можно взять, например, США, где в малом производстве занято 53% всего
населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях
трудится примерно половина работающего населения. В Индии число малых
предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес только в США дает
почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых
рабочих мест.
Только эти
цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики
этих стран. В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на один
доллар затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем
крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные
90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.
Но дело не
только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения
конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что
для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Именно за
счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру
общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм ,
создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.
Всплеск
появления малых предприятий в России приходится на 1994 год. Но буквально через
несколько месяцев повышение цен и ужесточение налоговой политики резко
сократили их прирост. Деловая активность замерла. Начался процесс выживания.
Естественно, что в таких условиях малое предпринимательство не может
реализовать те функции, которые присущи малому бизнесу в других странах, и,
следовательно, выполнить свою задачу – формировать полноценный рынок товаров и
услуг.
Достаточно
сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере,
начавший набирать силу в 1991 году, фактически прекратился. По данным Лиги
кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не
возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной
сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых
фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых
предприятий, то в 1980 – 532 тыс., а в 1988 году – 682 тыс. Всего же, по
оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн.деловых
предприятий прежде всего в малом бизнесе.
Мелкие фирмы
действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны
выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же
время разорением многих из них. Среднее время жизни малого предприятия где-то 6
лет. В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки
капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих
знаний.
В США регулярно
проводятся опросы, где главными причинами неудач чаще всего называются:
некомпетентность,
несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант),
нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении;
незначительные
объемы продаж;
конкуренция;
слишком большие
эксплуатационные расходы.
Однако, чаще
всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки
капитала или инвестиций. Том Нели, которому удалось участвовать в становлении
многих компаний, говорит: «причиной банкротства является потеря контроля за
состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления».
Но все же
несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число
ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого
и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое
предприятие обанкрочивается не полностью, а лишь выкупается более крупной
фирмой или само становится таковой.
Отсюда можно
говорить о трех моделях развития малого предпринимательства:
консервация
масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
медленное
расширение деловой активности;
быстрое
развитие малых предприятий и превращение в средние, а затем в крупные компании.
По данным
опроса владельцев малых предприятий в Германии, 55% не планируют расширения,
35% - разрабатывают планы медленного устойчивого роста и только 10% - быстрого
развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что
говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего
своих владельцев.
Развитие
мелкого предпринимательства в России предполагает более внушительный процент
разорившихся предприятий, чем в странах с развитой управленческой инфраструктурой.
Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных
условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки
производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий
уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров,
сложнее обстоит дело с информационным обеспечением, им нередко не хватает
средств для проведения маркетинга. Все это ставит малые предприятия в
невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней
системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса – важнейшее
условие его развития.
Малые
предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике.
Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменения хозяйственной
конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики.
Предприниматели
все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества
специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно
царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при
производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные
научно-исследовательские разработки, разделение риска.
Эффекты
масштаба.
Не так давно
было замечено, что, начиная с определенного момента, все большие и большие
размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты
определили это как положительный и отрицательный эффект роста масштабов
производства или «эффект масштаба».
Основная
причина отрицательной стороны «эффекта масштаба» связана с определенными
управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать
и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное
производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям,
организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми,
неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие
проблемы. В результате страдает эффективность и растут средние издержки
производства.
Некоторые американские
корпорации («Дюпон», «Дженерал моторс») еще в 20-е годы осуществили
децентрализацию управления путем создания так называемых дивизионных структур.
Впоследствии этот подход заимствовали многие крупные фирмы. А в 70-е и 80-е
годы он стал доминирующим. Сущность подобного подхода в выделении отделений,
имеющих определенную узко отраслевую или продуктовую специализацию.
Американские специалисты считают, что каждая из крупнейших компаний США может
быть разделена на небольшие производственные и непроизводственные единицы, на
самостоятельные бригады рабочих и инженеров или на команды специалистов, в
идеале с числом занятых от 15 до 20 человек.
Таким образом,
можно сделать вывод, что положительные и отрицательные эффекты масштаба
являются важнейшими факторами, определяющими структуру отрасли. Это нужно
учитывать экономическими и государственными структурами при формировании
концепции управления малым бизнесом. Однако, это не говорит о предпочтении
крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том
случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для
успешного функционирования.
Роль малого
бизнеса в освоении технологических нововведений.
Мелкие и
средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных
товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. О том, что
малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать незанятые трудовые
ресурсы говорит то, что в США в малых
фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы.
В этом заключается социальная роль предприятий малого производства.
Несмотря на то
что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые
и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию
новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и
изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего 20-летия в Германии и
США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь
существенных технологических нововведений.
Все малые
предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия, видоизменяют конечную
продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые
предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели,
в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени.
Доля
технологических нововведений в США и Германии в 80-х гг.в %.
Похожие работы на - Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики
|