Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,82 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза

Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Белкина, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Введение. Актуальность проблемы совершенствования физического воспитания обусловлена прежде всего ухудшением состояния здоровья студенческой молодёжи. Многочисленные данные науки и результаты исследований, проведенных в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), показывают, что физкультурно-спортивная деятельность не стала для большинства студентов насущной потребностью, а здоровье и физическая подготовленность не входят в число ведущих ценностей значительной части молодежи [2, 4, 5]. В то же время растет число студентов, освобожденных от занятий или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Так, по нашим данным, их количество в университете с 1991 по 2005 г. увеличилось с 7,7 до 31,2 % соответственно [2].

Анализ заболеваемости студентов ТОГУ за этот же период свидетельствует, что ее уровень по всем нозологическим формам был выше у женского студенческого контингента. При этом из всех отчисленных за академическую неуспеваемость в 2004/2005 уч. г. большинство не справлялись с учебной нагрузкой по причине ухудшения здоровья.

Низкую эффективность физического воспитания подтверждают и результаты комплексной оценки физического состояния студенток вуза, полученные в течение трех последних лет. Нами установлено, что только менее половины обучающихся в ТОГУ девушек в состоянии выдерживать социальные, психические, физические нагрузки и интенсивный учебный график и хорошо адаптироваться к ним.

Изучение отношения студенток 1-3-го курсов к своему здоровью, мотивации и интереса к занятиям физической культурой позволило установить, что большинство из них оценивают свое здоровье как удовлетворительное. При этом выявлено снижение его уровня от курса к курсу. Абсолютно здоровыми себя считают 13,8 % первокурсниц и лишь 4 % студенток 2-3-го курса.

Ведущим мотивом у всех студенток является укрепление здоровья, к тому же от курса к курсу его значение увеличивается (с 37,4 до 43,1 %). У старшекурсниц почти на одном уровне находятся мотивы улучшения фигуры (12,8 %) и получения зачета по дисциплине (12,6 %).

Среди причин, мешающих заниматься физической культурой и спортом, 51,8 % первокурсниц называют недостаток времени, при этом старшекурсницы в первую очередь указывают на отсутствие желания и интереса. На 2-3-м курсах 29,8 % студенток утрачивают потребность в двигательной активности по сравнению с первым курсом (2,1 %). В то же время 14,4 % девушек одной из причин считают отсутствие условий для занятий. Большинство студенток 1-3-го курсов ТОГУ предпочитают заниматься такими видами физкультурно -спортивной деятельности, как плавание, аэробика, спортивные танцы, волейбол. Таким образом, для формирования здоровья женского студенческого контингента актуальным представляется использование в учебном процессе по физическому воспитанию популярных видов двигательной активности.

Учитывая результаты проведенного анализа состояния здоровья, физического развития и подготовленности, отношения к физической культуре и спорту, можно констатировать, что сложилась проблемная ситуация, которая заключается в противоречии между уровнем требований системы высшего образования и недостаточной оздоровительной эффективностью занятий по физическому воспитанию студенток вуза.

В связи с этим нами разработана и апробирована технология, основанная на использовании в структуре годичного образовательного цикла форм занятий, применяемых в тренировке женщин: классической аэробики, кондиционной гимнастики, систем Пилатеса и Изотон [1, 3, 6 -8, 9, 10, 12, 14].

Выбор именно этих средств обусловлен несколькими причинами [5]. Во-первых, это достаточно популярные у студенток и доступные виды двигательной активности. Однако задачи, принципы, компоненты, методика их выполнения несколько различаются. Во-вторых, воздействие только одного тренировочного средства ведет к снижению эффективности занятий, так как происходит адаптация нервно-мышечного аппарата к внешнему раздражителю. В-третьих, возможность использования множества вариантов комбинирования упражнений, комплексов данных оздоровительных видов гимнастики. Занятия не требуют больших спортивных площадок, дорогостоящего оборудования, что немаловажно при сегодняшнем материально-техническом обеспечении спортивной базы вузов.

Методы исследования. Антропометрическое исследование включало измерения показателей длины и массы тела, кистевой и становой динамометрии, ЖЕЛ, обхватных размеров: плеча, ОГК (в покое, на вдохе, на выдохе), бедра, ягодиц, голени; 7 кожно-жировых складок. Расчет жирового и мышечного компонент ов в составе тела производился по формулам Matiegka (1921).

Функциональная подготовленность определялась по пробам Мартине и Штанге. Оценка физической работоспособности осуществлялась по результатам анализа индивидуальной динамики показателя в степ-тесте, а также в сравнении с нормами для обследуемого контингента.

Для определения физической подготовленности студенток измерялись показатели развития: общей выносливости - легкоатлетический кросс 2000 м; скоростной выносливости - бег 100 м; скоростно-силовых способностей - прыжок в длину с места; гибкости - наклон туловища вперед из положения стоя; силовых способностей - подтягивание из положения в висе на низкой перекладине, приседание на одной ноге с опорой о стену, поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с.

Тестирования психоэмоционального статуса студенток осуществлялись по шкале самооценки Спилбергера -Ханина.

Уровень успеваемости анализировался в процессе педагогических наблюдений после зимней и летней сессий, пропусков занятий по болезни - в течение учебного года.

Результаты исследования. Основными итогами констатирующего эксперимента были:

- анализ существующих методик занятий - кондиционной гимнастики и классической аэробики, оздоровительных систем Изотон и Пилатеса;

- разработка экспериментальной программы и комплексов занятий различной направленности с использованием оздоровительных видов гимнастики (ОВГ).

На основании полученных данных были разработаны программно-методическое обеспечение и технология, ориентированная на применение ОВГ.

Для повышения качества преподавания предмета в рамках отведенного на 1-й курс времени мы перераспределили часы между разделами программы (табл. 1). На 2-3-м курсах часы распределялись аналогично.

Лекционный курс был сокращен до 6 ч и составил 4,4 % по сравнению с 11,7 % в государственной программе, однако студентки могли самостоятельно изучать специальную литературу на электронных и бумажных носителях. Методико-практический и контрольный разделы экспериментальной программы были сокращены на 6 ч, что позволило расширить практический раздел до 110 ч (80,9 % всей учебной нагрузки). Для того чтобы не нарушать принципов оздоровительной тренировки, такие как систематичность и постепенность, методико-практические занятия были совмещены с учебно-тренировочными и проводились в соотношении 15:45 мин соответственно.

В ходе исследования нами разработан план-график освоения экспериментальной программы, где отражено распределение учебных часов по неделям и семестрам (табл. 2, 3).

Планирование учебно-тренировочного процесса в годичном образовательном цикле

Поскольку повышение эффективности процесса физического воспитания студенток в вузе невозможно без его рационального планирования, нами за основу был принят годичный образовательный цикл (макроцикл), который делился на 2 периода, соответствующих осеннему и весеннему семестрам [5]. Каждый макроцикл, в свою очередь, состоял из мезоциклов продолжительностью от 4 до 6 недель и позволял решать частные задачи поэтапного планирования здоровьеформирующей подготовки студенток. Основой мезоциклов являлись недельные микроциклы, в которых тренировочные занятия чередовались с днями отдыха.

Первый период начинался в сентябре и включал несколько мезоциклов. Во втягивающем мезоцикле продолжительностью 4 недели использовались средства классической аэробики и кондиционной гимнастики [1, 9].

Структура занятий состояла из 3-5-минутной разминки в пульсовом диапазоне 110-120 уд/мин, аэробной части - 20-25 мин при пульсе 140-150 уд/мин. На упражнения кондиционной гимнастики, направленные на совершенствование общей физической подготовленности, отводилось около 20 мин времени занятия при пульсе 120-130 уд/мин. Заключительную часть составляли элементы аутогенной тренировки и стретчинг.

Базовый мезоцикл (12 недель) по преимущественному содержанию и по особенностям воздействия на динамику тренированности делится на развивающий - 4 недели, ударный тренировочный - 5 недель, стабилизирующий - 3 недели.

В начале развивающего мезоцикла на протяжении 2 недель применялись упражнения системы Пилатеса [3, 12, 13]. В занятия включались общеразвивающие упражнения, которые выполнялись непрерывным методом с плавным переходом от одного к другому без пауз отдыха. В работе были задействованы все основные мышечные группы. Система Пилатеса строилась на следующих принципах:

1. Концентрации внимания - во время упражнений необходимо уделять максимум внимания каждому движению, для того чтобы установить связь между мозгом и телом.

2. Контроля за техникой выполнения движений с акцентом на правильной осанке (выравнивании тела).

3. Выполнения движений плавно, без остановок и пауз. В Пилатесе не должно быть отрывистых движений. Исключаются скоростно-силовой и баллистический режимы.

4. Постановки правильного дыхания: вдыхать - во время подготовки к движению, выдыхать - в процессе движения.

5. Централизации: использовании центральной части тела, так как здесь расположен энергетический центр.

Структура занятия по системе Пилатеса имеет свои особенности. Так, в разминке (10-15 мин) выполняются упражнения релаксации, на концентрацию внимания, для выравнивания тела, постановку правильного дыхания. В основной части занятия используются силовые упражнения, позволяющие растянуть и укрепить крупные мышечные группы в логической последовательности, не забывая и о более мелких слабых мышцах. Заключительная часть (10 мин) включает упражнения для регуляции психического состояния: образное мышление, визуализацию. Всё занятие проходит в спокойном режиме (пульс не более 130 уд/мин). На начальном этапе обучения система Пилатеса позволяет наиболее точно освоить технику выполнения силовых упражнений с небольшой интенсивностью.

На протяжении остального времени развивающего мезоцикла студентки занимались классической аэробикой [1, 6, 7, 9].

Таблица 1. Распределение часов между разделами экспериментальной и государственной программ

Программы

Похожие работы на - Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!