Использование условий искусственно созданной скальной и ледовой сред в физической и технической подготовке
Использование условий искусственно созданной скальной
и ледовой сред в физической и технической подготовке
Доктор педагогических наук, профессор Т.А. Кравчук,
И.А. Зданович Сибирский государственный университет физической культуры и
спорта, Омск
Введение.
Возрастающий
уровень технической сложности спортивных экспедиций в туризме и альпинизме
способствовал внедрению в соревновательную деятельность новых технических
средств и материалов экипировки, что привело к необходимости специализированной
круглогодичной физической и технической подготовки спортсменов в условиях
искусственно созданной среды.
Учитывая,
что в начале 90-х гг. стали активно развиваться такие горные виды спорта, как
ледолазание и скалолазание на искусственном рельефе, а также туристское
многоборье, появилась возможность использования тренажерных комплексов
(скалодромы, ледодромы) в построении круглогодичной тренировки в условиях
искусственно созданной горной среды. Использование современных технологий и
тренажерных комплексов, имитирующих горный рельеф, в тренировочном процессе
привело к необходимости разработки методики физической и технической подготовки
в условиях искусственно созданной скальной и ледовой среды.
В
современных условиях профессиональной подготовки специалистов МЧС,
правоохранительных органов и промышленного альпинизма используются двигательные
навыки и технические действия, характерные для горного туризма и альпинизма.
Формирование этих навыков может осуществляться как на естественном, так и на
искусственном рельефе.
Методы
и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования: анализ и обобщение научной и методической
литературы; опрос (анкетирование, интервьюирование); оценка физического
развития; педагогические контрольные испытания; педагогические наблюдения;
педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; методы математической
статистики.
В
2000 г. на базе СибГУФКа были разработаны и построены скальный и ледовый
тренажерные комплексы. В течение пяти лет (2000 - 2005 гг.) осуществлялся
учебно-тренировочный процесс с участием спортсменов (туристов-горников,
альпинистов, скалолазов), специалистов МЧС, правоохранительных органов,
подготовка и переподготовка специалистов в области промышленного альпинизма по
разработанной нами методике физической и технической подготовки в условиях
искусственно созданной горной среды (скальный и ледовый тренажерные комплексы),
туристской полосы препятствий (естественный и искусственный рельефы).
Педагогический
эксперимент на базе СибГУФКа длился пять лет, его задачей была оценка
физической и технической подготовленности спортсменов, тренирующихся в условиях
искусственно созданной горной среды. Результаты внедрения условий искусственно
созданной горной среды в физическую и техническую подготовку были проверены в
реальных горных условиях во время учебно-тренировочных сборов, квалификационных
соревнований, экспедиций и профессиональной деятельности спасателей,
специалистов правоохранительных органов и промышленного альпинизма.
Результаты
и их обсуждение . На основе анализа теории и практики зарубежной и
отечественной подготовки спортсменов высокого класса, мнений специалистов в
горном туризме и альпинизме и личного опыта мы выделили несколько направлений,
которые использовали при разработке методики физической и технической
подготовки спортсменов в условиях искусственно созданной скальной и ледовой
горной сред (скалодромы, ледодромы):
-
рост суммарных объемов и увеличение доли специальной подготовки в общем объеме
тренировочной работы (В.Н. Платонов, 1986; Ю.В. Байковский, 1996; Л.Я. Аркаев,
Н.Г. Сучилин, 1997; Н.Г. Озолин, 2003);
-
применение метода сопряженных воздействий с использованием специально
подобранных упражнений, тренажеров и устройств в сочетании с оптимально
высокими по объему и интенсивности тренировочными нагрузками, волнообразно
распределенными в тренировочных макро-, мезо- и микроциклах (В.Н. Платонов,
1986; Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, Ю.В. Менхин, 1997; Г.Я. Галимов, 1999; Н.Г.
Озолин, 2003);
-
расширение инструментального, приборного и тренажерного оснащения для выведения
спортсменов на более высокий уровень проявления моторных способностей (В.Н.
Платонов, 1986; Т.П. Юшкевич, 1989; И.П. Ратов, 1990; Л.Я. Аркаев, Н.Г.
Сучилин, 1997; А.Е. Пиратинский, 1999; Н.Г. Озолин, 2003);
-
создание оптимальной избыточности: технической, тактической, физической,
функциональной, психологической и теоретической (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин,
1997);
-
обеспечение надежной и высокорезультативной деятельности спортсменов в условиях
более сложных, чем соревновательные (Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин, 1997; В.Н.
Коновалов, 1999).
Задачами
специальной физической и технической подготовки являлись:
1.
Изучение и совершенствование технических приемов свободного лазанья и лазанья с
ИТО (искусственные точки опоры).
2.
Развитие специальной выносливости на разнообразном искусственном рельефе,
сопряженное с технической подготовкой.
3.
Развитие силовой выносливости, быстроты двигательной реакции на разнообразном
искусственном рельефе, сопряженное с технической подготовкой.
4.
Развитие вестибулярной устойчивости, статического и динамического равновесия на
разнообразном искусственном рельефе.
Формирование
и совершенствование навыков преодоления скальных участков происходило на
скальном тренажере, который имитирует скальный рельеф различной категории
трудности. За счет многообразия сменных зацепок и различных углов наклона
плоскостей устанавливаются трассы различной сложности и протяженности,
изменяются точки страховки и самостраховки при каждом прохождении маршрута. В
искусственно созданных условиях горной среды осуществлялось совершенствование
навыка лазанья на скорость и трудность, взаимодействие с партнером, работа с
веревкой (страховка, самостраховка) и техническими средствами (карабины,
тормозные устройства, оттяжки). Направленные тренировочные нагрузки
характеризовались следующими параметрами:
1.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие специальной
выносливости и скальной техники:
-
преимущественное использование равномерного метода;
-
трассы низкой сложности, количество точек страховки - 8-12, длина тренировочных
отрезков - 35-60 м, нижняя страховка;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 1-2, количество серий - 2-3, время
отдыха в сериях - 10-15 с, между сериями - 5-10 мин, ЧСС -130-150 уд/мин; общее
время нагрузки - 30-40 мин.
2.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие силовой выносливости и
скальной техники:
-
преимущественное использование повторного метода;
-
короткие трассы средней и высокой сложности, количество точек страховки - 1-2,
длина тренировочных отрезков - 2-6 м, нижняя страховка;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 4-5, количество серий - 4-5, время
отдыха в сериях - 1-2 мин, между сериями - 3-5 мин, ЧСС - 150-170 уд/мин; общее
время нагрузки - 15-20 мин.
3.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие координационных
способностей (вестибулярной устойчивости, статического и специального
динамического равновесия) и скальной техники:
-
преимущественное использование кругового метода;
-
трассы высокой сложности, точек страховки нет, длина тренировочных отрезков -
0,5-2 м, гимнастическая страховка;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 10-15, количество серий - 5-6,
время отдыха - 0,5-1 мин, ЧСС - 120-140 уд/мин; общее время нагрузки - 15-20
мин.
4.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие скорости лазанья и
качества скальной техники:
-
преимущественное использование повторного метода;
-
трассы низкой сложности, количество точек страховки - 1, верхняя страховка,
длина тренировочных отрезков - 6-8 м;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 4-5, количество - серий 3-4, время
отдыха в сериях - 1-2 мин, между сериями - 2-3 мин, ЧСС -130 - 160 уд/мин;
общее время нагрузки - 15-20 мин.
Ледники
и ледовые склоны часто представляют особую трудность в реальных условиях гор.
Совершенствование навыков их преодоления может осуществляться на ледовых
тренажерах, имитирующих естественный рельеф. В отличие от скальных тренажеров
для ледовых не нужны отрицательные углы наклона плоскостей, так как это не
является характерной особенностью ледового рельефа в естественных условиях. Для
ледового тренажера важный фактор - значительная высота льда (15-20 м) и ширина
коридора движения (4-6 м). Применение специальных устройств при заливке башни
создает ряд специфичных локальных препятствий, таких как карнизы, ледовые
столбы, ледовые ниши и "сосульчатый" лед. Лазанье на скорость и
трудность, взаимодействие с партнером, работа с веревкой (страховка,
самостраховка) и техническими средствами (карабины, тормозные устройства,
оттяжки, ледовые крючья, ледовые аппараты) способствуют совершенствованию
технических и тактических навыков. Направленные тренировочные нагрузки
характеризовались следующими параметрами:
1.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие специальной
выносливости и ледовой техники:
-
преимущественное использование равномерного метода;
-
трассы низкой сложности без ограничений участков, количество точек страховки -
6-8, длина тренировочных отрезков - 15-20 м, нижняя страховка;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 3-4, количество серий - 2-3, время
отдыха в сериях - 1-2 мин, между сериями - до 5 мин, ЧСС - 130-150 уд/мин;
общее время нагрузки - 30-40 мин.
2.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие силовой выносливости и
ледовой техники:
-
преимущественное использование повторного метода;
-
трассы средней и высокой сложности с большим количеством ограниченных участков,
количество точек страховки - 8-10, длина тренировочных отрезков 8-12 м, нижняя
страховка;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 2-3, количество серий - 2-3, время
отдыха в сериях - 1-2 мин, между сериями - до 5 мин, ЧСС - 130-150 уд/мин;
общее время нагрузки - 20-25 мин.
3.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие координационных
способностей (вестибулярной устойчивости, статического и специального динамического
равновесия) и ледовой техники:
-
преимущественное использование кругового метода;
-
короткие участки высокой сложности, точек страховки нет, длина тренировочных
отрезков - 0,5-2 м, гимнастическая страховка;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 10-15, количество - серий 5-6,
время отдыха - 0,5-1 мин, ЧСС - 120-140 уд/мин;
-
общее время нагрузки - 15-20 мин.
4.
Объем и интенсивность нагрузки, направленной на развитие быстроты двигательной
реакции и ледовой техники:
-
преимущественное использование повторного метода;
-
трассы низкой сложности, количество точек страховки - 1, страховка верхняя,
длина тренировочных отрезков - 15-20 м;
-
количество тренировочных отрезков в сериях - 4-5, количество серий - 3-4, время
отдыха в сериях - 1-2 мин, между сериями - до 3 мин, ЧСС - 130-160 уд/мин;
общее время нагрузки - 15-20 мин.
Проведенное
исследование позволило сделать вывод, что круглогодичная тренировка в горном
туризме и альпинизме должна проходить с преобладанием объемов часов на специальную
физическую и техническую подготовку над объемом общефизической (91 и 9%
соответственно). Физическая и техническая подготовка может осуществляться в
условиях искусственно созданной горной среды (скальные и ледовые тренажеры,
туристская полоса препятствий, тренажеры для зашагивания). Такая подготовка
способствует достоверному (ро < 0,05-0,001) совершенствованию лазанья на
скорость на искусственном и естественном рельефах на 1-м этапе и лазанью на
трудность рельефов на 2-м этапе, что недостоверно (ро > 0,05) в тренировке
контрольных групп (КГ), в которой не используются занятия в искусственных
условиях. При этом наблюдается эффект положительного переноса двигательных
навыков из искусственно созданной горной среды на естественный рельеф. Темпы
прироста изучаемых показателей составили 26-51% в экспериментальных группах
(ЭГ) по сравнению с 13-18% в КГ.
Методика
физической и технической подготовки в условиях искусственно созданной горной
среды позволила повысить уровень физической и технической подготовленности в ЭГ
на 70%, а в КГ - на 40 и 25% соответственно видам подготовленности. Темпы
прироста показателей функциональной подготовленности в ЭГ оказались выше, чем в
КГ, в 2 раза в специальном динамическом равновесии и в 7 раз - в вестибулярной
устойчивости. Физическая и техническая подготовка в условиях искусственно
созданной горной среды позволяет достоверно (ро < 0,05-0,001) улучшить
показатели физической, функциональной и технической подготовленности у 97%
спортсменов по сравнению с 45% показателей при использовании общепринятой
методики.
Применение
условий искусственно созданной горной среды в подготовке спасателей МЧС и
специалистов правоохранительных органов позволило:
-
установить требования к содержанию физической и технической подготовки;
-
обосновать структуру круглогодичной подготовки с преобладанием условий
искусственно созданной горной среды;
-
разработать экспресс-оценку физической и технической подготовленности;
-
определить уровень физической, функциональной и технической подготовленности, а
также отраслевые особенности спортивной деятельности.
Эффективность
использования условий искусственно созданной горной среды выразилась в том, что
техническая подготовленность спасателей МЧС по основным показателям при работе
в горных условиях, на высотных зданиях и сооружениях возросла на 27%.
На
предприятиях, работающих методом промышленного альпинизма, от внедрения
разработки получен положительный эффект. Он выразился в повышении
производительности труда и уменьшении себестоимости работ на 30% соответственно
за счет отказа от дорогостоящих подъемных механизмов, возможности выполнения
работ в труднодоступных местах, сокращения сроков завершения работ на 50%,
повысилась безопасность труда на высоте.
Заключение.
Результаты многолетних научных исследований позволяют считать, что в
современных социально-экономических условиях развития горного туризма и
альпинизма, а также в профессионально -прикладной физической культуре
спасателей МЧС, специалистов правоохранительных органов, промышленного
альпинизма, наиболее эффективным средством повышения уровня физической и
технической подготовленности является использование искусственно созданной
горной среды (скалодромы, ледодромы).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru