Основные направления современной мировой философии
Основные направления современной мировой философии
Современная
философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию
следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно
философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других
воззрений. Выше уже отмечалось, что одни философы удачнее реализуют научную, а
другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом
отчетливо дана разнородность философии.
Еще
отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие четырех
главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а обстоятельно они будут
рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских странах доминирует
аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу
языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские традиции,
доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше чем в других странах
сторонников постмодернизма.
Итак,
в наши дни можно выделить четыре главных направления философии
интернационального содержания – это феноменология, герменевтика, аналитическая
философия и постмодернизм.
Феноменология
Феномен
— это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае речь идет о том,
что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его
осмысления. Феномен — это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль.
Феноменология — это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Основателем
феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце ХХ века,
считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой
стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г. Г. Шпет и А.
Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое
философское направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает
действительно важную проблему, которая беспокоит многих.
Феноменологи
озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками,
запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув
стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обедненным,
сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это происходит? Потому, утверждают
феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира —
это результат плохого философствования. Феноменология как раз и стремится
восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители
других философских направлений, не обращают должного внимания на работу
сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы
обезжизненного знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот,
плодит их (бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы,
обезличивание жизни человека). Итак, феноменологи стремятся помочь людям
избегать забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый
феноменологический метод.
Феноменологический метод
Соотносительность
субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта)
противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении
преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо
объекта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму,
полагают, что содержание науки берется исключительно из сознания. Натурализм
понимает сознание как пассивное отражение реальности, а между тем оно активно.
Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект
даны в их соотносительности.
Эпохе,
феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему
в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только
начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а
на время надо внешний мир «заключить в скобки», воздержаться от поспешных
суждений о нем (такое воздержание со времен древних греков называется эпохе).
На время анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явлениям
сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда
ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание
интенционально, т. е. направлено на предмет.
Идентирование.
Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на конкретном примере. Как
воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную
яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с
восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как
идентирование, т. е. «схватывание» одинакового. Так субъект формирует
представление «об этой яблоне».
Но
как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Кстати Гуссерль
не случайно использует слово эйдос. Эйдос — это идея, не потерявшая своей
конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает
(фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее
свойства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигается эйдетическое
описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо вмешательства предмета.
Акту
переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний соответствует
динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным
значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на нечто, это
бедные знаки. И есть высказывания подлинные, полновесные знаки, в которых
человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за
происходящее.
Феноменолог
стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике
созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Но благодаря чему
удается совершить переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу?
Благодаря интуиции.
Существенное
обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании
содержится больше того, на что указывает содержание. Допустим, я, указывая
пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предмета —
стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом», «лежит» тот смысл,
который вкладываю в слово «книга». Человек образует смысл не на пустом месте, а
благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в
созерцаниях.
Итак,
феноменолог берет предмет созерцания «в скобки», затем он обогащает созерцание
смыслами и только после этого полученный эйдос возвращается предмету, что и
означает сохранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень показательно,
что Алексей Лосев, высоко оценивая гегелевскую диалектику идей, настаивал на
замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более
жизненны, более смыслоемки.
Основные
положения феноменологии
–
Начиная философствование, на время анализа самого сознания абстрагируйтесь от
внешнего мира, «заключите его в скобки».
–
Обогатите материал созерцания своим воображением (представьте себе то, что вы
анализируете так и эдак).
–
Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте высказыванием.
–
На основе полученных эйдосов и высказываний интерпретируйте содержание предмета
анализа.
–
Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.
Герменевтика
По
древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и людей.
Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание.
Исходя
из изложенного, герменевтику часто определяют как способ философствования,
центром которого является интерпретация, понимание текстов. Это соответствует
тому обстоятельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внимание. Тем
не менее содержание герменевтики много шире приведенного определения. В связи с
последним утверждением обратимся к истории становления герменевтики как
философского направления.
Выше
при определении герменевтики мы использовали центральный для нее термин
«понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире?
Когда человек может с полным основанием утверждать, что он понимает? Если
человек задает вопросы, то это свидетельствует о том, что он недопонимает.
Вопрошание запускает процесс понимания. Но как в нем добиться успеха? Как
достичь истины — вот вопрос вопросов.
В
науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают,
когда решают задачи по математике, физике, другим учебным дисциплинам.
Герменевтик считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего
лишь объяснение. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно
иметь дело с сущим, а наука от многого просто-напросто абстрагируется. В
критике «бескровных» идеалов науки герменевтик согласен с феноменологом. Однако
по принципиальным вопросам они расходятся.
Феноменолог
в основном ориентируется на созерцание, он стремится к миру посредством
конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт с внешним
миром? Надо, считает убежденный герменевтик, твердо держаться вещи, не убегать
от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь созерцанием и его обработкой
в сознании.
Человек
изначально находится в мире сущего, испытывает интерес к нему (на латинском
«среди сущего» — интерессе, иначе говоря, быть среди сущего значит
интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С
другой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понимание будет
достигнуто и истина откроется, если удастся добиться слияния границ вещи и
человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.
Допустим,
у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать
себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо пользоваться. Но не любым
образом, иначе он просто придет в негодность.
Основные
положения герменевтики
–
Бытие человека-в-мире.
–
Соотносительность человека и мира (вещей).
–
Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
–
Потаенность вещи, ее сокрытость.
–
Философия как вопрошание.
–
Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.
–
Горизонты человека и вещи.
–
Понимание как слияние границ человека и вещи.
–
Герменевтический круг.
–
Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта,
вовлеченности в традиции интерпретатора.
–
Историчность интерпретации.
–
Сближение герменевтики с поэтикой.
–
Главное дело человека. — понять суть дела.
Аналитическая философия
Аналитическая
философия — это философствование посредством детального анализа используемой
логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в
силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два главных.
Во-первых,
это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ в. (равно как и в
его конце). В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно
неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами,
противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось
справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в
основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый
искусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области
математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел,
пришли к выводу (особенно резко высказывался на этот счет Рассел), что прежняя
философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.
Во-вторых,
аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах
начала ХХ века. Для английских философов, вспомните Локка, всегда был
характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Можно даже
сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно,
в конце XIX в., в Англии возобладал идеализм. Реакция не заставила себя долго
ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное
положение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и
слова, которые необходимы для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы
встречаемся со стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась
прежде всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо
индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности
языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это
означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для
человека фактах. Сравните выражения: «У меня острая зубная боль» и «На улице
идет дождь». Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что
англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в
центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а
естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу
вполне определенных оснований.
Основатели
движения: Фреге, Рассел, Мур
Укажем
на основные идеи основателей аналитического движения в философии.
–
Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она
начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным,
а это — задача логики.
–
Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т. е. она
имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть слово? что есть
предложение?
–
По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут
иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы
знали, что «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» — это планета Венера. Два
рассматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные
смыслы, ибо они представляют различную информацию. Часть логической путаницы
заключается в отождествлении значения имени и его смысла.
–
Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать,
считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует сводить к
изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу,
есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккам выступал против
преумножения сущностей).
–
Мур выступал в «защиту здравого смысла» в философии.
–
Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.
Постмодернизм
Слово
«постмодерн» означает после модерна. Французское слово «модерн» означает
современный. Постмодерн — это прежде всего философия, которая направлена против
философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология,
герменевтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов
нововременной философии. Постмодернисты готовы к самым резким выводам. Они
стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитаризма»:
жесткие логические схематики, окончательные выводы, всяческий поиск
устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе
науку и технику, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей,
стремление к непременному согласию между людьми, умаление эмоционального и
чувственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.
Призыв
постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности,
кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия,
нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям,
калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.
Деррида: метод деконструкции
Как
реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают постмодернисты,
в определенном варианте лингвистической философии. Снова в центр
философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный
текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою позицию, от него
теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых
различных его интерпретаций. С этой целью Деррида как раз и настаивает на
деконструкции.
Речь
идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры — философские,
политические, культурные. Для каждого слова надо искать его заменители (с этим
мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов). Нужно показать, что именно
ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом широко используются
метафоры, символы, описания слов в словарных статьях.
Суть
философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой,
в переписывании ее. Переписывать следует «в слове, которое оказалось бы и более
красивым. Когда я говорю об этом написании другого, которое окажется более
красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Другими словами,
рискуй в поисках красоты. К этой точке зрения близок другой французский
философ, Ролан Барт, который понимал текст как «никакой власти, немного знания,
толика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Короче, текст должен
доставлять удовлетворение, наслаждение.
Лиотар: этика и эстетика возвышенного
Новейшие
постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована
эстетически. Лиотар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи
своеобразно понятую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как единство
удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит,
по Лиотару, в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое».
Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малевича не
является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то неуловимое, которое как
раз и вызывает чувство возвышенного.
Постмодернизм
давно завоевал себе право на существование, особенно в мире искусства.
Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют
дело с многозначимостью (в этой связи мы предлагаем компьютерфэнам поразмыслить
над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсреда, гиперпространство и так
называемая виртуальная реальность: все больше нелинейных связей, все больше
мнимого).
Основные
положения постмодернизма:
–
Язык — главная среда человеческого существования.
–
Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).
–
Назначение текста — доставлять удовольствие (Барт), чувство возвышенного
(Лиотар).
–
Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше
чувственности, иронии, нестабильности.
ОСНОВНЫЕ
ВЫВОДЫ ПО ВСЕМУ ВЫШЕ СКАЗАННОМУ:
–
Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг
друга.
–
Феноменология рассматривает специфику «работы» сознания человека.
–
Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире.
–
Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.
–
Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе.
–
Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в
универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность
производительных сил и производственных отношений.
–
Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного
единства любви, добра, истины и красоты.
–
Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.
–
Основной интерес китайской философии — этическое регулирование отношений между
людьми в обществе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.filreferats.ru