Категория "гуманность" (жэнь\): любовь к людям и гармония мира
Категория "гуманность" (жэнь): любовь к
людям и гармония мира
А.А. Гусейнов
"Жэнь1"
- "гуманность", "человечность", "истинно-человеческое
(начало)", "человеколюбие", "милосердие",
"доброта", "дружелюбие", "беспристрастность",
англ. "(co-)humanky",
"humaneness", "human-heartedness", "true
manhood", "benevolence", "goodness",
"charity", "perfect virtue", "(benevolent) love",
"altruism", "authoritative person", фр. "bonte",
"charite", "bienveillance", нем. "Gute",
"Wohlwollen" - одна из основополагающих категорий китайской философии
и традиционной духовной культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1)
морально-психологический - "[родственная] любовь-жалость к людям" (ай
жэнь), стоящая в одном ряду с "должной справедливостью" (и),
ритуальной "благопристойностью" (ли3), "разумностью"
(чжи4), "благонадежностью" (синъ2); 2) социально-этический -
совокупность всех видов правильного отношения к другому человеку и обществу; 3)
этико-метафизический - "приязнь к вещам" (ай у), т.е.
симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим,
включая неодушевленные предметы.
Этимологическое
значение "жэнь1" - "человек и человек" или "человек
среди людей". Хотя иероглиф "жэнь" в смысле "доброта
правителя к подданным" присутствует в современных текстах канонизированной
конфуцианцами доконфуцианской классики ("Шу цзин", "Ши
цзин"), возможно, он был не только терминологизиро-ван, но и искусственно
создан Конфуцием, а затем включен в указанные тексты. С чрезвычайно редким
употреблением "жэни" в доконфуцианских памятниках резко контрастирует
его изобилие в "Лунь юе", где, как отметил Чэнь Юнцзе, он использован
105 раз в 58 параграфах из 499, т.е. ему посвящены более чем 10, процентов
текста. Отсюда Чэнь Юнцзе заключал, что "до появления Конфуция китайцы не
выработали понятия общей добродетели", а таковым впервые выступило
"жэнь1" у Конфуция [1].
1 Chan Wingtsit. Chinese and Western
Interpretation of Jen (Humanity) // Journal of Chinese Philosophy. 1975.
Vol. 2. P. 107.
В
конфуцианстве это понятие, действительно, сразу стало центральной категорией,
определявшейся, с одной стороны, как спокой но-самодостаточная "любовь к
людям", рождающая правильный баланс любви и ненависти ("Лунь юй",
XII, 22, IV 2, 3, VI, 21/22; "Мэн-цзы", IV Б, 28, VII Б, 46, VII Б,
1), а с другой - как "преодоление себя и возвращение к ритуальной
благопристойности" (кэ цзи фу ли), реализующее "золотое правило"
морали: "не навязывать другим того, чего не желаешь себе",
"упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на
то, на что желаешь подвигнуться сам" ("Лунь юй", XII, 1/2, VI,
28/30).
У
Конфуция жэнь1 представлялось специфическим атрибутом "благородного
мужа" (цзюнь цзы), не присущим "ничтожному человеку" (сяо жэнь)
("Лунь юй", IV, 5, XIV, 6/7, 28/30), но уже у его ближайших
последователей оно стало не только долгом правителя, но и универсальным началом
человеческой личности и отношений между людьми ("Чжун юн", § 20;
"Мэн-цзы", III А, 4, VII Б, 16; "Ли цзи", гл. 7/9). Мэн-цзы
усмотрел источник жэнь в полностью лишенном желания вредить другим людям,
реагирующем с чувственной непосредственностью, соболезнующем и сострадающем
"сердце" (синь), без которого человек перестает быть таковым, и поэтому
сформулировал омонимичную максиму "Гуманность (жэнь1) - это человек
(жэнь)", детализированную в дефинициях: "Обретение (дэ1) человека для
Поднебесной называется гуманностью" и "Гуманность - это сердце
человека" ("Мэн-цзы", II А, 6, VI А, 6, VII Б, 3i, 16, III A, VI
А, 11). Следствием "гуманного [отношения к] людям" (жэнь минь)
философ считал "любовь [к миру] вещей" (айу), т.е. всему сущему
("Мэн-цзы, VII А, 45). Он также обобщил суждения "Лунь юя" о
социально-политической значимости жэнь как фактора "умиротворения"
(пин) и упорядочения (чжи8) Поднебесной" в понятии "жэнь чжэн" -
"гуманное правление". ("Мэн-цзы", I А,5, I Б, 11, 12, II А,
1, III А,3,4, IV A, 11, 14/15), ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской
ортодоксии.
В
"Мо-цзы" даны определения: "Гуманность - это любовь,
[соединяющая отдельные] телесные сущности (ти ай)" и "Гуманность -
это гуманнизирующая любовь" (гл. 40,43), - обусловленные общим мо-истским
пониманием жэнь1 как компонента предписываемого волей Неба единения Поднебесной
посредством "объединяющей (цзянь1) взаимной любви и связующей взаимной
пользы-выгоды" (гл. 26, 35).
В
раннем даосизме жэнь подверглось критике как искусственное образование, не
свойственное природе ("небу и земле"), продукт деградации дао и дэ
("Дао дэ цзин", § 38). В "Дао дэ цзине" (§ 8) жэнь]
признано благотворной основой общения людей, а в "Чжуан-цзы" (гл. 12)
распространено и на неживую природу: "Любовь к людям (ай жэнь) и
принесение пользы вещам (ли у) называется гуманностью".
Дун
Чжуншу сделал шаг к онтологизации "гуманности", объявив ее
"небесным сердцам (тянь синь), которое любит людей", воплощением
"воли Неба" (тянь чжи) в человеческом теле и результатом
"преобразования" (хуа) "пневмы" (ци) крови ("Чунь цю
фань лу", цз. 6, гл. 17-18).
В
позднем даосизме, философии сюанъ-сюэ и буддизме жэнь стало играть роль одной
из важнейших добродетелей - милосердия, преодолевающего барьер между
"я" и "не-я" (у во).
Неоконфуцианцы
под влиянием Хань Юя расширили онтологическое содержание понятия
"гуманность". Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Янмин и др. усматривали в ней
как атрибут неба (тянь), органическую единосущность индивида со всем
мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь физическому параличу
("паралич" - медицинский смысл выражения "бу жэнь",
буквально означающего "негуманность"). Ван Янмин утверждал, что жэнь]
"образует единое тело (тем) с камнем и черепицей" ("Да сюэ
вэнь" - "Вопросы к "Великому учению"").
В
трактовках жэнь неоконфуцианскими мыслителями конца империи отразились
особенности восприятия ими западной научной мысли.
Кан
Ювэй оригинальным образом подытожил многовековое осмысление этой категории в
китайской философской традиции и с помощью доступных ему сведений о науке
Запада стал трактовать жэнь] как проявление универсальной космической
взаимосвязи. В своем важнейшем сочинении "Да тун шу" ("Книги о
Великом единении"), идентифицировав жэнъ] с эфиром и-тай, он утверждал,
что первосубстанция мироздания - "изначальная пневма" (юань ци), представляющая
собой Великую тайну (тай сюань), образует в каждой вещи, в том числе небе и
человеке, сочетание духовного, душевного, ментального, интеллектуального,
сознающего, разумного, "светло-благодатного" (шэнь1, цзин2, лин1,
хунъ, чжи, чжи4, мин дэ) начала с симпатической энергетикой, проявляющейся в
качестве электричества, магнетизма, притяжения и "не выносящей" (бу
жэнъ1) чужих страданий (см. "Мэн-цзы", I А,7, II А,6, VII Б,31)
"гуманностью".
Признавший
себя учеником Кан Ювэя Тань Сытун первым в Китае посвятил жэнь1 специальную
книгу - свое главное произведение "Жэнъ сюэ" ("Учение о
гуманности" или "Гуманность и учение"), в котором, максимально
развив идеи учителя, опять-таки "впервые стал рассматривать жэнь1 не как
только свойство действительности, а как саму действительность" [1]. Он
представил жэнь1 единой (и3) и изначальной (юанъ1) общемировой субстанцией -
эфиром (и-тай), проявляющимся, с одной стороны, в виде атмосферного
электричества (дянь), силы тяготения (си ли), химического сродства (аи ли -
буквально: "силы любви"), конфуцианской "[индивидуальной"
природы" (син2) и буддийского "[всеобъемлющего] океана природных
стихий (bhutatathata)", а с другой - психики (синь ли - буквально:
"силы сердца"), интеллекта (вэй синь), сознания (вэй ши - буддийских
vijnanamatra, cittamatra), буддийского "сочувствия и милосердия" (цы
бэй), моистской "объединяющей любви" (цзянь ай), христианской
"духовности" (лин хунь) и "любви к другому человеку (ай жэнъ),
как к себе".
1 Chan Wing-tsit. A. Source Book in
Chinese Philosophy. Princeton; L., 1963. P. 738.
Философы
XX в., интерпретирующие классические китайские доктрины, истолковывают жэнь1 в
изначальном конфуцианстве как сознательное следование этическим нормам (Ху Ши)
или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шумин), а в неоконфуцианстве - как
принцип "моральной метафизики" (дао-дэ ды син-шан-сюэ), выражающий
самосозидающее личностное начало (Фэн Юлань, Моу Цзунсань, Ду Вэймин)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru