Манифест природы или ответ на российский вопрос: ‘что делать?'
Манифест природы или ответ на российский вопрос: ‘что
делать?'
Виктор Борисович Вяткин
Контакт
с автором: vbvvbv@yandex.ru
Выборы,
выборы… Очередные выборы… Потом снова выборы… Кого мы выбираем? Зачем? Почему?
Чего ждем после выборов? Наверное, нет такого человека в России, который бы ни
разу не задавал подобных вопросов хотя бы самому себе. И каков ответ? – Ответом
для подавляющего большинства россиян являются новые, но уже послевыборные
вопросы. – Почему после отдачи предпочтения на выборах безукоризненно-красивым
лозунгам и неукоснительно-блестяще написанным программам, обращенным к
общечеловеческим ценностям, жизнь становится все хуже, все невыносимее в своей
безысходности? Почему все больше и больше процветают: наркомания; преступники
всех мастей, жаргон которых по существу уже более популярен, чем язык Пушкина;
коррумпированные чиновники, выдающие себя за слуг народа? Почему
многонациональный характер России начинает угрожать ее целостности, а сама
Россия, слабея и шатаясь от разбазаривания и откровенного растаскивания своих
материальных ресурсов, стоит перед миром с протянутой рукой, словно нищенка на
паперти? Перечень таких вопросов можно продолжать, но все они, в своей
интегральной совокупности, трансформируются в один всеобъемлющий, извечный
Российский вопрос: “Что делать?” – Как выйти из глубочайшего кризиса,
охватившего все сферы общественной жизни? Как поднять и организовать экономику?
Какую политическую форму придать управлению государством? И каким образом, в
конечном счете, начать, наконец, повышать жизненный уровень россиян,
подавляющая часть которых фактически ведет борьбу за физическое выживание и
только за него, постепенно деградируя при этом в своей массе?
Очевидно,
что ответ на эти вопросы лежит, прежде всего, в идеологической плоскости
государственной политики, потому что именно идеология выступает в качестве того
базиса, на основе которого осуществляются те или иные общественные
преобразования. Поэтому для современной России закономерным является тот факт,
что относительно государственной идеологии, как основы для достижения одной и
той же цели – процветания общества – на сцене политического театра шли, идут и
в обозримом будущем будут идти перманентные баталии, приобретающие ожесточенный
характер в период президентских и парламентских избирательных кампаний. В ходе
проведения таких кампаний на нас постоянно обрушивается с экранов телевизоров,
газетных полос, рекламных щитов на улицах и т.д. лавина “единственно
правильных” и по своей форме одинаково категоричных ответов на этот истинно
Российский вопрос “Что делать?”. За каждым ответом стоит своя политическая
партия (движение, коалиция) с традиционными идеологическими призывами от
ультраправого – “неуклонно следовать курсом реформ” (Вот только непонятно,
каких?) и до ультралевого – “вставай, проклятьем заклейменный…” (Опять до
основания? А, что потом?). Практически каждая такая партия в той или иной мере,
либо уже подержалась, либо еще продолжает держаться за руль Российской
государственной власти. И, что? – А, ничего, как говорится, “воз и ныне там”.
Естественен
вопрос: если каждая из традиционных идеологий не довела пока и, по-видимому,
вряд ли доведет Россию до “светлого будущего”, то чем нужно руководствоваться
при ответе на ее вопрос: “Что делать?” Во всяком случае, – не нужно, как это
порой бывает, примерять на Россию социально-политические и экономические платья
более развитых стран, которые шились многие десятилетия с учетом индивидуальных
силуэтов.
Можно
предложить политическим партиям и их лидерам, упрямо идущим к вершинам
государственной власти, взять на вооружение новую идеологию. Новую, по своей
форме, и бесконечно старую, по своей сущности – идеологию, опирающуюся на
философию Природы.
Для
начала нужно просто внимательно и пристально посмотреть на окружающий нас
природный мир. Постараться понять, как он устроен и организован, увидеть, как
он гармоничен и последователен в своем развитии. А, увидев и поняв это,
осознать, наконец, что социальные системы являются наиболее молодыми его
образованиями, которые в силу своего детского возраста, должны учиться у него
мудрости и воспитываться на его законах. (Напомним, что в настоящее время
известно только пять стадий поступательного развития материи, каждой из которых
соответствует своя структурная единица: дозвездная стадия – элементарная
частица, звездная – атом, планетная – молекула, биологическая – клетка,
социальная – человек.)
При
этом неоценимую помощь в понимании структурной организации и закономерностей
развития природных систем может оказать синергетическая теория информации, в
рамках которой установлен информационный закон отражения системных объектов.
Согласно этому закону информация , отражаемая
системным образованием, как единым целым, через совокупность своих частей,
разделяется на отраженную и неотраженную составляющие, каждая из которых имеет
свою содержательную интерпретацию. Отраженная информация характеризует
структурную упорядоченность системы и называется аддитивной негэнтропией
отражения, а неотраженная информация является мерой
структурного хаоса и именуется энтропией отражения, то есть:
.
Структурная
организация системы, в свою очередь, оценивается по значению R-функции:
,
которое
больше единицы, если в отражении системы преобладает порядок и меньше единицы,
если – хаос.
Любая
система, в зависимости от числа своих автономных частей, неизбежно попадает в
один из трех детерминированных интервалов, в пределах каждого из которых
R-функция ведет себя определенным образом: левый (порядок, ), правый
(хаос, ) или
центральный (равновесие, ).
Чтобы
отчетливо понимать, что из себя представляет порядок левого интервала и хаос
правого, проведем следующий мысленный эксперимент. Возьмем две пишущие машинки,
посадим за одну из них обезьяну (с которой "работал" французский
математик Э.Борель), а за другую дятла и посмотрим, что они напечатают.
Обезьяна, случайным образом ударяя по клавишам, неизбежно получает
бессмысленную чехарду “слов”. Такой “текст” олицетворяет хаос правого
интервала, а его R-функция стремится к нулю. Дятел, в свою очередь, методично
ударяя по одной и той же понравившейся ему клавише, иногда даже случайно
промахиваясь, выдает практически однобуквенную последовательность, также
лишенную всякого смысла. “Текст” дятла соответствует крайней левой части левого
интервала, где идеальный порядок и серое однообразие. R-функция при этом
стремится к бесконечности.
Приведенные
примеры свидетельствуют, что заорганизованность, заупорядоченность систем
левого интервала и практическое отсутствие всякой организации в системах
правого интервала не могут привести к появлению гармоничных, внутренне
упорядоченных, наполненных содержательным смыслом отношений между их
элементами.
Сам
собой напрашивается интуитивный вывод: такие отношения должны быть в системах центрального
интервала. Подтверждением этого являются результаты определения R-функции
системных образований различной природы. Приведем некоторые из них.
1)
Неорганические системы. Анализ электронных систем атомов химических элементов
показывает, что все они, начиная с лития, находятся в центральном интервале, а
их R-функция варьирует в интервале значений от 0,63 до 1,71 при среднем
значении 0,82. Периодическая система Д.И.Менделеева в целом, рассматриваемая со
стороны объединенной электронной системы ее элементов, также находится в
центральном интервале, а R-функция имеет значение 0,93. 2) Органические
системы. Гемоглобин человека: -цепь аминокислот – центральный
интервал, R = 0,93; -цепь аминокислот – центральный интервал, R =
0,98. Миоглобин кита – центральный интервал, R = 0,87. 3) Лингвистические
системы. Поэма А.С.Пушкина “Евгений Онегин”: 1-е четырнадцатистишие –
центральный интервал, R = 0,94; 2-е четырнадцатистишие – центральный интервал,
R = 0,98 и т.д.
Анализ
приведенных значений R-функции различных системных образований позволяет
утверждать, что в природе действует определенный закон структурной организации,
который регулирует антагонистические взаимоотношения хаоса и порядка таким
образом, чтобы системные образования устойчиво функционировали в пределах
центрального интервала, а их R-функция стремилась при этом к единице.
С
позиций полученных представлений о структурном хаосе, порядке и равновесии
различных системных образований исторический путь России в ХХ веке, по основным
вехам перемены власти, можно представить в виде следующей цепочки. Монархия:
порядок левого интервала Октябрьская революция + Гражданская война:
хаос правого интервала Сталинско-Брежневская эпоха: порядок левого
интервала Ельцинский период: хаос правого интервала ?!
Как
видим, история повторяется… и свидетельствует, что Россия в ХХ веке бросалась
из одной структурно-организационной крайности в другую и никак не могла обрести
равновесие центрального интервала, начальные предпосылки для вхождения в
который были, по всей видимости, в период Февральской революции и во время
правления Горбачева.
Представляется
очевидным, что спасением для России является центральный интервал. Отвечая на
вопрос “Что делать?”, можно с уверенностью сказать: стратегия одна – необходимо
вектор структурной перестройки всей социально-экономической жизни страны, как
единой системы, направить в сторону равновесного центрального интервала, войти
в него, развиваться в нем и никогда потом больше не совершать бросков ни влево,
ни вправо. И при этом, в принципе, не так уж и важно, кто будет управлять
государством: президент, парламент, конституционный монарх или генеральный
секретарь какой-либо политической партии. Главное – чтобы они понимали гармонию
Природы, имели представление об особенностях организации и развития ее систем и
в своей деятельности руководствовались ими. Степеней свободы в центральном
интервале для политических маневров хватит всем! – Нужно только взять на себя
труд открыть двери в его мир.
С
предложенным подходом к решению вопроса “Что делать?” трудно не согласиться.
Но, существует одно “но”, которое может кого-то насторожить и не только
насторожить, но, в определенной мере и напугать. Дело в том, что и Февральская
революция, и время Горбачева, как потенциальные зачатки движения России в
направлении центрального интервала, приходятся на периоды ее перехода от
диктатуры порядка левого интервала к неуправляемому хаосу правого интервала.
Если это является объективной исторической закономерностью, то можно
утверждать, что современную Россию, на пути ее движения в центральный интервал
гармоничного развития, ждет порядок левого интервала, который стороной обойти
нельзя. Проблема заключается в том, как быстро Россия войдет в левый интервал,
и как без великих потрясений потом из него выйдет, не задерживаясь там, как
прежде, на семьдесят, а то и более лет. И при этом наберется мудрости, выходя
из порядка левого интервала, снова не оказаться в одночасье в беспорядочном
хаосе правого интервала, как это уже было в 1917-м и 1992-м годах.
Новый
порядок левого интервала, исходя из его потенциальной необходимости, в
настоящее время следует воспринимать как должное. Да, новый – потому что пока
неизвестно, кто и каким образом будет наводить порядок в России на этот раз. И
не нужно, если что, твердить про коммунистическую угрозу и 37-й год, которыми
нас постоянно пугают. Не поминаем же мы все время священнослужителям, что
именно религиозные догматы остановили на многие столетия прогресс человечества
в целом. Что теперь? – Каждый день выставлять у церковных ворот пикеты с
портретом Джордано Бруно? – Нет, нужно просто не забывать и не повторять
грубейших ошибок прошлого.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru