Школа йогачары и "сокровищница сознания"
Школа йогачары и "сокровищница сознания"
Одним
из наиболее известных представителей школы йогачары был Парамартха (499-569),
родом из Восточной Индии, принес это учение в Китай (546 год) и перевел на
китайский язык семьдесят пять сутр и труды йогачаринов. Парамартха был очень
деятельным человеком и путешествовал по всей стране, читая лекции и давая
учение, в результате чего он приобрел множество преданных учеников, которые и
принялись распространять его идеи. Сто лет спустя Сюань-цзан (650 год),
учившийся у одного из учеников Парамартхи, передал учение Куй-цзи (632-685), а
тот принес йогачару в Японию и назвал ее школой хоссо.
Суть
этой доктрины в том, что определение вещей как реальных, отдельных и
самостоятельных объектов есть результат работы сознания. Мир есть иллюзия, есть
нечто субъективное — продолжение вовне наших внутренних концепций. Восприятие
может оказаться обманчивым или искаженным, как в тех случаях, когда мы видим
мираж или иллюзию, вызванную магией.
Парамартха
полагал, что наши ощущения и представления, передаваемые посредством языка,
только мешают пониманию предметов и явлений, которые мы рассматриваем. Чтобы
изменить такое положение, мы должны понять, что сами придаем вещам некий смысл,
и отказаться от этого, а также избавиться от зависимости от языка. Смысл и
сущность предметов не передаются словами, которыми мы пользуемся, и чтобы
отыскать истинное познающее сознание, мы должны успокоить ум и отказаться от
чувственного восприятия.
«Только
ум» есть «таковость» объекта, неотличимого от других в его истинном состоянии.
Рассматривать объект можно тремя способами. Первый — воображать его как
реальный, самостоятельно существующий, отличный от других. Второй способ связан
с аспектом зависимости, то есть мы исследуем, как одна вещь обусловлена другими
вещами. Третий способ — это признание того, что таковость, или ум, есть
истинная сущность всех предметов. На деле же не существует отдельных предметов,
и даже сознание в конечном итоге тоже является иллюзией. Есть только чистый ум.
И эту истинную реальность, или таковость, можно познать в медитации.
Видимая
устойчивость феноменов и мира требовала объяснения, что и объяснялось в
йогачаре как алая — «сокровищница сознания». Чувственные восприятия
накапливаются в глубинном слое сознания, известном как «сокровищница», и там
они объединяются с родственными видами восприятия, чтобы порождать другие
уровни восприятия и концепции, снова уходящие вглубь и там накапливающиеся.
«Сокровищница
сознания» пропитывает и пронизывает все, что мы испытываем. Например, когда вы
идете в магазин одежды, вы чувствуете запах, характерный для этого магазина.
Пока вы находитесь там, он воздействует на ваше обоняние. Вы приносите частицу
этого запаха домой вместе с купленной одеждой, и она какое-то время сохраняет
запах магазина. Нечто в этом роде представляет собой и «сокровищница сознания»
— это как бы сильный запах, который постоянно пропитывает все, что мы делаем и
думаем.
В
результате все наши поступки, хорошие и плохие, подвержены воздействию
«сокровищницы сознания». А эти поступки, в свою очередь, влияют на мир, который
неизбежно воздействует на нас, так что снежный ком восприятий и концепций все
разрастается. Это некая основанная на «сокровищнице сознания» цепочка
взаимовоздействий, обладающая обратной связью и придающая миру устойчивость.
«Сокровищница
сознания» может быть рассеяна посредством медитации. Мы учимся сознавать
относительность мира. Все есть ум, а ум пуст, он не обладает никакой
материальной субстанцией. Иллюзия кажется реальной, реальность же — иллюзия.
Таким образом, медитация показывает практикующему, что, хотя иллюзия и выглядит
как подлинная реальность, на самом деле ничего реального не существует.
Учение
йогачары сначала посредством медитации погружает учеников в иллюзию, а затем
выводит из нее к свободе. Мадхьямика ведет своих последователей путем
рассуждений и философии, а затем освобождает, показывая, что рассуждения и
философия — пусты. Обе школы оставались в пределах срединного пути, обе были
убедительны и эффективны в объяснении взглядов махаяны и каждая являлась частью
махаяны как целого. И в своем последующем развитии буддийское учение
использовало их концепции как трамплин для прыжка в пустоту — в основание
махаяны.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru