Природа индийской философии
Природа
индийской философии
Философия в
самом широком этимологическом смысле означает 'любовь к знанию'. Она стремится
познать вещи, которые прямо или к освенно затрагивают человека. Какова
действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в
котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в
свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад
из ряда проблем, волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала
цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода. Поскольку целью
философии является познание истины, она и называется в индийской литературе
даршана, то есть 'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит
к проблеме непосредственного осознания истины.
Обращаясь к
истории европейской философии, мы видим, что по мере роста знаний один человек
имеет все меньше и меньше возможностей охватить весь круг научных проблем.
Возникает необходимость разделения труда, специального изучения частных
проблем, и группа людей посвящает себя какой-либо одной проблеме или нескольким
связанным между собой проблемам. Так возникли различные специальные науки.
Физика, химия, ботаника, астрономия, геология и другие науки изучали мир каждая
со своей стороны. Физиология, анатомия и ряд других медицинских наук занялись
изучением человеческого тела. Предметом психологии явилось изучение умственных
способностей человека. Таким образом, тщательное изучение многих частных
проблем, ко-торыми первоначально занималась философия, стало предметом
специальных наук. Философия стала попадать в зависимость от результатов
исследований этих различных наук, и ее задачей явились критическая оценка
значения этих исследований и использование их для понимания общей природы
вселенной - человека, природы и бога.
Эволюция
философской мысли протекала более или менее одинаково как в Европе, так и в
Индии. В настоящее время западноевропейская философия имеет следующие главные
разделы:
а) метафизика,
трактующая общие проблемы, относящиеся к реальному миру,- проблемы человека,
природы и бога; б) эпистемология, или теория познания, исследующая природу и
развитие человеческого знания, а также возможности познания внешнего мира; в) логика,
изучающая законы достоверных умозаключений и другие относящиеся к этому
вопросы; г) этика, исследующая такие проблемы, как нормы моральных суждений,
высшая цель человеческой жизни и другие подобные проблемы, и д) эстетика,
имеющая дело с проблемами красоты. Из других разделов современной философии
можно еще назвать аксиологию, которая занимается проблемами духовных ценностей
. Кроме того, к философии иногда относят и социологию, нередко считая ее частью
этики.
Важнейшим
разделом философии долгое время считалась психология; однако теперь существует
тенденция рассматривать психологию как специальную науку, наравне с физикой и
химией, и отводить ей место, независимое от философии.
Хотя основные
проблемы философии в сущности одинаковы и на Востоке и на Западе и решение их в
основном очень сходно, однако методы философского исследования в некотором
отношении отличны друг от друга; разнится также и история развития философской
мысли. Индийская философия рассматривает различные проблемы и метафизики, и этики,
и логики, и психологии, и теории познания, но она не рассматривает их порознь.
Любая проблема исследуется индийским философом со всех сторон - с точки зрения
метафизики, этики, логики, психологии и теории познания. Эту тенденцию
некоторые ученые называют синтетической точкой зрения индийской философии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/