Эволюция и перспективные направления развития классификационных программ по художественной гимнастике
Эволюция и перспективные направления развития
классификационных программ по художественной гимнастике
Нестерова Т.В.
Национальный университет физического воспитания и
спорта Украины
Введение.
В
настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что регулярные изменения правил
соревнований FIG стимулируют национальные федерации к совершенствованию
структуры и содержания классификационных программ.
Классификационные
программы - важнейший регламентирующий документ, посредством которого
регулируется система повышения спортивно-технического мастерства спортсменок в
стране с позиций антиципации изменений правил соревнований FIG и тенденций
развития художественной гимнастики в мире. От того насколько полно в них
отражены современные тенденции развития художественной гимнастики [1], в какой
мере, согласно принципу опережения, учтены перспективные направления развития
соревновательных программ [2] и актуальные аспекты содержания этапов
многолетней подготовки [6], основанные на передовых представлениях о системе
подготовки спортсменов в олимпийском спорте [4], зависит эффективность и
конкурентоспособность национальной системы подготовки спортсменок [3].
В
связи с этим, видится актуальным анализ структуры и содержания восьми
классификационных программ действовавших в СССР, стране - родоначальнице
художественной гимнастики, и пяти классификационных программ периода
независимости Украины, для определения приоритетных направлений
совершенствования нормативов, регламентирующих подготовку и эффективное
управление развитием украинской школы художественной гимнастики.
Работа
выполнена в соответствии со Сводным планом научно-исследовательской работы
Комитета Украины по делам семьи, молодежи и спорта на 2006-2010 гг. по теме
2.1.6. "Рациональное построение тренировочного процесса в спортивных видах
гимнастики на этапах многолетней подготовки".
Работа
выполнена по плану НИР Национального университета физического воспитания и
спорта Украины.
Формулирование
целей работы.
Целью
данной работы являлось определение перспективных направлений совершенствования
классификационных требований по художественной гимнастике в Украине на
основании анализа закономерностей развития разрядных классификаций с 1947 года
по настоящее время. Для достижения поставленной цели использовались следующие
методы исследования: анализ научной и специальной литературы, анализ 13
классификационных программ по художественной гимнастике, сопоставление, системный
анализ.
Результаты
исследования.
В
результате исследований было установлено, что в художественной гимнастике
первую разрядную классификацию и нормативы разработали в 1947 году Роза
Варшавская, Анна Ларионова, Юлия Шишкарева [5]. Обязательная программа состояла
из композиций без предмета, произвольная - из композиций с предметом на выбор,
составленных с учетом подготовленности группы: IV разряд - несложная массовая
пляска составленная тренером; III разряд - коллективная пляска поставленная
тренером совместно с гимнастками; II разряд - групповой этюд на предложенную
музыкальную тему. Гимнастки могли выполнять этюд парами, тройками, четверками;
I разряд - самостоятельно составленный индивидуальный этюд.
Для
обязательных упражнений было подобрано музыкальное сопровождение, а для
произвольных композиций дан перечень рекомендуемых музыкальных произведений.
Максимальная оценка за выполнение обязательной комбинации (технический уровень,
выразительность и музыкальность исполнения) - 10 баллов.
В
произвольном упражнении оценивались: замысел, композиция, разнообразие форм
движений - 5 балов; соответствие характера упражнений и средств выразительности
выбранному музыкальному произведению - 5 баллов; качество исполнения - 10
баллов как максимум. У спортсменок, выступавших по I разряду, оценочная
комиссия должна была за 5 дней до начала соревнований определить коэффициент
трудности упражнений. Наивысший коэффициент - 2 балла - присуждался при наличии
следующих требований: трудность упражнения не меньше чем в обязательной
комбинации; музыкальное произведение должно соответствовать замыслу, тематике
комбинации; наличие в упражнении новых оригинальных движений, использование
новых предметов. Разряды присваивались спортсменкам, набравшим 75% возможной
суммы баллов. К соревнованиям в личном первенстве допускались девушки не моложе
18 лет.
Новая
программа, вошедшая в действие в 1950 году, предусматривала выполнение
обязательного упражнения без предмета (музыка Шумана "Порыв"),
произвольного упражнения с предметом с обязательными элементами, произвольного
акробатического упражнения с обязательными элементами и гимнастического прыжка
через планку. По четырехборью определялось командное первенство. Тем, кто
боролся за личное первенство, предстояло дополнительно выступить с двумя
произвольными комбинациями - без предмета и с предметом. Так впервые появилось
шестиборье (табл.1).
Таблица
1
Классификационная
программа (1950 - 1953 гг.)
Разряд
Похожие работы на - Эволюция и перспективные направления развития классификационных программ по художественной гимнастике
|