Философия власти Екатерины II
Философия
власти Екатерины II
Екатерину II не
случайно именовали 'философом на троне' - такая оценка имела все основания,
увлечение философскими и социально-политическими идеями, под влиянием
европейского Просвещения, сочинений Беккариа, Вольтера, Монтескье нашло свое
отражение в философских записках, письмах, журнальных статьях.
Дискуссионным в
историко-философской науке является вопрос о специфике философии права
Екатерины II и ее влияния на русскую общественную мысль XIX века. Существо
воззрений императрицы на власть и право выражено в ряде ее сочинений, из
которых важнейшее место занимает 'Наказ'. В нем были творчески переработаны
труды виднейших европейских философов государства и права Монтескье, Беккариа и
Гельвеция, сформулированы главные принципы государственно-правового
строительства в России, а так же высказаны мысли относительно самодержавия
(народной монархии) как лучшей формы правления, важности законодательства,
особенностей сословного строя, устройства полиции и финансовой системы
государства.
Философия
власти Екатерины II синтезировала современные для того времени философские
принципы рациональной организации государственной жизни с элементами
политической культуры 'отеческого государства' (И. Кант), теоретические
положения национального государства общего блага и сословного общества с
элементами юридического мышления и тем самым объективно несла в себе идеи
внесословной демократии и гражданского правового общества. Концепция
'правительственного либерализма' исходила из принципиальной необходимости
рационального 'духа законов' доступного и понятного всему народу. Выразилось
это, в частности, в следующих тезисах:
Ответственности
всех подданных, независимо от их социального статуса перед законом. 'Сделайте
так, чтобы закон меньше благоденствовал разнице между гражданскими чинами,
нежели всякому особо гражданину', - писала императрица.
Взаимосвязи
естественного права, естественного и государственного законов. 'Естественное
право (вольность) есть право делать то, что законы дозволяют'.
Определенной
ответственности верховной власти перед народом. 'Всегда государь виноват, если
подданные против него огорчены'.
Разумному и
гуманному использованию мер государственного принуждения. 'Не надо вести людей
крайними путями'.
Соединению
позитивного и обычного права. 'Законы должны быть приближены к народному
умствованию'.
Необходимости
юридического просвещения народа.
Данный комплекс
идей был скорее социальным идеалом, нежели служил конкретной политической
практике, но в том и состоит культурная ценность 'Наказа', также как и 'Духа
законов' Монтескье, что он стал для России мировоззренческой парадигмой новой
эпохи, качественно новым социальным ориентиром (независимо от того какой смысл
вкладывала в текст 'Наказа' сама Екатерина II). Многозначность 'Наказа'
позволила в последующем его использовать представителям разных философских
течений в России. Революционные радикалы (А. Н. Радищев), либералы (М. М.
Сперанский), консерваторы (Н. М. Карамзин) ссылались на 'Наказ' в своих
сочинениях. Это обстоятельство не позволяет отнести философию власти Екатерины
II только к одному из политических направлений .
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/