Природная среда
Природная среда
Характеризуя
природную среду Земли с экологической точки зрения, эколог на первое место
всегда может ставить освещения типов и особенностей существующих в нем
взаимосвязей между всеми природными процессами и явлениями (данного объекта,
района, ландшафта или региона), а также характера влияния на такие процессы
человеческой деятельности. При этом очень важно использовать современные методы
изучения взаимосвязей между населением, хозяйством и окружающей средой, уделять
особое внимание причинам и следствиям возникновение так называемых цепных
реакций в природе. Важно также придерживаться нового принципа — комплексной
оценки экологических ситуаций на основе построения цепей причинно-следственных
связей на разных стадиях прогноза с привлечением к решению проблемы
представителей разных областей знаний, прежде всего — географов, геологов,
биологов, экономистов, медиков, юристов.
Поэтому,
изучая особенности основных составных природной среды, необходимо помнить, что
все они тесно связаны между собою, зависят одно от одного и чувствительно
реагируют на любые изменения, а окружающая среда - это сильное сложная,
многофункциональная, извечное сбалансированная единая система, которая живое и
постоянно самовосстанавливается благодаря своим особым законам обмена веществ и
энергии. Эта система развивалась и функционировала миллионы лет, но человек на
современном этапе своей деятельностью настолько разбалансировал природные связи
всей глобальной экосистемы, что она начала активно деградировать, теряя
способность самовосстанавливаться.
Таким
образом, природная среда - это мегаекзосфера постоянных взаимодействий и
взаимопроникновения элементов и процессов четверых ее составных экзосфер
(приповерхностных оболочек): атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы- под
влиянием экзогенных (в частности космических) и эндогенных факторов и
деятельности человека. Любая из экзосфер имеет свои составные элементы,
структуру и особенности. Три из них - атмосфера, литосфера и гидросфера -
образованные безжизненными веществами и есть ареалом функционирования живого
вещества - биоты - главного компонента четвертой составной окружающей среды -
биосферы.
Разделы и тематика экологии
Для
того чтобы более точно определить область компетенции экологии, рассмотрим
спектр уровней организации живой материи:
Молекулярный.
Клеточный.
Уровень
тканей и организмов.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Уровень
экосистем.
Биосфера.
Основная
область компетенции экологии - уровень экосистем, но она простирается и на
последующий уровень, и на два предыдущих. Наименее известен небиологам
популяционно-видовой уровень.
Прежде
всего, в поле зрения экологии попадают закономерности взаимоотношений и
взаимосвязей отдельных особей и их популяций между собой и с условиями
неорганической среды. Они составляют основной предмет одного из основных
разделов экологии - аутэкологии. В качестве специального раздела аутэкологии
можно рассматривать популяционную экологию ( демоэкологию ), в задачу которой
входит изучение структуры и динамики численности популяций отдельных видов.
Специфическая
задача экологии состоит в изучении живой природы на уровне экологических
систем. Соответственно с этим основным и ведущим ее разделом следует считать
синэкологию, или биоценологию, т. е. учение о сообществах растений, животных и
микроорганизмов в их взаимодействии друг с другом и с неорганической средой
обитания. В настоящее время биоценология переросла в науку об экосистемах,
которую применительно к биоценозам суши обычно называют биогеоценологией.
Компоненты
биоценоза и их абиотическое окружение настолько тесно связаны между собой, что
образуют единство, для которого А.Г. Тенсли в 1935 г. предложил термин
"экосистема"; в современной экологии соответствующий раздел
называется учением об экосистемах. В отечественной и немецкой литературе
распространено представление о биогеоценозе, введенное В.Н. Сукачевым.
Биогеоценоз - единство биоценоза и биотопа, приуроченного к определенному
участку земной поверхности, тогда как экосистема - более широкое понятие.
Исследования
этих аспектов должны быть подчинены раскрытию механизмов функционирования
природных комплексов для прогнозирования их изменений и разработки принципов
управления ими.
Тематика
экологии часто пересекается с тематикой других отраслей биологии: физиологии,
генетики, биофизики, теории эволюции т. д. Это определяет формирование
множества промежуточных и синтетических направлений, таких как экологическая
физиология, цитоэкология, продукционно-энергетическая экология, эволюционная экология
и др.
Экология
тесно переплетается и с небиологическими науками: химией, физикой, геологией,
географией и др. Экологический подход к решению физико-географических и
геофизических проблем особенно наглядно проявляется в гидробиологии: изучение
совокупности организмов, населяющих толщу воды и дно, ведется совместно с
исследованиями различных физических факторов воды, приливно-отливных явлений,
циркуляции водных масс.
Понятие
условий экология заменила понятием фактора. Любой организм в среде своего обитания
подвергается воздействию самых разнообразных климатических, эдафических и
биотических факторов. "Экологический фактор" - это любой, не
расчленяемый далее элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное
влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз их
индивидуального развития. В данном определении следует особо отметить следующие
критерии экологического фактора:
1.
Нерасчленяемость данного элемента среды. Например, в качестве экологического
фактора нельзя рассматривать глубину водоема или высоту местообитания над
уровнем моря, поскольку глубина влияет на водных обитателей не непосредственно,
а через увеличение давления, уменьшение освещенности, понижение температуры,
уменьшение содержания кислорода, повышение солености и т. д.; действие высоты
осуществляется через понижение температуры, атмосферного давления. Именно
температура, освещенность, давление, соленость и т.д. будут выступать в
качестве экологических факторов среды, оказывающих непосредственное влияние на
живые организмы.
2.
Действие экологического фактора может быть не прямым, а опосредованным, т. е. в
этом случае он воздействует через многочисленные причинно-следственные связи.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ecosoft.iatp.org.ua/