Бухгалтерский учет операций

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,77 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский учет операций

Бухгалтерский учет операций

Введение .

В данной курсовой работе рассматривается бухгалтерский учет операций по расчетному счету и кассовых операций .

Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денег денежных документов , на счетах в банках , в выставленных аккредитивах , чековых книжках и пр. Их преумножение , правильное использование , контроль за сохранением - важнейшая задача бухгалтерии .

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения , в эффективном использовании финансовых ресурсов . Умелое распределение денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход . Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли .

Бухгалтерский учет денежных средств , расчетных и кредитных операций выполняет следующие основные задачи :

проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами , расчетных и кредитных операций , своевременное и полное отражение их в учете .

обеспечение своевременности , полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений , выявление дебиторской и кредиторской задолженности .

своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств , денежных документов и расчетов , обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки .

обеспечение сохранности денежных средств , бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных нужд организации

изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций , приносящих доход .

Текущими заботами этого участка бухгалтерии является контроль за оплатой счетов , получение долгов с заемщиков и дебиторов , наблюдение за расходами , совершаемыми путем оплаты с расчетного счета или из кассы , управление денежной наличностью организации.

Целью данной курсовой работы является закрепление и подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета операций по расчетному счету и кассовых операций .

1. История развития бухгалтерского учета .

Бухгалтерский учет в России в первой половине 19 века :  рождение науки .

В первой половине 19 века в бухгалтерскую жизнь России вошли идеи , которые обсуждались очень долго , многие из них обсуждаются и сейчас .

Три бухгалтера положили начало нашей науки : К.И. Арнольд , И. Ахматов ,Э.А. Мудров .

Арнольд первым различал теорию и практику бухгалтерского учета . Под первой он понимал “способность составлять счета , их вести и пересматривать” , а под второй - “круг всех к счетам принадлежащих дел ” ; первая выступает как счетная наука , вторая - как счетная часть .

Ахматов полагал , что эта наука есть самая нужная , важная и полезная . Он утверждал , что бухгалтерский учет должен рассматриваться как часть политической экономики .

Мудров смотрел на дело проще : “Счетоводство есть искусство записывать какое-либо имущество так , чтобы , несмотря на происходящие в нем перемены , всегда можно было усмотреть настоящее его положение со значением того , что последовало от перемен , произведенных в нем ” . Мудров может считаться автором постулата : алгебраическая сумма сальдо вспомогательных счетов равна сумме сальдо имущественных счетов ,сложенной с разностью между дебиторской и кредиторской задолженностью по личным счетам .

В это время баланс становился объектом экономического анализа . Сама трактовка Арнольдом бухгалтерского учета как науки , занимающейся верным сличением прихода и расхода , подчеркивала роль анализа в управлении финансовыми результатами .

Большое внимание уделялось и учетным регистрам , на основе которых делался анализ . Совокупность этих регистров составляла форму счетоводства . Арнольд считал ее методом бухгалтерского учета .

В те времена бухгалтера сталкивались и с негативными явлениями . Двойная бухгалтерия использовалась как средство регламентации экономического грабежа и как средство фальсификации данных . Борьба с фальсификацией учетных данных , со злоупотреблениями требовала специальных приемов . Арнольд первым выступил с учением о ревизии и методах ее проведения .

Придавая огромное значение такой бухгалтерской категории , как счет , авторы того времени предприняли первые попытки классифицировать счета . Арнольд делил все счета на личные (расчетов) и безличные . Последние делились на имущественные , включая счет капитала , и результатные . Их называли счета приращений и уменьшений .

Несколько по-иному подходил к проблеме Ахматов . Он выделял три основания для определения трех классификаций : по степени обобщения : основные (синтетические) и вспомогательные (аналитические) ; по содержанию фактов хозяйственной жизни (товаров , личные - дебиторов и кредиторов , счета за границей) ; по характеру сальдо (дебетовые - активные и кредитовые - пассивные) .

Мудров все счета делил на имущественные , личные и вспомогательные , к которым автор относил счета собственных средств и результатов .

Счета “Основные средства” в нашем понимании не было . Но можно было встретить счета отдельных видов имущества , например , мебель . Арнольд предлагал купленную мебель записывать в дебет одноименного счета с кредита счета “Касса” .

Счет “Товары” был центральным как в системе учета материальных ценностей , так и в отражении финансовых результатов . В целом счет “Товары” рассматривался не только как средство для учета движения товарной массы . но и как условие исчисления финансового результата - валовой прибыли или убытка .

По счету “Касса” Ахматов рекомендовал проводить инвентаризацию , а незначительные отклонения сразу относить на счет барышей и убытков . У Арнольда мы уже наблюдаем разрыв между финансовым результатом и состоянием счета “Касса” . Так , начисление жалования и резервирование возможных убытков показывалось на счетах затрат , уменьшая прибыль , при этом кассовая наличность оставалась в результате этого неизменной .

Таким образом , первая половина 19 столетия была временем , когда западная бухгалтерская мысль была окончательно усвоена , переработана и развита . Это было время формирования систематических знаний о бухгалтерском учете , что позволило говорить о рождении новой науки .

2. Теоретическая часть .

2.1 Учет операций по расчетному счету .

Методика учета операций по расчетному счету .

Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем - перечислением денежных средств со счета плательщика на счет получателя . Посредником при осуществлении этих расчетов является банк .

В банке предприятию для хранения денежных средств и операций по расчетам открывают расчетный счет . Расчетные счета открываются предприятиям , являющимся юридическими лицами .

Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт только один расчетный счет в одном из банков по его выбору.

На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия : оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п.

Кроме расчетных счетов , для хранения средств строго целевого назначения открываются текущие счета . Для открытия счета в банке представляются следующие документы :

Копия устава предприятия , зарегистрированного в установленном действующим законодательством порядке .

 Заявление об открытии счета .

 Карточка с образцами подписей лиц , которым предоставлено право подписания документов , и оттисками печати предприятия .

После проверки указанных документов по распоряжению управляющего банком расчетному счету предприятия присваивается номер . По каждому предприятию в банке ведется лицевой счет для учета движения денежных средств .

При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, то есть все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).

Платежи по безналичным расчетам банк производит с согласия владельца расчетного счета . Лишь при платежах финансовым органам по просроченным налогам , по приказам арбитража , при погашении просроченных ссуд , списание денежных средств с расчетного счета производится без его согласия , то есть принудительно по инкассовому поручению .

Предприятие периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются предприятием.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность списывается.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.

Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия предприятия ведет на счете 51 ”Расчетный счет”. Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер №2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.

Обязательное условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.

Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

2.2 Учет кассовых операций и ценных бумаг .

Методика учета кассовых операций .

Все предприятия должны хранить денежные средства в учреждениях банка , а для приема , хранения и расходования наличных денег на предприятии имеется касса . Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией ЦБ России от 04.10.93 г. О порядке ведения кассовый операций в РФ . Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, устанавливаемым кредитным учреждением по согласованию с предприятием. Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течении трех дней, включая день получения денег в кредитном учреждении .

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 50 ”Касса”. Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по дебету - суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту - суммы, выданные наличными. Кассовые операции записываются по кредиту счета 50 и отражаются в журнале-ордере №1. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью №1.

Основанием для заполнения журнала-ордера №1 и в ведомости №1 служат отчеты кассира. Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в журнале-ордере и в ведомости должно соответствовать количеству сданных кассиром отчетов.

В кассе предприятия могут храниться, кроме денежных средств, ценные бумаги и бланки строгой отчетности. К ценным бумагам относятся путевки в дома отдыха и санатории, приобретенные за счет средств фонда специального назначения, почтовые марки, марки госпошлины, единые и проездные билеты. Ценные бумаги учитываются на счете 56 ”Денежные документы” в журнале-ордере №3. Поступление и выдача ценных бумаг производятся по приходным и расходным кассовым ордерам с последующим составлением кассиром отчета по движению ценных бумаг. Бланки строгой отчетности (трудовые книжки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и т.п.) учитываются на забалансовом счете 006 ”Бланки строгой отчетности”.

Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий причиненный в связи с неправильным их хранением ущерб предприятию.

Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

Расписки на выданные суммы наличными, не оформленные расходными кассовыми ордерами, в остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом (ф. № инв. 15).

На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель предприятия - решение по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия:

Д-т сч.50 ”Касса”

К-т сч.68 ”Расчеты с бюджетом”, 80 ”Прибыли и убытки”.

В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:

1. Д-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”

К-т сч.50 ”Касса”

2. Д-т сч.73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”

К-т сч.84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”.

3 . Практическая часть .

3.1 Методика учета операций по расчетному счету . Документация , используемая при учете операций по расчетному счету .

Прием и выдачу денег , безналичные перечисления банк производит по документам специальной формы . Основными документами по операциям на расчетном счете являются :

1) при наличных расчетах :

 чек денежный ;

 объявление на взнос наличными ;

2) при безналичных расчетах :

 платежное поручение ;

 чек расчетный ;

аккредитив ;

платежное требование - поручение .

Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег . Чек состоит из трех отделяемых друг от друга частей : корешка , собственно чека и контрольной марки . Корешок чека остается в чековой денежной книжке предприятия , являясь подтверждением использования чека на определенную сумму . Сам заполненный чек передается получателем наличных работнику операционного отдела банка . Этот работник вырезает контрольную марку и передает ее клиенту . Клиент предъявляет марку кассиру банка и получает наличные .

- Объявление на взнос наличными представляется банку при взносе на расчетный счет суммы наличных денег , полученной за реализованные товары , выполнение работы и услуги , в качестве различных поступлений от других предприятий и других поступлений . В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию , которая служит оправдательным документом .

- Платежное поручение - это письменное распоряжение плательщика о перечислении суммы средств со своего счета на чет получателя .

Платежными поручениями рассчитываются по взносам в бюджет , с органами соцстрахования , при переводе заработной платы на счета работников в Сбербанке , погашении задолженности , по предварительной и последующей оплате за ТМЦ , выполненные работы и услуги . Платежные поручения выписываются на специальном бланке и предъявляются в банк в течение 10 дней со дня выписки .

Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете , если иное не оговорено между банком и владельцем счета .

При расчетах платежными поручениями документооборот существенно сокращается . В то же время эта форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа .

- При расчетах с иногородними поставщиками предприятия могут использовать аккредитивную форму расчетов .

При использовании этой формы расчетов покупатель депонирует в банке поставщика на отдельном счете сумму аккредитива . Каждый аккредитив выставляется для расчетов только с одним поставщиком . Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается договором между плательщиком и поставщиком . Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве , необходимом банку плательщика для выполнения условий аккредитива .

Депонирование средств гарантирует плательщику своевременный платеж за отгруженные ТМЦ и оказанные услуги . Средства с аккредитива выплачиваются поставщику на основе реестра счетов транспортных документов , подтверждающих отгрузку ТМЦ .

- Платежные требования - поручения представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основе направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов , стоимость поставленной по договору продукции , выплаченных работ , оказанных услуг .

3.2 Методика учета кассовых операций .

Документация , используемая при учете кассовых операций .

Первичная документация кассовых операций :

n приходный кассовый ордер ;

n расходный кассовый ордер ;

n кассовая книга ;

n платежная ведомость ;

n журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров .

Кассир принимает деньги в кассу по приходному кассовому ордеру , подписанному главным бухгалтером , с выдачей сдающему деньги лицу квитанции о приеме денежной суммы. Квитанция является частью приходного кассового ордера , заполняется одновременно с ним и выдается только после получения денег кассиром . Приходный кассовый ордер хранится с копией листа кассовой книги как отчет кассира . Квитанция к приходному кассовому ордеру хранится вместе с выпиской банка о перечислении средств со счета .

Кассир выдает деньги по расходным кассовым ордерам , платежным ведомостям ,заявлениям о произведенных расходах с приложенными к ним товарными чеками , квитанциями , справками и иными оправдательными документами .

Расходные документы подписываются главным бухгалтером , а на ведомостях и заявлениях обязательна разрешительная надпись руководителя предприятия . Расходные кассовые ордера хранятся с копией листа кассовой книги , гасятся штампом или надписью «оплачено» .

Прием и выдача денег по приходным и расходным кассовым ордерам производится кассиром только в день их выписки .

3.3 Описание конкретных операций по расчетному счету и кассовых операций .

Выдача заработной платы .

В соответствии с избранной на предприятии системой оплаты труда ведется первичная документация : табели учета рабочего времени , карточки учета выработки , наряды , договоры , контракты и другие документы .

В бухгалтерии на основании первичной документации производится расчет заработной платы , результаты расчета с указанием сумм произведенных удержаний и начислений заносятся в расчетно- платежную ведомость [приложение].

По расчетно - платежной ведомости заработная плата выплачивается из кассы . По истечении трех дней , отведенных для выдачи заработной платы , на общую сумму выданной заработной платы выписывается расходный кассовый ордер [приложение].

Деньги на выплату заработной платы предприятие получает со своего расчетного счета в банке . Для получения наличных средств с расчетного счета в банке предприятие представляет в банк за 2 дня до дня выдачи заработной платы заявление о бронировании средств .

Одновременно в банк предоставляются платежные поручения [приложение]:

1) на перечисление налогов в бюджет

Расчет :

(12500 / 88 ) * 100 = 14205 тыс. руб. - заработная плата без вычета подоходного налога ;

14205 - 12500 = 1705 тыс. руб. - подоходный налог .

2) в ПФ (28 % + 1%)

Расчет :

(14205 / 99) * 100 = 14348 тыс. руб. - начисленная заработная плата ;

(14348/100) * 28 = 4017 тыс. руб. ;

14348/100 = 143 тыс. руб. ;

4017 + 143 = 4160 тыс. руб. - сумма подоходного налога .

3) в ФСС (5.4 %)

Расчет :

14348 *5.4 /100 = 775 тыс. руб.

4) в фонд занятости (2 %)

Расчет :

14348 * 2/100 = 287 тыс. руб.

5) в фонд медицинского страхования (3.6 %)

Расчет :

14348*3.6/100 = 516 тыс. руб.

Деньги из банка забирает кассир по чеку [приложение 3] . Получение денег оформляется приходным кассовым ордером [приложение] .

Расчеты с подотчетными лицами .

Основой для получения наличных в банке на командировочные расходы является распоряжение директора об отправке сотрудника в командировку с приложенным расчетом по операционно-хозяйственным расходам - смета по данному виду расходов предприятия . Сотрудник предоставляет в бухгалтерию заявление на командировку . На основании этих документов производится выдача наличных денег под отчет , которая оформляется расходным кассовым ордером [приложение] . Не позднее трех дней после возвращения из командировки подотчетное лицо обязано отчитаться о произведенных расходах - составить авансовый отчет [приложение] на основе документов , подтверждающих суммы расхода .

Возврат неиспользованной суммы в кассу оформляется приходным кассовым ордером [приложение] , а перерасход подотчетной суммы возмещается по расходному кассовому ордеру .

Реализация готовой продукции .

Производимая предприятием готовая продукция может быть отгружена и реализована либо непосредственно с производства , либо со склада готовой продукции . Готовая продукция , принятая из цехов по сдаточным накладным , учитывается на складе готовой продукции при помощи карточек количественно-сортового учета и отпускается с выписанными счетом [приложение] и платежным требованием .

Отпущенная готовая продукция считается реализованной или после ее оплаты покупателем , или по мере ее отгрузки . Факт оплаты продукции подтверждают выписки банка . Если же оплата производится наличными в кассу предприятия , сумма реализации подтверждается приходным кассовым ордером [приложение].

Реализация продукции облагается налогом на добавленную стоимость .

Расчет :

(7000/120) * 100 = 5834 тыс. руб. - стоимость реализуемой продукции без учета НДС ;

7000 - 5834 = 1166 тыс. руб. - сумма НДС .

Реализация основных средств .

Под основными средствами понимаются средства (орудия) труда стоимостью свыше 5000000 руб. За единицу и сроком службы более одного года . Ликвидацию основных средств оформляют Актом о ликвидации основных средств (форма ОС-4) .

Реализация основных средств облагается налогом на добавленную стоимость .

Расчет :

(5000 / 120) * 100 = 4167 тыс. руб. - стоимость реализуемых основных средств без учета НДС ;

5000 - 4167 = 833 тыс. руб. - сумма НДС .

Реализация материалов .

В состав производственных материальных оборотных средств входят : сырье , материалы , покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия , тара и т.д. .

При отпуске со склада на предприятии применяется документация :

 требование ;

 расходная накладная ;

 лимитно-заборная карта .

Реализация материалов облагается налогом на добавленную стоимость .

Расчет :

(2300/120) * 100 = 1917 руб. - стоимость материалов без учета НДС ;

2300 - 1917 = 383 руб. - сумма НДС .

Расчет налога на добавленную стоимость .

1166 + 833/6 + 383 = 1688 тыс. руб. - сумма НДС , подлежащая перечислению в бюджет .

Таблица 1

Книга хозяйственных операций .

Похожие работы на - Бухгалтерский учет операций

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!