Карпов Василий Николаевич
Карпов
Василий Николаевич
(1798-1867)
Карпов Василий
Николаевич - философ. Окончил Киевскую Духовную Академию в 1825. Профессор
Санкт-Петербургской Духовной Академии с 1835. Отстаивал идеи бесконечности
духа, необходимость просветления разума верой.
Героически
разрубив узел проблемы веры и знания тем, что "дух" был отнесен в
области для метафизики недоступные, Карпов уже не боялся никаких
компрометирующих философских выводов, лишь бы они не противоречили истинам,
"раскрытым в Св. Писании с совершенною ясностию".
Философия и
христианство:
"Философия
в мире христианском более и поразительнее всего характеризовалась тем, что
никогда не могла развиваться вне всякого отношения к духу христианской веры.
Были времена, когда философы, по-видимому, отделяли интерес философии от
интересов религиозных и даже проповедовали учение, несогласное с верой; но чем
далее и логически правильнее развивали они свои теории, тем очевиднее вытекали
следствия, обличавшие их в противоречиях и заблуждениях; так что философия,
удаляясь от веры, тем не менее в самой себе находила и открывала сильные
побуждения возвратиться к ней".
Немецкая
философия
"Церковь в
лютеранстве исчезла и, вместо проникнутого духом небесной любви евангельского
учения, на долю последователей Лютера осталась одна чистая догматика. Подобное
нечто случилось и у канта с чувством. Чувство, по самому своему существу
таково, что в какую бы область человеческой жизни вы не ввели его, оно
непременно выскажется своим образом - радостию или скорбью и, не переставая
быть чувством, не оставит своих выражений. Но Кант не уважил. Не оценил этой
сущности чувства.
Основание для
философии, по мнению Карпова, дает сознание. Положение: я сознаю, как истина
первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть
субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно
гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть
развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет
форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира
- духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в
человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение,
природе - безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух - чистая свобода, природа -
слепая необходимость. Дух есть Бог, природа - Его творение.
Посредствующими
звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов,
не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, - ни ведущими,
ни неведущими, но познающими, - ни чисто свободными, ни необходимыми, но
имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека
и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и
соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон
нравственный. Чем больше ум просветлялся верой, тем выше была его энергия, тем
сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую
философию от Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом,
так как он идет наперекор православию, требующему, чтобы ум и сердце не
поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но,
развиваясь в постоянной связи между собой, как органы веры, составляли в душе
твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит
в определении места, значения и отношений человека в мире, насколько человек,
сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом
истинно русской жизни.
Главные
сочинения:
"Введение
в философию", "О бессмертии души - против натурализма",
"Философский рационализм новейшего времени".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/