Хинаяна в жизни людей
Хинаяна в жизни людей
Первоначально
хинаяна являлась философским учением только для монахов, но в силу
развивавшейся традиции превратилась в массовое религиозное учение и заняла
таким образом определённое место в жизни населения буддийских стран. Монахи
продолжали следовать основному пути, чтобы стать архатами, а теперь и миряне
могли практиковать буддизм, продолжая жить со своей семьёй и не приносить
обетов. Отныне буддийское учение хинаяны руководило простыми людьми, направляя
их к честной, полноценной и счастливой жизни и обещая при этом, что следующее
их рождение будет более удачным.
Цели
мирян были куда скромнее целей монахов, но и миряне должны были искренне
следовать заповедям буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лги,
не употребляй спиртных напитков и наркотических веществ. Как и монахи, они тоже
искали прибежища в Будде, дхарме и сангхе. Принятие прибежища в Будде означает,
что человек впредь будет уважать и почитать Будду как некое просветленное
существо, способное привести каждого к великой мудрости.
Принятие
прибежища в дхарме включает в себя изучение наставлений Будды, хотя миряне,
разумеется, вникают в них далеко не так подробно и глубоко, как монахи. Тем не
менее миряне начали учиться медитации и контролю над собственными желаниями,
несмотря на то что в своем стремлении они были менее истовы, чем монахи. Монахи
учили простых людей сосредоточению и ритуалам, которые могли постепенно вывести
их на путь полного просветления. Раз в неделю люди приходили в ближайший
монастырь, чтобы медитировать вместе с монахами и присутствовать на ритуалах,
которые помогали им тренировать внимание и проницательность, а также приносили
покой и радость. В такие дни они не принимали пищу после полудня, носили самую
простую одежду без украшений и садились прямо на пол, отказываясь от мягкой
мебели и прочих удобств. Так понемногу миряне учились преодолевать страдания,
уменьшая свои желания и начиная осознавать причины разнообразных проблем.
Принять
прибежище в сангхе — это значит прежде всего помогать монахам и монастырям,
оказывая им материальную и финансовую поддержку. Если человек подает монаху еду
или деньги, он тем самым накапливает определенные заслуги, которые приведут его
к более высокому рождению в следующей жизни. Таким образом мирян поощряли к
добросовестному труду и накоплению богатства, но лишь в той мере, в какой это
соответствовало принятым ими обетам. Ибо уровень материального благосостояния
человека определял и количество подношений сангхе, существовавшей исключительно
на пожертвования мирян.
От
царей, как и от простых людей, тоже ожидали поддержки для сангхи сообразно
состоянию царской казны. Поэтому цари строили монастыри, храмы и всячески
помогали монашеским общинам. В ответ монахи учили их медитациям и открывали
перед правителями перспективу просветления, что помогало царям править мудро и
рассудительно, так что их царства процветали.
Близость
монастырей к правителям возлагала на монахов большую ответственность.
Монашеский устав требовал, чтобы монахи создавали буддийские школы для детей,
где они не только слушали бы духовные наставления, но и учились бы читать и
писать. В сезон дождей, когда работы на полях и в садах приостанавливались,
крестьяне посылали своих сыновей в монастыри. Мальчикам брили головы и одевали
их в монашеские одежды. Многие из них позже решали сменить образ жизни и стать
настоящими монахами. Но большинство, конечно, возвращались домой, обогатившись
знаниями и новым опытом.
Буддизм
хинаяны до сих пор практикуется в некоторых странах Юго-Восточной Азии, и
монастыри там играют важную роль в повседневной жизни. Но само буддийское
учение на своем пути совершило весьма значительный поворот, и его либеральное
направление развилось в учение махаяны.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru