Защита воздушного бассейна нефтяного региона
Защита воздушного бассейна
нефтяного региона
Пастарнак М.П.
Оценка состояния
воздушного бассейна нефтяного региона прежде всего включает определение
потенциальной опасности его загрязнения в зависимости от природно-климатических
факторов.
Атмосфера, как и вся
природная среда в целом обладает способностью к самоочищению. Вредные вещества,
поступающие в атмосферу от антропогенных источников, оседают на поверхности
домов, растений, почвы, вымываются атмосферными осадками или переносятся на
значительные расстояния от места выброса. Все эти процессы происходят с помощью
ветра и зависят от температуры воздуха, солнечной радиации, атмосферных осадков
и других метеорологических факторов.
Основными
направлениями решения защиты воздушного бассейна региона от загрязнения
является борьба с загрязнением атмосферного воздуха промышленными
предприятиями, автотранспортом и теплоэнергетическими установками. Каждое из
этих направлений включает соответствующую программу мероприятий, которая в свою
очередь состоит из трех основных подпрограмм: совершенствование технологических
процессов в целях сокращения выделения вредных отходов; очистка и нейтрализация
отходящих газов; разработка градостроительных мероприятий, способствующих
уменьшению загрязнения воздушного бассейна.
Наиболее активной
формой защиты окружающей среды от вредного воздействия выбросов промышленных
предприятий является полный переход к безотходным и малоотходным технологиям и
производствам. Это требует решения целого комплекса сложных технологических,
конструкторских и организационных задач, основанных на использовании новейших
научно-технических достижений. Важных направлением экологизации промышленного
производства следует считать: совершенствование технологических процессов и
разработку нового оборудования с меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в
окружающую среду; экологическую экспертизу всех видов производств и
промышленной продукции; замену токсичных отходов на нетоксичные; замену не
утилизируемых отходов на утилизируемые; широкое применение дополнительных
методов и средств защиты окружающей среды. В качестве средств защиты
атмосферного воздуха применяют пыле - газоочистные сооружения.
Важная роль в защите
воздушного бассейна региона должна отводится мероприятиям по рациональному
размещению источников загрязнения: вынесение промышленных предприятий из
крупных городов в малонаселенные районы с непригодными и малопригодными для
сельскохозяйственного использования землями; соблюдение необходимых санитарных
разрывов; оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом топографии
местности и розы ветров; установление санитарно-защитных зон вокруг
промышленных предприятий; рациональная планировка городской застройки,
обеспечивающая оптимальные экологические условия для человека и растений;
организация движения транспорта с целью уменьшения выброса токсичных веществ в
зонах жилой застройки.
Санитарный разрыв -
это расстояние от источников вредных выбросов в атмосферу до границ жилых территорий
или другого предприятия; санитарно-защитная зона - территория между границей
промышленного узла и границей жилой территории. Размеры санитарно-защитных зон
устанавливаются в зависимости от мощности предприятия, условий осуществления
технологического процесса, характера и количества выделяемых в окружающую среду
вредных веществ.
Предприятия с
технологическими процессами, не выделяющими в атмосферу вредных веществ,
допускается размещать в пределах жилых районов. При наличии неблагоприятных
аэрологических условий для рассеивания производственных выбросов в атмосфере,
при отсутствии или недостаточной эффективности очистительных устройств
санитарно-защитная зона может быть увеличена, но не более чем в 3 раза.
Размеры
санитарно-защитных зон могут быть уменьшены при изменении технологии,
совершенствовании технологического процесса и внедрении высокоэффективных и
надежных в эксплуатации очистных устройств.
Для максимального
ослабления влияния на окружающее население производственных загрязнителей
атмосферного воздуха территория санитарно-защитной зоны должна быть
благоустроена и озеленена газоустойчивыми породами деревьев и кустарников. Со
стороны жилого массива ширина древесно-кустарниковых насаждений должна быть не
менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м. При прохождении
промышленных выбросов через озелененную зону разрыва концентрация содержащихся
в них пыли и газов должна уменьшаться вдвое.
Недостаточно
продуманная система посадки зеленых насаждений может привести к отрицательному
эффекту. Создание сплошного лесного массива в санитарно-защитной зоне при
низких источниках выброса вредных веществ, с одной стороны, максимально
уменьшается опасность неблагоприятного воздействия предприятия на население, а
с другой - в определенных случаях может способствовать возникновению застоя и
росту концентраций вредных веществ на самой промышленной площадке в связи с
ухудшением естественного проветривания территории.
Для снижения
загрязнения атмосферного воздуха выбросами автомобильного транспорта необходима
рациональная транспортно-планировочная структура для преодоления двух основных
негативных явлений, характерных для современных крупных городов: распыленность
грузового движения и высокая загруженность улично-дорожной сети в условиях
растущей автомобилизации.
Одним из путей
преодоления распыленности грузового движения по территории города является
создание систем грузовых дорог. Их прокладка осуществляется вне жилых районов,
центров городов и зеленых зон, желательно по территориям санитарно-защитных
зон.
Для нефтяного региона
перспективно создание скоростных автомобильных дорог, предназначенных для связи
между удаленными районами города и центрами системы расселения. Экологическое
значение формирования систем скоростных автомобильных дорог заключается в привлечении
значительного междугороднего транзита на систему обходных и распределительных
кольцевых дорог вокруг территории города, в отведении главных автомобильных
потоков от центрального района города.
Кроме наличия в городе
рациональной транспортной инфраструктуры необходимо повышение экологических
показателей автомобиля за счет проведения комплекса мероприятий по
совершенствованию его конструкции и режима эксплуатации. К улучшению
экологических показателей автомобиля приводят: повышение его экономичности;
замена бензиновых ДВС на дизельные; перевод ДВС на использование альтернативных
топлив (сжатый или сжиженный газ, этанол, метанол, водород и др.); применение
нейтрализаторов отработавших газов ДВС; совершенствование режима работы ДВС и
технического обслуживания автомобиля.
Таким образом, для
предотвращения загрязнения воздушного бассейна городов нефтяного региона
необходимы как градостроительные так и инженерно-технические мероприятия.
Список литературы
1. Белов С.В.,
Барабинов Ф.А., Козьяков А.Ф. и др. Охрана окружающей среды. - М.: Высшая
школа, 1991.
2. Биология и
современность / Под ред. А.В. Яблокова. - М., 1990.
3. Климатические
характеристики условий распространения примесей в атмосфере. Справочное
пособие. - Л.: Гидрометеоиздат, 1983.
4. Смирнов В.И.,
Кожевников В.С., Гаврилов Г.М. Охрана окружающей среды при проектировании
городов. - М., 1981.
5. Чистякова С.Б.
Охрана окружающей среды. - М., Стройиздат, 1988.