Защита воздушного бассейна нефтяного региона

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,45 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Защита воздушного бассейна нефтяного региона

Защита воздушного бассейна нефтяного региона

Пастарнак М.П.

Оценка состояния воздушного бассейна нефтяного региона прежде всего включает определение потенциальной опасности его загрязнения в зависимости от природно-климатических факторов.

Атмосфера, как и вся природная среда в целом обладает способностью к самоочищению. Вредные вещества, поступающие в атмосферу от антропогенных источников, оседают на поверхности домов, растений, почвы, вымываются атмосферными осадками или переносятся на значительные расстояния от места выброса. Все эти процессы происходят с помощью ветра и зависят от температуры воздуха, солнечной радиации, атмосферных осадков и других метеорологических факторов.

Основными направлениями решения защиты воздушного бассейна региона от загрязнения является борьба с загрязнением атмосферного воздуха промышленными предприятиями, автотранспортом и теплоэнергетическими установками. Каждое из этих направлений включает соответствующую программу мероприятий, которая в свою очередь состоит из трех основных подпрограмм: совершенствование технологических процессов в целях сокращения выделения вредных отходов; очистка и нейтрализация отходящих газов; разработка градостроительных мероприятий, способствующих уменьшению загрязнения воздушного бассейна.

Наиболее активной формой защиты окружающей среды от вредного воздействия выбросов промышленных предприятий является полный переход к безотходным и малоотходным технологиям и производствам. Это требует решения целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных задач, основанных на использовании новейших научно-технических достижений. Важных направлением экологизации промышленного производства следует считать: совершенствование технологических процессов и разработку нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду; экологическую экспертизу всех видов производств и промышленной продукции; замену токсичных отходов на нетоксичные; замену не утилизируемых отходов на утилизируемые; широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды. В качестве средств защиты атмосферного воздуха применяют пыле - газоочистные сооружения.

Важная роль в защите воздушного бассейна региона должна отводится мероприятиям по рациональному размещению источников загрязнения: вынесение промышленных предприятий из крупных городов в малонаселенные районы с непригодными и малопригодными для сельскохозяйственного использования землями; соблюдение необходимых санитарных разрывов; оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом топографии местности и розы ветров; установление санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий; рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные экологические условия для человека и растений; организация движения транспорта с целью уменьшения выброса токсичных веществ в зонах жилой застройки.

Санитарный разрыв - это расстояние от источников вредных выбросов в атмосферу до границ жилых территорий или другого предприятия; санитарно-защитная зона - территория между границей промышленного узла и границей жилой территории. Размеры санитарно-защитных зон устанавливаются в зависимости от мощности предприятия, условий осуществления технологического процесса, характера и количества выделяемых в окружающую среду вредных веществ.

Предприятия с технологическими процессами, не выделяющими в атмосферу вредных веществ, допускается размещать в пределах жилых районов. При наличии неблагоприятных аэрологических условий для рассеивания производственных выбросов в атмосфере, при отсутствии или недостаточной эффективности очистительных устройств санитарно-защитная зона может быть увеличена, но не более чем в 3 раза.

Размеры санитарно-защитных зон могут быть уменьшены при изменении технологии, совершенствовании технологического процесса и внедрении высокоэффективных и надежных в эксплуатации очистных устройств.

Для максимального ослабления влияния на окружающее население производственных загрязнителей атмосферного воздуха территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена газоустойчивыми породами деревьев и кустарников. Со стороны жилого массива ширина древесно-кустарниковых насаждений должна быть не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м. При прохождении промышленных выбросов через озелененную зону разрыва концентрация содержащихся в них пыли и газов должна уменьшаться вдвое.

Недостаточно продуманная система посадки зеленых насаждений может привести к отрицательному эффекту. Создание сплошного лесного массива в санитарно-защитной зоне при низких источниках выброса вредных веществ, с одной стороны, максимально уменьшается опасность неблагоприятного воздействия предприятия на население, а с другой - в определенных случаях может способствовать возникновению застоя и росту концентраций вредных веществ на самой промышленной площадке в связи с ухудшением естественного проветривания территории.

Для снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта необходима рациональная транспортно-планировочная структура для преодоления двух основных негативных явлений, характерных для современных крупных городов: распыленность грузового движения и высокая загруженность улично-дорожной сети в условиях растущей автомобилизации.

Одним из путей преодоления распыленности грузового движения по территории города является создание систем грузовых дорог. Их прокладка осуществляется вне жилых районов, центров городов и зеленых зон, желательно по территориям санитарно-защитных зон.

Для нефтяного региона перспективно создание скоростных автомобильных дорог, предназначенных для связи между удаленными районами города и центрами системы расселения. Экологическое значение формирования систем скоростных автомобильных дорог заключается в привлечении значительного междугороднего транзита на систему обходных и распределительных кольцевых дорог вокруг территории города, в отведении главных автомобильных потоков от центрального района города.

Кроме наличия в городе рациональной транспортной инфраструктуры необходимо повышение экологических показателей автомобиля за счет проведения комплекса мероприятий по совершенствованию его конструкции и режима эксплуатации. К улучшению экологических показателей автомобиля приводят: повышение его экономичности; замена бензиновых ДВС на дизельные; перевод ДВС на использование альтернативных топлив (сжатый или сжиженный газ, этанол, метанол, водород и др.); применение нейтрализаторов отработавших газов ДВС; совершенствование режима работы ДВС и технического обслуживания автомобиля.

Таким образом, для предотвращения загрязнения воздушного бассейна городов нефтяного региона необходимы как градостроительные так и инженерно-технические мероприятия.

Список литературы

1. Белов С.В., Барабинов Ф.А., Козьяков А.Ф. и др. Охрана окружающей среды. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Биология и современность / Под ред. А.В. Яблокова. - М., 1990.

3. Климатические характеристики условий распространения примесей в атмосфере. Справочное пособие. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983.

4. Смирнов В.И., Кожевников В.С., Гаврилов Г.М. Охрана окружающей среды при проектировании городов. - М., 1981.

5. Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды. - М., Стройиздат, 1988.


Похожие работы на - Защита воздушного бассейна нефтяного региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!