Информация "государственная" и "общественная"
Информация “государственная” и “общественная”
Организации
— источники экологической информации
Хотя проблема источников — не единственная, возникающая при работе с информацией, она является одной из
основных проблем, и в книге ей уделено значительное внимание. В этом разделе мы коротко остановимся именно на организациях — источниках информации.
Экологическую информацию формируют многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные,
исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы. Это службы
соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за
факторами воздействия на окружающую среду. Такими факторами, прежде всего, являются загрязнители — промышленные, сельскохозяйственные и коммунальные
предприятия, пользователи природных ресурсов, а также различные природные явления, которые оказывают воздействие на окружающую среду.
Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр. Многие из них решают вопросы,
далекие от охраны окружающей среды, но по роду своей деятельности обязаны получать информацию о ее состоянии. В России существует сеть
исследовательских институтов и организаций (в системе Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, различных ведомств), которые занимаются
вопросами состояния различных компонентов окружающей среды (воды, воздуха, литосферы, почв, животного и растительного мира) и здоровья населения, а также
изучают динамику изменения этого состояния. Они также исследуют факторы, которые оказывают воздействие на состояние компонентов окружающей среды и
механизмы такого воздействия.
Кроме того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики, поскольку,
например, без знания характеристик геологической среды невозможно спроектировать прочное сооружение. Им приходится анализировать состояние и
других сред — почв, воды, биоты, поскольку новое строительство всегда оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и следует заранее спрогнозировать
степень этого воздействия. Естественно, проектные организации располагают и информацией о факторах воздействия на окружающую среду, связанных с
проектируемым объектом. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков проектной документации — государственных организаций или коммерческих
компаний.
Источниками экологической информации могут быть и другие коммерческие организации,
например, выполняющие измерения характеристик окружающей среды, разрабатывающие цифровые карты на основе геоинформационных систем и т.п.
Существуют международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды.
Под эгидой таких организаций действуют информационные системы, обеспечивающие анализ и хранение экологической информации, получаемой из различных источников,
а также обмен ею в международном масштабе.
Наконец, общественные экологические организации во многих случаях выступают не только как
потребители экологической информации, но и осуществляют ее сбор, анализ и распространение на профессиональном уровне. Такие организации могут служить
источником экологической информации для своих коллег и другой заинтересованной аудитории.
* * *
Далее в этой главе мы подробнее остановимся на двух из перечисленных типов организаций — источников информации.
Сначала мы рассмотрим принципы работы с информацией, характерные для государственных организаций — министерств и ведомств, занятых сбором и обработкой экологической
информации. Рассмотрение основных черт “государственной” информации позволит прояснить некоторые важные положения, касающиеся работы с информацией вообще.
Опираясь на эти положения, мы наметим некоторые характеристики информации “общественной”, которая является результатом работы общественных экологических
организаций. Мы также попытаемся обозначить те “экологические ниши”, в которых информационная работа общественных организаций может быть наиболее эффективной
или актуальной.
Что
можно узнать в государственных органах
Обсуждая проблемы, связанные с экологической информацией, невозможно обойти вопросы, относящиеся к работе
государственных органов — министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также организаций, им подчиненных. В функции многих ведомств входят
сбор, обработка и накопление информации, что и осуществляется ими систематически в масштабах государства. Каждое из них представляет собой сложную
организационную систему, объединяющую множество различных учреждений — территориальных подразделений, лабораторий, научных институтов, информационных
центров. Многие из таких учреждений могут рассматриваться в качестве отдельных источников информации.
Как известно, информацию о состоянии окружающей среды в Российской Федерации накапливают многие
государственные органы. Различные министерства и ведомства ведут собственные наблюдения и собирают сведения о состоянии водного и воздушного бассейнов, подземных
вод и почвенного покрова, минеральных и биологических ресурсов, о защите ресурсов и о различных видах отходов. Для того, чтобы эффективно получать
информацию из этих источников, важно иметь ясное представление о том, какой именно информацией располагают те или иные ведомства. В общем виде наличие
сведений о состоянии окружающей среды и об источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах представлено в таблице 1.
Таблица 1. Наличие в федеральных министерствах и ведомствах сведений о состоянии
окружающей среды и источниках воздействия
– существенный объем информации;
– ограниченная информация / отдельные вопросы.
Сокращения:
КЭ — Госкомэкология, ГМ — Росгидромет, СЭ — департамент Госсанэпиднадзора (Минздрав), ПР — Министерство природных ресурсов РФ, Зем — Роскомзем, Лес —
Рослесхоз, СХ — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой, Стат — Госкомстат.
Из таблицы видно, что экологическая информация, относящаяся к одним и тем же объектам, накапливается
в различных организациях. Может возникнуть естественный вопрос: не дублирует ли информация, скажем, о состоянии поверхностных вод, имеющаяся в Росгидромете,
информацию по тому же вопросу, накапливаемую в системе Госсанэпиднадзора или Госкомэкологии. Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Да, потому что речь идет
буквально об одних и тех же объектах и, более того, Госкомэкология, например, в значительной части использует информацию из Росгидромета. Нет, потому что
собственная информация, получаемая различными ведомствами, не идентична: организация ее сбора и анализа подчинена задачам и функциям каждого ведомства.
Тем, кому часто приходилось обращаться за экологической информацией в государственные органы, хорошо известно, что информация, получаемая и
накапливаемая Росгидрометом, существенным образом отличается от информации, собираемой в системе Госсанэпиднадзора. Отличаются как характер информации
(например, набор определяемых параметров), так и способы ее организации, а также каналы распространения. Поэтому, если необходимо собрать как можно больше
сведений о состоянии того или иного объекта (например, с целью общего анализа ситуации), то разумным будет обратиться сразу в несколько организаций, которые
могут располагать нужной вам информацией. Однако, если необходимы специфические сведения (например, речь идет не о состоянии водного объекта вообще, а о
пригодности воды для питья или возможности использования данного водоема для рыбной ловли), то нужная информация найдется не во всех ведомствах.
Что
такое экологический мониторинг
Одним из важнейших понятий, связанных с экологической информацией, ее получением,
является экологический мониторинг. Согласно классическому определению, экологический мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и
прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей на фоне природных процессов [5]. Эти три составляющих – наблюдение, оценка, прогноз – составляют основу
практически любого определения мониторинга. В некоторых из этих определений особо отмечается то, что результаты мониторинга предназначены для принятия
решений на их основе.
В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд
видов мониторинга. Это, например, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, мониторинг источников антропогенного воздействия, животного
и растительного мира, социально-гигиенический мониторинг. Предметом последнего является состояние здоровья населения, воздействующие на него
факторы состояния окружающей среды и социально-экономическая обстановка. В каждом из этих случаев подразумеваются систематические наблюдения, оценка
фактического и прогноз будущего состояния соответствующего объекта.
С 1993 г. в России предпринимаются усилия по созданию Единой государственной системы
экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая призвана объединить деятельность всех ведомственных служб, занимающихся мониторингом, в рамках единой
информационной системы (см. приложение 2).
На международном уровне действует Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС), которая
координирует усилия национальных организаций, прежде всего, в области мониторинга загрязнений. В рамках ГСМОС выделяют импактный (значительные
воздействия на локальном уровне), региональный и глобальный (фоновый) уровни экологического мониторинга.
Более подробно об экологическом мониторинге рассказано в книге «Как организовать
общественный экологический мониторинг» [6].
Похожие работы на - Информация "государственная" и "общественная"
|