Первая историческая форма позитивизма
Первая
историческая форма позитивизма
В 30 - 40-е
годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала
на создание "научной философии" и заявила о решительном разрыве с
прежней философской ("метафизической") традицией (о "революции в
философии"). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом
(1798-1857).
Позитивистская
философия Конта определенным образом связана с философией французского
Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в
способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной
области, к которой применимы научные методы мышления. Осуществленная Контом
классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация
завета энциклопедистов.
По Конту, науки
распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон):
Математика - астрономия - физика - химия - биология - социология.
Психологию Конт
разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие
элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин
"социология"; благодаря ему социология впервые была разработана в
определенную научную систему.
Основные
принципы: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному; временной. Он
считал, что задача философии охватывать совокупность наук, познание наиболее
общих законов, систематизация научных знаний. Нельзя свести одну науку к
другой. Нельзя вывести все из одного принципа или закона. Роль философии -
минимизировать число этих законов.
Законы науки:
Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.
Социальная
концепция: Конт придумал социологию - наука об обществе. Человек в процессе
своей жизни приспосабливается к условиям среды.
Социологическая
концепция включает три раздела: Социальная статика. Социальная динамика.
Политика.
Социальная
статика -> государственные институты: семья, государство, церковь.
Функции семьи:
преодоление природы эгоизма, воспитание.
Функции
государства: порождение общественного духа.
Идеальная
структура правления - соединение церкви и государства.
Социальная
политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные религии должны уйти
в сторону). Философы и ученые - позитивные священники.
Однако
позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической ветви
французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому направлению.
Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей действительности строгим
объективным законам, и в характере многих из включенных Контом в
"синтетическую философскую науку" обобщений, которые часто
качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как бессознательной
предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и некоторые обобщения,
включенные в состав позитивистской философии, несли на себе сильный отпечаток
естественнонаучного материализма. При этом позитивизм отличается и от
философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что у последних находилось па
втором плане, у Конта превращается в ядро философии.
История
"тяжбы" философии с наукой показала, как считает Конт, что всякие
попытки "приспособить" "метафизическую" проблематику к духу
научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории Конт
предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней
философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для
адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных научных
дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении, раскрытии связи
между отдельными науками, в создании их системы.
За общей
наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить
название "философия". Однако эта новая наука не должна иметь ничего
общего с традиционной философией, так как методы исследования старой и новой
философии принципиально отличаются друг от друга. Построение "новой
философии" является естественным продолжением той работы, которая
совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений степени общности
формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут
раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается
философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных
переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и
общественных наук.
Не такова,
говорит Конт, традиционная философская "метафизика", проблемы которой
не только не могут быть решены научным путем (т. е. на основании данных опыта и
рационального рассуждения), но не могут быть даже поставлены, если следовать по
пути конкретно-научного обобщения. Научная философия, по мнению Конта, не имеет
дела с "метафизическими" проблемами и поэтому отвергает как идеализм,
так и материализм. Пережитки "метафизики", к которым относятся, по
мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены и
из науки. К таким пережиткам он относит претензии науки на раскрытие причин
явлений и на проникновение в их сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает
явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос "почему", а лишь
на вопрос "как". Таким образом, Конт принципиально противопоставляет
формулировку законов и выявлению причинных зависимостей. Первое он считает
неотъемлемой чертой науки, второе - пережитком "метафизики".
Последовательное
развитие этого тезиса О. Конта ведет к "феноменализму" и это означало
бы не только "изгнание" из науки причинности, но и отрицание
возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т. о. признание точки
зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с современной научной
практикой, Конт делает это ценой явной непоследовательности.
Он сформировал
закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека:
теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и позитивной. На первой,
теологической стадии все явления объясняется на основе религиозных
представлений, вторая - метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в
объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия подготавливает третью -
позитивную, для которой характерно объединение теории и практики, человек
довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи
явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует
законы. "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать" - эти
слова являются девизом позитивной науки.
Так же Конт
утверждал: основной метод науки - феноменологический (описательное обобщение)
заключается в постановке эксперимента, а затем попытки обобщить. Закон
подчинения воображения наблюдению. Вся информация из наблюдения, т. е. должны
строиться теоретические конструкции, которые хоть не сейчас, но потом должны
экспериментально подтверждаться.
В процессе
дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась его
феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая его с
юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая проблематика и
ослаблялось значение элементов естественнонаучного материализма. Об этом
свидетельствуют философские учения крупнейших английских позитивистов XIX в.-
Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые, существенно отличаясь в деталях от
концепции О. Конта, вместе с тем в решении принципиальных философских вопросов
вплотную примыкали к ней.
Г. Спенсер,
используя в своих "синтетических" обобщениях открытия естествознания
второй половины 19 в., объективной реальности, в сущность которой можно
проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки. Идея глобального
эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм - физико-механический
закон: перемещения в пространстве и во времени идут в определенном направлении
от гомогенного (однородного) состояния к разнородному, к большей степени
сложности, четкости и выделенности. Задача позитивных наук - ответить, как
устроен этот мир. На вопрос, почему так? наука не должна отвечать. Философия
становится сводом установленных, опробованных научных истин. Философия сводит
знания воедино и знакомит с ними общественность. Стандартная концепция науки.
Наука - постоянное приращение научного знания. Последующая теория включает в
себя предыдущую как некое предельное место в новой теории.
Выделил три
возможности происхождение мира: Мир сам по себе. Кто-то создал. Всегда есть и
будет.
Но , как он
утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек не может понять
как все из ничего. Это невозможно, так как невозможно представить (путает
представление с понятием).
Его
утверждения:
Все наши знания
ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что произошло, а не с тем,
что существует.
Наука имеет
предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.
Непознаваема
конечная причина мира, материя.
Прогресс в
обществе связан с прогрессирующим разделением общественного труда .
Позитивная
философия отличается от науки тем, что она закончена.
Наука - это отдельные
категории.
Абстрактное
знание - математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.
Движение по
линии наименьшего сопротивления.
Теория эволюции
основана на механике Ньютона.
Эволюционный
процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к порядку от
неопределенности к определенности). В конечном итоге в системе силы
уравновешивают друг друга.
Эволюционная
стадия сменяется стадией стабилизации. Система подвергается воздействию других
систем -> возмущение -> развивается деградация, т. к. система замкнутая
-> то цикличность.
Джон Стюарт
Милль (1806-1873) известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики.
Продолжал традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в
позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму Конта).
Согласно его учению, основу своей философии составляет психология, которая
устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и представление
о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия - это просто (языковые)
названия (терминологические). Он отвергает силлогизм Аристотеля. Внешний мир в
этом смысле - постоянная возможность сходных ощущений. Единственным источником
познания является опыт, единственно допустимым приемом познания - индукция; она
же лежит в основе умозаключения логики и аксиом математики; она должна
устанавливать не причины, а только законы явлений. Милль различает науки о
природе и науки о духе - психология, "этология", наука об обществе -
и дает первую обстоятельную теорию экспериментальной науки о природе и
описательного метода (он вывел четыре метода научной индукции).
В последнее
десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает
кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.
Во-первых,
прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех
"синтетических" обобщений, которые рассматривались позитивизмом как
вечное и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с
элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся фактической
основой обобщения позитивизма XIX в., уже не мог удовлетворить науку и пришел
на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии,
которые могли быть осмыслены только с позиций диалектического материализма.
Во-вторых, развитие
науки, и в первую очередь коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX-XX вв.,
а также интенсивное развитие психологических исследований, поставившее на
повестку дня вопрос о связи этой науки с другими дисциплинами, изучающими
человека и окружающий его мир (в частности, с физиологией и физикой),-все это
заставило философию обратиться к изучению эмпирических и логических основ
науки, т. е. тех самых "предельных" вопросов знания, от исследования
которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.
Наконец,
в-третьих, все попытки Конта и его последователей доказать объективную
обоснованность предлагаемых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках
механистической и метафизической социологии не могли увенчаться успехом.
Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного
исследования, вывести "должное" из "сущего" и при этом
сохранить позитивистский критерий научности.
Представителями
первой, "классической" формы позитивизма 19 в., кроме Конта, были Э.
Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан - во Франции; Дж. С.
Милль, Г. Спенсер - во Великобритании. Немецкие позитивисты - Л. Фейербах,
Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус и др. Феноменологическими позитивистами (на
идеях которых основываются неопозитивисты) называют Э. Маха, Корнеулиуса,
Циена, Ферворна, которые только ощущения считают данными.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/