Патристика. Отцы церкви
Патристика.
Отцы церкви
Патристика -
(от греч. pater - отец) обозначает совокупность теологических, философских и
политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так
называемых отцов церкви. Во 2-3 вв. происходило фрагментарное философствование
апологетов патристики: Тертуллиан, Клемент Александрийский, Ориген. В 4-5 вв. -
систематизация церковной доктрины: Василий Великий, на западе - Августин. 6 век
- стабилизация догм и кодификация наук под эгидой теологии: Леонтий
Византийский, Боэций...
Четырех
деятелей называют докторами Западной церкви - Святого Амвросия, Иеронима,
Августина, Папу Григория Великого.
Расцвет
деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период между победой
католической церкви в Римской Империи и варварским нашествием. Сразу после
того, как они сошли со сцены, Италия, Испания и Африка оказались во власти
варваров. Цивилизация вступила в полосу многовекового упадка и только, примерно
через 1000 лет, христианский мир смог вновь выдвинуть людей, равных Амвросию,
Иерониму и Августину. Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья;
больше, чем кто бы то ни был, они способствовали определению того вида, который
приняла церковь.
Амвросий -
обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и государством
(независимость церкви). Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него
исходила инициатива монашеского движения. Августин - выработал теологию церкви,
действовавшую вплоть до реформации. Он пытался согласовать философию со
священным писанием, чего не делали более ранние христианские философы. Лучшее
его произведение - "Исповеди". Августин утверждал, что мир был
сотворен не из материи, а из ничего, в то время, как греческая философия
утверждала, что мир не может быть сотворен из ничего. Эти воззрения в
христианские времена приводили к пантеизму: бог и мир неотделимы. Августин
пытался соотнести эти две теории. Он говорил, что бог вечен и существует вне
времени. Он не предшествует своему собственному творению времени, так как он
пребывает вне потока времени. Прошедшее и будущее могут быть осмыслены только
как настоящее: прошедшее может быть отождествлено с воспоминанием, а будущее с
ожиданием, но они являются фактами, относящимися к настоящему, т.е. время
является аспектом наших мыслей. В произведении "О граде божьем"
Августин говорит:
1. о
нечестивости языческих богов.
2. в настоящем
мире два града - земной и небесный, они перемешаны, но в будущем будут
разделены.
3. блаженное
вечно, но не все вечное блаженно.
Дал
синхронизацию священной и мирской истории.
Патристика 5 -
6 веков.
5 век - это
время варварских нашествий и падения западной Римской Империи. После смерти Св.
Августина (430 г.), философская мысль почти угасла. В это время англы вторглись
в Британию, франки в Галлию (совр. Франция), вандалы в Испанию. В середине 5
века Св. Патрик обратил ирландцев в христианство, т.е. в Европе образовались
германские королевства. В Италию пришли готы, а их пригнали сюда с востока
гунны (монголы). В этот период хаоса церковь раздирались спором по вопросу о
воплощении. Главные противники - два церковника - Кирилл и Несторий. Кирилл -
патриарх Александрийский, а Несторий - Константинопольский. Спор разгорелся
из-за того, как относится друг к другу божественное и человеческое естества
Христа. Несторий: в Христе два лица - человеческое и божественное, богородица -
мать человеческого, божественное лицо не имело матери.
Кирилл считал,
что в Христе только божественное. В результате, церковь раскололась.
В 6 веке -
Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.
Боэций:
несовершенство - есть недостаток, предполагающий существование совершенного
образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство и бог, являются
высшими благами, потому тождественны, следовательно каждый счастливый - есть
бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.
То немногое,
что уцелело от культуры древнего Рима, было сохранено церковью, у которой было
три направления деятельности: 1. монашеское движение; 2. рост влияния папства;
3. обращение варваров из язычества в христианство.
Монашеское
движение зародилось одновременно в Египте и Сирии примерно в начале 4 века в
форме отшельников-одиночек и монастырей. Первый отшельник - Святой Антоний (270
г.). Пахомий (315 г.) основал первый монастырь. Большинство монахов ничего не
читали и не трудились. Большую роль в монашеском движении сыграл Святой
Бенедикт, основатель Бенедиктинского ордена. Он не требовал строгого аскетизма.
Григорий Великий родился в Риме около 540 года в богатой знатной семье. Был
префектом Рима. Раздал богатство на основание монастырей. Не питал симпатий к
светскому знанию.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/