Сократ. Искусство дружбы
Сократ. Искусство дружбы
Татьяна Красильникова
Все
мы мечтаем о дружбе, о настоящих, доверительных отношениях, о близких, родных
людях, которые понимали и, главное, принимали бы нас такими, какие мы есть.
Иногда нам кажется, что это невозможно, что настоящая дружба и великая любовь
только в романах и кино, а в жизни... Нет, жизнь — это другое.
Странная
вещь получается. Время, в которое мы живем, — время побед в области средств
коммуникации. Мобильные телефоны, Интернет, электронная почта — все есть,
пользуйся на здоровье... Но отчего-то эти технические средства, раздвигающие
границы пространства и времени, не делают нас ближе, а наоборот, мы становимся
более закрытыми и, сами того не замечая, в стремительной гонке нашей жизни
привыкаем довольствоваться поверхностными отношениями.
А
как же мы тогда узнаем себя, кто скажет правду, которая иногда хоть и
неприятна, но, как горькое лекарство, полезна? «Исцеляю Дружбой» — такое
объявление мы вряд ли прочтем в какой-нибудь газете.
Aфины,
пятый век до нашей эры — время Перикла и Фидия, Софокла и Калликрата, золотой
век греческой культуры. В бедной, по афинским меркам, семье каменотеса и
повитухи родился мальчик, Сократ... Кто тогда мог предположить, что имя это
станет известно не только в Афинах, но и далеко за пределами славного города,
что многие, отправляясь в дальний путь, будут мечтать встретиться, а если
посчастливится, и побеседовать с этим человеком?
Поразительно,
что при всей популярности Сократ всегда оставался простым человеком: он никогда
не записывал свои мысли, не менял скромного образа жизни и не любил, когда его
называли учителем.
Внешность
Сократа сложно назвать привлекательной, скорее, он был некрасив. И свое место в
жизни нашел не сразу: к философии он обратился поздно — годам к сорока. А до
этого успел попробовать себя в профессии отца (не без некоторых успехов),
участвовал в трех военных компаниях и приобрел славу смелого и отважного воина,
слушал лекции афинских мудрецов. Но, тем не менее, особыми талантами похвастаться
не мог — он не писал поэм, не побеждал на Олимпийских играх, не владел
тонкостями ораторского искусства. Сократ не обладал ничем из того, что ценили в
то время люди. Но один бесценный дар у него был — дар собеседника. Умение
слушать и слышать, задавать вопросы, отыскивать единственно верный путь в
лабиринтах мысли и, после долгого «путешествия» по ним, вместе с человеком
открывать истину — все то, что потом назвали искусством диалога.
Лекторской
кафедрой для Сократа служил весь город: иногда Агора — рыночная площадь, иногда
лавка ремесленника, иногда обычная афинская улочка с видом на величественный
Парфенон. Его собеседником мог стать любой — Сократ не делал различий между
людьми: «...да будет вам известно, что ему совершенно неважно, красив человек или
нет, — вы даже не представляете себе, до какой степени это безразлично ему, —
богат ли он и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое
превозносит толпа» (Платон, «Пир»).
Pазными
путями приходили к Сократу его друзья и ученики.
Как-то,
разговорившись с незнакомым молодым человеком, он поинтересовался:
—
Куда нужно идти за мукой и за маслом?
—
На рынок! — бойко ответил юноша.
—
А за мудростью и добродетелью?
—
???
—
Иди за мной, я покажу! — пообещал Сократ.
С
этого вопроса началась история отношений Сократа и Ксенофонта. Который стал не
только ревностным, внимательным и любящим слушателем, но и биографом, другом и
учеником философа.
«Когда
я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся
корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы... он приводил меня часто
в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу» — под
этими словами Алкивиада могли бы подписаться многие собеседники Сократа.
Повезло
же жителям Афин — с ними рядом был такой друг!
Вы
случайно не знаете таких магазинов, где можно было бы купить книгу под
названием «Как дружить» или «Как создать узы»? Вот и я не знаю... Простота и
скромность — это лишь внешние черты Сократа, но за ними чувствуется огромное
стремление помочь найти ответы на, может, даже не до конца сформулированные
вопросы. Есть вопросы о разном, а есть о главном: «кто я?», «куда иду?», «для
чего пришел в этот мир?», «как стать счастливым?». Сократ учил задавать
вопросы, не убегая в абстракции, не прячась за общепринятые истины. Разговор
всегда начинался, на первый взгляд, с незначительного (как с Ксенофонтом). Но
во время диалога Сократ помогал собеседнику прийти к очень важному осознанию:
часто, думая, что знаем, мы имеем лишь поверхностное представление или мнение о
чем-то, а опыт и знание — это совсем другое. Девиз Сократа «Я знаю только то,
что ничего не знаю» поможет, если действительно хочешь узнать что-то
по-настоящему. «Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а
потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему,
познавать — означает восстанавливать знания, тебе уже принадлежавшие. Называя
это припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово» (Платон,
«Федон»). Помощь Сократа в припоминании состояла в еще одном умении, очень
редком сейчас, — умении слушать. Слушая, услышать то, что хочет сказать тебе
собеседник. Не перебивать, не торопиться высказать свою точку зрения.
Все
это и называется диалогом.
Диалог
от Сократа — это путешествие по лабиринту своей души с тем, кто не будет путать
тебя еще больше, а, наоборот, покажет путь, хотя он вряд ли окажется легким. В
детстве, не умея ходить, мы всегда держались за руку наших родителей, которые
бережно, с любовью и терпением, учили нас делать первые шаги. Это и есть метод
Сократа: помочь научиться познавать себя — шаг за шагом, не боясь при этом
увидеть те или иные недостатки, относясь с юмором к временным неудачам, у
которых, как у монет, есть и другая сторона — опыт. Единственное, что дает
знание жизни, а не теоретическое представление о ней.
Как
просто и как сложно признать, что, несмотря на все возможности современной
коммуникации, нам очень не хватает руки Сократа... и того, кто укажет нам
дорогу не только на рынок.
Один
из учеников спросил Сократа:
—
Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты
всегда в хорошем настроении.
Сократ
ответил:
—
Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы это утратил.
Спросил
Сократ Критона:
—
В чем, по-твоему, сущность философа?
—
В разуме.
—
А в чем еще? Не в том ли, что истина — смысл его жизни?
—
И в этом тоже.
—
Тогда ответь: запершись в четырех стенах мы ищем и находим истину или же в
споре с людьми?
—
Споря, конечно.
—
Так не кажется ли тебе, что возможность спорить и свободно говорить необходима
философу так же, как воздух для дыхания человеку?
Гетера
Ламия сказала с улыбкой:
—
Поклонники твоей мудрости, Сократ, не расстаются с тобой. И все-таки я сильнее
тебя: ведь ты не можешь отбить у меня моих друзей, а я, стоит мне захотеть,
переманю к себе твоих.
Сократ
ответил:
—
Вполне понятно: ведь ты ведешь их под гору порока, а я заставляю карабкаться на
гору добродетели, а это слишком трудная дорога.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru