Славянофильство
Славянофильство
Славянофильство
- неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в.
Постоянный и резкий критик славянофилов В.Г.Белинский писал: 'Явление
славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест
против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского
общества в самостоятельном развитии'. Члены славянофильского кружка не создали
законченных философских или социально-политических систем. Хомяков, братья
Аксаковы, Киреевский, Самарин - в первую очередь, культурные и общественные
деятели, и славянофильство имеет мало общего с философскими школами и
направлениями западного типа. В то же время есть все основания говорить о вполне
определенных и последовательных метафизических позициях ведущих славянофилов. В
первую очередь это относится к А.С.Хомякову и И.В.Киреевскому.
Круг духовных
интересов и деятельности А.С.Хомякова (1804-1860) был исключительно широк:
религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты
освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист,
поэт и драматург, врач, живописец. Зимой 1838-1839 он познакомил друзей со
своей работой О старом и новом. Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее
откликом И.В.Киреевского ознаменовала возникновение славянофильства как
оригинального течения русской общественной мысли. В данной работе Хомяковым
была очерчена постоянная тема славянофильских дискуссий: 'Что лучше, старая или
новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?...
Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы
нам о них сожалеть и стараться их воскресить?'
Взгляды
Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с
экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью он понимал прежде всего
духовную связь, рожденную даром благодати и 'соборно' объединяющую множество
верующих 'в любви и истине'. В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет,
по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и
свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности.
Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически
нарушен. В первом случае - во имя единства, во втором - во имя свободы. Но и в
католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу
привела только к торжеству рационализма, враждебного 'духу Церкви'.
Религиозная
онтология Хомякова последовательно теоцентрична, ее основу составляет идея
божественного 'волящего разума' как первоначала всего сущего: 'мир явлений
возникает из свободной воли'. Собственно, философия Хомякова - это, в первую
очередь, опыт воспроизведения интеллектуальной традиции патристики, претендующей
скорее на верность духу образца, чем на оригинальность. Существенное значение
имеет утверждаемая Хомяковым неразрывная связь воли и разума, 'как
божественного, так и человеческого', что принципиально отличает метафизическую
позицию лидера славянофилов от разнообразных вариантов иррационалистического
волюнтаризма (А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.). Отвергая рационализм, Хомяков
обосновывает необходимость цельного знания ('живознания'), источником которого
выступает соборность: 'совокупность мышлений, связанных любовью'. Таким
образом, религиозно-нравственное начало играет определяющую роль и в
познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью
познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания,
т.е. 'вся лестница получает свою характеристику от высшей степени - веры'.
Ответственность
за то, что западная культура подпала под власть рационализма, он (как и все
славянофилы) возлагал прежде всего на католицизм. Но, критикуя Запад, Хомяков
не был склонен к идеализации ни прошлого России (в отличие, например, от
К.С.Аксакова), ни тем более ее настоящего. В русской истории он выделял периоды
относительного 'духовного благоденствия' (царствования Федора Иоанновича,
Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны). Выбор был связан с отсутствием в эти
периоды 'великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире'. Речь шла о
нормальных, в понимании Хомякова, условиях для органического, естественного
развития 'духа жизни народа', а не о канувших в Лету 'великих эпохах'. Будущее
России, о котором мечтал лидер славянофилов, должно было стать преодолением
'разрывов' русской истории. Он надеялся на 'воскресение Древней Руси',
хранившей, по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение - 'в
просвещенных и стройных размерах', на основе нового исторического опыта
государственного и культурного строительства последних столетий.
Иван Васильевич
Киреевский (1806-1856), так же как и Хомяков, был склонен связывать
отрицательный опыт западного развития прежде всего с рационализмом. Оценивая
попытки преодоления рационализма (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача
была предопределена: философия зависит от 'характера господствующей веры', и на
католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно Киреевскому, глубоко
рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и
'невежеству', либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую,
'идеальную' религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая
'новая' философия виделась ему в формах православного, 'истинного'
осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его
католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал
бессмысленным опыт европейского философского рационализма: 'Все ложные выводы
рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное
познание истины'.
В религиозной
антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной
жизни. Именно 'цельное мышление' позволяет личности и обществу ('все, что есть
существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно') избежать
ложного выбора между невежеством, которое ведет к 'уклонению разума и сердца от
истинных убеждений', и 'отделенным логическим мышлением', способным отвлечь
человека от всего в мире, кроме его собственной 'физической личности'. Вторая
опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания,
особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ
материального производства, получая оправдание в рационалистической философии,
ведет к духовному порабощению. Философ считал, что принципиально изменить
ситуацию может только перемена 'основных убеждений'. Как и Хомяков в учении о
соборности, Киреевский связывал возможность рождения нового философского
мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании,
'воспитанием общества'. Как часть этого процесса общими ('соборными'), а не
индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь
новая, преодолевающая рационализм философия.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/