Религиозно-мистическая философия «Всеединства» и «Богочеловечества» («Богочело-века») В.С. Соловьева (1853–1900)
Религиозно-мистическая философия «Всеединства» и
«Богочеловечества» («Богочеловека») В.С. Соловьева (1853–1900)
Выдающуюся роль в развитии русской философской мысли
XIX века сыграл Владимир Сергеевич Соловьев, религиозный философ-мистик и поэт.
Он создал свою оригинальную философскую систему,
получившая название «Философия Всеединства» и «Учение о Богочеловечестве». Она
носила ярко выраженный религиозный, мистический характер. В его поэзии также
преобладали религиозно-мистические, философские мотивы.
Исходной идеей учения о Всеединстве является положение
о том, что «Бог есть все, то есть, что все в положительном смысле или единство
всех составляет предмет собственное содержание, предмет или объективную
сущность» [2, c. 109]. Другими словами, Бог есть Универсум. Кроме того, Бог
есть Абсолютный субъект, все творящий из себя и дающий содержание всему
существующему, в том числе и природному миру. Субстанция Бога заключается в
том, чтобы быть всем или единством всего в вечном внутреннем акте»
(Бога-субъекта). Сущность Бога по своему содержанию носит идеальный характер,
который действенен. Его действенность заключается в том, что он везде
утверждает себя, устраняя дуализм идеально-духовной и природной реальности.
Поэтому он един не только в себе, но и во всем другом, что им порождается как
Универсальным субъектом. В этом и состоит Всеединство Бога [2, c. 114].
«Всеединство» нигде и ни в чем не расщепляется, а присутствует всегда.
Второй постулат его философии «Всеединства» состоит в
том, что Бог есть первоначало, Первый образ всего существующего, его одного. В
качестве первосущности Бог выступает как Отец, что и подчеркивает его
абсолютное выражение как субъекта. Абсолют Бога как субъекта (Отца) выражается
трояко:
1) он полагает все (творит), поскольку он уже обладает
содержанием этого акта творения;
2) само полагание есть осуществление абсолютного
содержания Бога как субъекта;
3) Бог как Абсолют сохраняет и утверждает себя в этом
содержании, которое есть результат деятельности Бога как субъекта [2, c. 117].
Всеединство Бога в реальности проявляется в форме
триединства:
1) как первоначало всего он есть Бог – отец;
2) Бог – слово, которым изрекается Божественная
Мудрость, София;
3) святой дух (нематериальная сущность Бога.
Все эти три ипостаси Бога Абсолюта (Всеединство Бога в
себе), и как своего другого, проявляется через волю как движущую силу Бога.
Закономерно возникает в философии В.С. Соловьева и такой фундаментально
значимый вопрос – что же является телом Бога как Абсолюта? Он приходит к
выводу, что таким телом является София. Он замечает: «София есть тело Божия,
материя Божества», его идеальной сущности [2, c. 139].
Бог как Абсолютное Всеединство приобретает особую
форму бытия в виде мировой души, которая и активна, и самостоятельна, «можем
сама избирать предмет своего жизненного устремления. Она всем обладает,
беспредельная потенция бытия в ней удовлетворена, но не безусловно и потому не
окончательно». Почему же? Потому, что Мировая Душа не имеет в себе собственного
начала. Чтобы стать реальностью, она должна воспринять божественное начало,
которое и становится ее содержанием, хотя и творчески усвоенным. Но как только
Мировая Душа пытается отпасть от Божественного всеединства бытия, она теряет
свободу и свою власть над собой. «Обособляясь, она отнимает себя у всего, она
перестает объединять всех» [2, c. 164]. Мировой душе принадлежит важная роль –
объединять всех вокруг ценности Абсолютного Всеединства Бога. Также и природа,
если она отпадает от Божественного единства, является «хаосом природных
элементов».
Как подлинный философ В.С. Соловьев ставит вопрос о
сущности мирового процесса. По его мнению, «постепенная реализация идеального
всеединства составляет смысл мирового процесса» [2, c. 165], а природа
составляет необходимую стадию в этом процессе. После того, как Мировая Душа и
объединяемый ею природный мир отпали от Божественной идеи и ее начала, природа
распалась «на множество враждующих элементов». То есть, утратило единство
внутри себя и единство с Божественным началом (Всеединством). Чтобы утраченное
единство возродилось в форме абсолютного организма, в мировом природном
процессе должно пройти и проходят три ступени:
1) космическая материя под воздействием сил тяготения
стягивается в великие космические тела – эпоха звездная или астральная;
2) когда эти тела становятся базисом для развития
более сложных сил (форм мирового процесса) – теплота, свет, магнетизм,
электричество, химизм. Создается целостная гармоническая система;
3) наконец, третья ступень, благодаря всепроникающему
эфиру, как чистой среды единства, приобретает форму бытия в виде жизни
организма (живой природы).
Такова своеобразная натурфилософия В.С. Соловьева, не
лишенная черт эволюционности. Он был сторонником создания единства естественных
наук (которые он хорошо знал), религии и философии, которые по своему
раскрывают Всеединство Божественного начала во всем. Но природа, в том числе
живая, лишь начало, внешняя оболочка для Божественной идеи всеединства. Лишь в
человеке, как телесном, разумном и духовном существе, Мировая Душа впервые
внутреннее соединяется с Божественным Логосом. А сознание человека есть сфера,
где природа перерастает себя и переходит в область Абсолютного, возможного
достижения Всеединства. Почему же именно в человеке и посредством человека
возможно восстановление утраченного Всеединства? Прежде всего потому, что
«человек – образ и подобие Божие». Во-вторых, «сознание человека несет в себе
вечную божественную идею», «в идеальном сознании человек имеет дух божий.
Человек обладает безусловной, но формальной свободой беспредельного
человеческого «Я», поскольку он представляет подобие Божие» [2, c. 171].
В-третьих, потому что «человек имеет ту же внутреннюю сущность жизни –
всеединство, которую имеет и Бог». Но самое главное, что человек как активное,
действующее существо, свободен восхотеть иметь ее как Бог. «Он хочет сам
овладеть ею или усвоит ее» [2, c. 172]. То есть, человек как сознательно
духовное существо потенциально может возродить в себе всеединство. А как
телесное существо человек «есть посредник между Богом и материей», является
проводником ввсеединящего божественного начала. Человек как творение Бога,
«первый человек» Адам, предстает вначале как целостное телесное и
духовно-сознательное существо:
1) как телесное существо он предстает как стихия
материального бытия (природы), подчиняющаяся животным инстинктам;
2) как сознательное существо он несет в себе понимание
всеединства, связующего его с Богом;
3) он является свободным «Я», могущим определять себя
по отношению к двум сторонам своего существа, утвердить себя в той или другой
среде.
Почему же «первый человек» Адам, как творение Бога, не
в силах выразить, представить и воплотить в себе Всеединство? Потому что,
считает Вл. Соловьев, он отпал от Идеи Бога, от Самого Бога, утратил свою
первоначальную сущность, причем по собственной воле. Утратив единство с Богом,
человек сталкивается с трагедией и разорванностью своего бытия. Что же
послужило причиной такого трагического падения человека, утраты в себе
Всеединства? Ведь Бог не понуждал, не склонял к такому падению. Отпадение от
Бога и его сущности и есть грех. Что же приводит к грехопадению человека и
всего человечества (весь мир человеческий живет во грехе)? Не установив причины
и не устранив ее, невозможно возродить и восстановить всеединство как таковое,
и всеединство человека и Бога. В начале своей истории, в первобытном состоянии,
человек еще находится в единстве с божественным началом, в единстве жизни,
поскольку природа подчиняется тоже Божественному началу. Первобытный человек
еще бездуховен. Но как только человек становится духовным существом, наделенным
еще и волей, его и подстерегает грехопадение. Поэтому, по идее Вл. Соловьева,
грехопадение начинается с падения духа, дух человеческий становится греховным,
а отсюда и меняется характер отношения телесного и духовного в человеке. Ведь
сознание и дух первого человека отпадают от Бога, а не его тело. Квинтэссенцией
отпадения от Бога и его Божественной сущности (Святого Духа) является эгоизм,
который и становится источником зла, претендующего на универсальность. Более
того, В.С. Соловьев подчеркивает, что источник эгоизма и зла находится внутри
человека, а не вне его. Они порождаются внутренней волей субъекта, его
субъективной свободой. «Зло есть свободное произведение индивидуальных
существ», – подчеркивает философ [2, c. 156]. Причиной грехопадения, а значит –
эгоизма и зла, – являются соблазны, которым подвергается человек и которым он
внутренне откликается и принимает. Каковы же соблазны, перед которыми не устоял
«первый человек»? Первым соблазном является материальное благо, которое он
считает целью и предпочитает духовному благу. Жизненным принципом «оскудевшей
души» первого человека становится «хлебом единым». А инстинктивная, животная,
телесная природа наиболее этому соответствует. Причем, человек добровольно и
свободно отдается этому влечению, не осознавая, что оно ведет к эгоизму и к
злу. Так возникает рабство плоти.
Второй причиной грехопадения и зла явилось «искушение
– сделать свою силу, данную ему Богом, орудием самоутверждения себя как Бога»
(Буквально – «Человек возомнил себя Богом»). Им овладела гордыня, которая по
происхождению является «грехом ума». Человек как бы возвышается над Богом (он
уже не смиренный раб Божий).
Третьим, последним и самым сильным искушением для
первого человека явился соблазн утвердить «свое владычество над миром» во что
бы то ни стало. Достижение этой цели возможно единственным средством – насилием
над миром и над другими людьми. Соловьев подчеркивает, что в этом случае зло
становится сильнее блага. Это поклонение началу зла, которое владычествует над
миром. Для человеческой воли ставится дилемма – «чему она верит: силе Божьей
или силе зла?». И первый человек, отпавший от Бога и сокрушенный соблазнами,
начинает больше верить силе зла, надеяться больше на насилие, а не на миролюбие
и любовь к ближнему. «Он – падший Ангел, но не Ангел, служащий Богу» [2, c. 191].
После этого акта грехопадения, реализуемого через множество отдельных,
индивидуальных, личностных актов, сама человеческая жизнь и сама человеческая
история приобрела трагический характер. И сами люди без новой силы и нового
«идеала человека» не в состоянии ее прервать, не могут восстановить Всеединство
с Богом.
И все же В.С. Соловьев верит в исторический прогресс,
целью которого является восстановление и возрождение утраченного Всеединства с
Богом, что и является подлинным смыслом и мотивом всей мировой истории. Но это
задача может быть решена, если появится новый тип человека – «Богочеловек», а
человечество станет «Богочеловечеством», образцы которого и начала мы находим в
облике и личности Иисуса Христа. Так рождается у В.С. Соловьева концепция
«Богочеловека» и «Богочеловечества».
По философской версии В.С. Соловьева Иисус Христос –
особая личность. Он воплощает в себе и черты божественные, и черты
человеческие. Он рожден от непорочного зачатия, «от святого духа». Он сын
Божий, в котором в конкретной, индивидуальной форме воплощается Божественный
дух, Божественная воля, Божественная Мудрость, Божественная истина и Слово. Бог
в душе И. Христа возрождается как Божественное откровение во всей чистоте.
Более того, Бог-Логос рождается в душе И. Христа заново, тем самым
ликвидируется отпадение от Бога.
Но кроме того, И. Христос и сын человеческий. Он лишь
зачат непорочно, но рожден от женщины Девы Марии. И. Христу как суну
человеческому ничто человеческое не чуждо. Он также подвержен искушениям. Но
благодаря Божественному духу и Божественной воле он их преодолевает. Он
исповедует иной принцип жизни – «не хлебом единым жив человек», который
помогает преодолеть искушение плоти. Он преодолевает гордыню ума – он служит
Богу и человечеству, силам небесным, он – ангел и «раб божий». Цель его жизни –
воплощение послания Бога, его откровения, которые он вложил в его уста. Он
Богочеловек, воспринявший человеческую натуру. Он добровольно, «свободно
отрекается от славы Божьей», «он принимает на себя знак раба», «он в своей душе
находит место для Бога». Он добровольно подчиняется служению истинному Богу [2,
c. 189–191].
Он обладает особым самосознанием – осознанием в себе
как субъекте, как личности, Божественного начала. Он ощущает на себе
историческую миссию – помочь людям вернуться к Богу, преодолеть отпадение от
Бога. Для этого И. Христос использует не силу, не насилие, не принуждение, а
силу убеждения и любовь, направленную на людей, которые генетически несут в
себе черты «первого Адама». Поэтому каждый человек может приблизиться к идеалу
Богочеловека, воплощенному в лике И. Христа. Но без веры в Бога и учение И.
Христа это невозможно. В.С. Соловьев проницательно замечает, что это
–достижимо, если человек преобразует себя, если он не просто воспримет свободно
идеи и учение И. Христа, но найдет место для Божественного начала в себе, в
своей душе и только в душе, а не в теле. Соловьев замечает, что телом Христовым
до его воскрешения в пределах земного бытия является церковь. Что же он
понимает под Богочеловечеством? Это – «человечество,воссоединившееся с
божественным началом через посредство И. Христа» [2, с. 194] в94]. Это – та
задача, которую призвано решить человечество, чтобы сохранить себя как таковое.
Поэтому В.С. Соловьев считает, что его философия и учение о Всеединстве,
Богочеловеке и Богочеловечестве не умозрительная философия, а связана с жизнью,
с жизнью каждого индивида, поскольку и определяет и вскрывает «верховные начала
для жизни».
В Богочеловеке и Богочеловечестве преодолевается
противоречие между Божественным предопределением как объективной необходимостью
исторического процесса и свободной волей действующих в нем субъектов. В
Богочеловеке и Богочеловечестве осуществляется становление и восстановление
Абсолюта (совершенного Божественного начала). Таким образом, Богочеловечество
есть плод усилий уже не И. Христа, а людей, рода человеческого, принявшего И.
Христа как образец[2, c. 172]., в котором он находит и в себе восстанавливает
подлинную человеческую сущность.
Особую роль в становлении Всеединства Богочеловека и
Богочеловечества В.С. Соловьев придает любви, притом половой любви, вполне
земного человеческого чувства. Хотя часто он употребляет понятие любовь в более
широком смысле, как filia. В своей специальной работе «Смысл любви» он
раскрывает связь половой любви с Всеединством и Богочеловечеством. Во-первых,
идеи Всеединства «осуществляются в момент полового влечения, когда внутреннее
единство или общность с другим (со всем) конкретно воплощается в отношении к
единичной особи другого пола, представляющей это дополнительное «Все» – в одном
[3, c. 99]. Во-вторых, любовь разрушает непроницаемость, закрытость людей друг
от друга, неся в себе открытость и проницаемость, а также и чистоту. В-третьих,
половая любовь есть наиболее действенная сила – она рождает новую жизнь,
преобразует людей и сочетает (сизигия – лат.) их в единое целое. Она
деятельное, оплодотворяющее начало и полнота жизненных условий и возможностей.
В-четвертых, она для человечества инструмент всеединства. Любовь, как родовое
чувство, воплощается в культуре. Бог, предвидя грехопадение человека, перенес в
человека любовь, наделил нас ею. В-пятых, любовь облагораживает людей,
поскольку она имеет цель в себе. В момент любви, говорит В.С. Соловьев,
забывают о себе, перестают быть эгоистами. В-шестых, половая любовь как
инструмент Всеединства, может воплотиться только в любви к женщине. Поскольку
она есть высшее воплощение красоты природы. Но кроме того, она обладает и
совершенной душой. Женщина рождает новую жизнь не только физически, но рождает
духовно, «воскрешая из мертвых». Поэтому эротическая любовь, эротическое
влечение находит наиболее полное воплощение в духовном чувстве любви к женщине.
Она, кроме того, совершенное воплощение Софии, которая никогда не умирает, в
отличие от тела [1]. Расширяя горизонт действия любви, В.С. Соловьев
подчеркивает, что распространение ее на сферу межличностных отношений позволяет
преодолеть атомизм и индивидуализм, характерные для современного ему западного
мира, и тем самым, достигается реальное осуществление Всеединства. Он
универсализирует любовь, придавая ей космический характер, но идущая изнутри,
«соединяя многих» [1].
Особое место в воплощении идеи Всеединства как смысла
исторического процесса В.С. Соловьев отводил церкви. В ней он видел особый
институт, призванный помочь людям обрести практическое Всеединство. В 80-х
годах он выступает даже за союз католической и православных церквей. Позднее он
отходит от этой идеи, считая, что только православие, православная церковь и
русский народ способны осуществить дело Всеединства. Католическая вера и
католическая церковь не способны это сделать по ряду причин. Во-первых, потому
что католическая церковь стремится насильно покорить «мир, лежащий во грехе».
Во-вторых, потому что «здесь движущее начало – «властолюбие». Народы покоряются
не Христу, а церкви (подчеркнуто мной – Г.Ч.). И то, и другое В.С. Соловьев
считает формами скрытого неверия [2, c. 195]. Он был сторонником
теократического общества, поскольку, по его мнению, только в нем возможно
воплощение идеала добра и справедливости на основе идей Всеединства и всех соединяющей
космической любви. В конце жизни им все более овладевали сомнения и в
реализуемости практически идей Всеединства и «идеала добра в реальной жизни».
«Дело не только в том, что зло является фактом человеческой истории, но и в
том, что добро доброго человека не делает злого добрым. Действительное
благодеяние увеличивает добро в добром и зло – в злом». Он даже говорил об
Апокалипсисе как конце всемирной истории [4, c. 167].
Значение философии В.С. Соловьева выражается не в том,
что он решил поставленные им самим же фундаментальные философские проблемы
бытия человека и человеческой истории. Это не под силу ни одному мыслителю.
Величие В.С. Соловьева как философа и мыслителя заключается в том, что он
поставил эти важнейшие философские вопросы и призвал к постоянному размышлению
над ними. Ведь пока человечество размышляет над ними, оно сохраняется как
подлинное человечество, в котором присутствует частица Божественного начала.
Список литературы
1. Козырев А.П. Смысл любви в философии Вл. Соловьева
и гностические параллели // Вопросы философии. – 1995. – № 7.
2. Соловьев Вл. Чтение о Богочеловечестве (лук и
стрела). – СПб.: Художественная литература, 1994.
3. Соловьев В.С. Смысл любви // Русский космизм. – М.:
Педагогика-Пресс, 1993.
4. Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые философы
XIX–ХХ веков: Очерки идей и биографий. – Челябинск: Околица, 2001.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.filosof-chel.narod.ru/