Доступ к экологической информации: права и возможности
Доступ к экологической информации: права и возможности
В контексте информационной работы актуальны вопросы, связанные с правовым обеспечением доступа к
информации, чему мы и посвящаем отдельную главу. В конце главы мы приводим несколько рекомендаций, которым полезно следовать, официально запрашивая
информацию.
Правовые аспекты доступа к экологической информации не относятся к основным темам данной книги.
Останавливаясь на этих вопросах лишь коротко, отметим, что этой теме посвящен ряд специальных публикаций, например практическое руководство “Как защитить
ваши экологические права” [24], содержащее
отдельную главу о праве на доступ к экологической информации.
Прежде всего, процитируем основные положения законодательства, относящиеся к праву на доступ к информации
вообще и экологической информации в частности (см. врезки 3 и 4). Следует отметить особую важность того, что право на доступ к экологической информации закреплено
в Конституции. Конституционные нормы являются нормами прямого действия. Кроме того, согласно Конституции “права и свободы человека являются непосредственно
действующими” [25, ст. 18]. Отметим также, что помимо законов, регулирующих вопросы доступа к
информации, в России принят ряд нормативных актов, касающихся прав граждан вообще и механизмов их защиты. Все они применимы, когда речь идет о праве на
экологическую информацию.
Отказ
в предоставлении информации
Как мы видели, право на доступ к экологической информации закреплено в российском законодательстве на самом
высоком уровне. Тем не менее, в этой области часто возникают проблемы, не имеющие однозначных и простых решений. Нередко общественности приходится
вырабатывать порядок действий в каждом конкретном случае. Ниже мы рассмотрим несколько характерных ситуаций.
Право
на доступ к экологической информации в российском законодательстве
Конституция РФ [25]
Ст. 24. ч.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица
обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не
предусмотрено законом.
Ст. 29. ч.4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом.
Ст. 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на
возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» [26]
Ст. 12. Граждане имеют право: требовать от соответствующих органов предоставления своевременной,
полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; .
Статья 13 устанавливает аналогичное право для общественных объединений.
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» [4]
Ст.10, ч.1. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и
общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.
Ст.12, ч.1. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления,
организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед
владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Похожие работы на - Доступ к экологической информации: права и возможности
|