Христианский этический идеал, мирское благочестие и житейская нравственность
Христианский этический идеал, мирское благочестие и
житейская нравственность
А.А. Гусейнов
Христианское
нравоучение было ориентировано в целом на монастырский идеал нравственности.
Характерно, что при всей практичности и конкретности нравоучения оно выступало
по отношению к мирскому благочестию не в качестве нормы, а в качестве образца и
идеала. "Невыгодной стороной такого монастырского понимания христианской
нравственности, - пишет А.В. Карташев, - явилось то, что мирская христианская
жизнь у русских осталась без своего нравственного идеала. Не было такого
готового идеала и в русском светском обществе, который бы служил дополнением
идеалу монастырскому, наподобие западноевропейского рыцарства, с его культом
личной чести, уважения достоинства в другом человеке и поклонения женщине"
[2]. Проповедь аскетизма и отсутствие учения о мирской христианской морали
создавали "у чутких людей разлад в их совести
1
Очерки по истории русской святости / Сост. иеромонах Иоанн (Кологривов).
Брюссель, 1961, C. 249.
2
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. Т. 1. С. 246-247.
и
порывы к тому, чтобы, хотя перед смертью формально принять монашеское
пострижение" [1]. Это было тем более необходимо, что состояние мирской
нравственности весьма отклонялось от христианского идеала. По данным историков
[2], в средневековой Руси процветали такие пороки, как 1) грубость нравов,
проявляющаяся в грубых развлечениях, жестоких наказаниях и пытках, разбоях и
грабежах, кулачном праве и частых драках и т.д.; 2) семейная распущенность
(разврат, сводничество, наложничество, отсутствие половой стыдливости и т.д.);
3) пьянство. При этом в русском обществе уживались рядом внешняя набожность и
нравственная распущенность. Религиозно-нравственное состояние его было как бы
фарисейским, раздвоенным: внутри циркулировали всевозможные пороки, а снаружи -
удивлявшее иностранцев благочестие. В целом историки констатируют отсутствие
заметного прогресса в нравах русского общества в период с XI по XVII вв.
1
Кaрташев А.В. Очерки но истории русской церкви. С. 247.
2
См.: Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI
и XVII столетии. СПб., 1860: Его же. Очерки нравов великоруского народа. Смесь
христианства с язычеством // Православный собеседник, 1861. Ч. I; Его же.
Очерки великорусских нравов// Христианское чтение, 1880. Ч. II; Преображенский
И.В. Нравственное состояние русского общества в XVI в. М., 1881; Дубакин Д.Н.
Влияние христианства на семейный быт русского общества в период появления
"Домостороя" // Христианское чтение, 1880. Ч. I-И.
Наряду
с монастырским идеалом христианской нравственности в народе создается свой
духовно-нравственный идеал, который можно было бы назвать идеалом
"мирского благочестия" и который оказался запечатленным в таком жанре
народного творчества, как "духовные стихи". Как показал Г.П. Федотов,
в духовных стихах в малейших подробностях представлен "моральный
кодекс" народа, нравственный закон, предписывающий правила должного
поведения и обличающий человеческие грехи и пороки. Этот кодекс "народной
этики" состоял из трех частей: 1) теллурической (от лат. tellus - земля,
почва), предписывающей правила "родового" поведения и порицающей
грехи против матери-земли и законов рода (оскорбление родителей, кровосмешение,
детоубийство, нерадивое отношение к природе И т.п.); 2) ритуальной, связанной с
соблюдением ритуальных норм и церковных обрядов (религиозных праздников,
постов, молитвенных чтений, земных поклонов и т.д.) и 3) каритативной, относящейся
к христианскому закону любви (милосердно-деятельное отношение к ближнему,
особенно отверженному обществом). Наиболее характерным выражением последнего
являлся долг милостыни, представляющий собой необходимую ступень на пути к
спасению. Оценивая соотношение трех частей христианской "народной
этики", Г.П. Федотов приходит к выводу о существовании некоей
"средней формулы христианского благочестия", синтезирующей в себе три
части нравственного закона. "Потаенная милостыня и ночная молитва убивают
все возможности показного, фарисейского благочестия на основе
"иосифлянского" ритуализма. Таков средний, очень смиренный и очень
русский идеал мирского благочестия" [1].
1
Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М.,
1991. С. 91.
Таким
образом, нравственная реальность средневековой Руси включала в себя несколько
уровней этического: 1) монастырский христианский идеал, получающий свое
выражение в "этосе" религиозного подвижничества; 2) христианский
идеал "народной этики" или мирского благочестия, запечатленный в
духовных стихах; и 3) мирскую нравственность, явно отклоняющуюся от
христианских заповедей. Однако, несмотря на эти явные отклонения, мирская жизнь
находилась здесь под таким сильным влиянием христианского нравственного идеала,
которого она уже не сможет иметь в будущем. Идеальные образцы монастырских
добродетелей пользовались в русском народе исключительным почитанием и служили
конкретными нравственно-воспитательными примерами. В дальнейшем, в ходе
секуляризации связь между идеалом и жизнью ослабевает, и этическая мысль имеет
все меньше возможностей непосредственно влиять на нравственное состояние
общества.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru