Особенности структуры соревновательной деятельности игроков в лапту
Особенности структуры соревновательной деятельности
игроков в лапту
Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Костарев
Башкирский государственный педагогический университет, Уфа
Русская
лапта сегодня не просто народная игра с многовековой историей, а динамично
развивающийся вид спорта. Систематические занятия лаптой и участие в
соревнованиях по этому виду спорта всесторонне влияют на занимающихся
(совершенствуется функциональная деятельность организма), способствуют
воспитанию целого ряда положительных навыков и черт характера (сила воли,
взаимопомощь, коллективизм, сознательность, активность и др.).
Русская
лапта - это двусторонняя командная игра, которая проводится на прямоугольной
площадке, ограниченной боковыми и лицевыми линиями. Цель одной команды -
сделать как можно больше перебежек после совершенных ударов битой по мячу в
отведенное для игры время, где каждый игрок, выполнивший полную перебежку,
приносит своей команде очко. Цель другой команды - не дать соперникам сделать
перебежку осаливанием мячом и поймать больше "свечей".
Лапта
включает в себя ходьбу, бег, прыжки, удары по мячу, ловлю, метание и развивает
у игроков быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость.
Несмотря
на обилие научных данных в области соревновательной деятельности в
командно-игровых видах спорта, касающихся как объекта деятельности, содержания
и структуры игровых действий, так и субъекта (игрока и команды), фактически не
разработана модель соревновательной деятельности на функциональном динамическом
(поведенческом) и компонентно-целевом уровнях в спортивной игре "русская
лапта". А именно она является отправной точкой при подготовке к
соревнованиям в этом виде спорта.
Соревновательная
игровая деятельность в лапте выступает в двух функциях: первично - как
преобразующаяся деятельность субъекта, вторично - как процесс соперничества
двух команд, специфика которого отражена в спортивном мастерстве участников.
Специфическая
многофакторность объекта соревновательной деятельности в спортивных играх
налагает отпечаток на субъект деятельности. В структуре деятельности игрока
имеются специфические черты, определяемые взаимодействием субъектов и
противодействием соперника, а также обусловленные структурой и условиями
протекания соревновательной деятельности, что является ведущим фактором
становления мастерства спортсмена. Поэтому необходимо выявить основные
закономерности структуры соревновательной деятельности в зависимости от
возраста и мастерства и на этой основе разработать модели тренировочных
заданий, занятий, циклов подготовки к соревнованиям.
Выявление
внутренних закономерностей соревновательной деятельности в лапте, которые
обусловливают своеобразие становления мастерства спортсмена, - актуальная
проблема на современном этапе. При этом внутренняя взаимосвязь спортивной
тренировки на разных этапах спортивного мастерства, вероятно, в различной
степени отражает влияние специфики вида спорта. Исходя из этого следует выявить
границы действия каждого фактора спортивной тренировки, используя при этом не
только количественные и качественные параметры, специфику игровой
соревновательной деятельности на разных уровнях подготовленности, но и
специализации каждого игрока.
Результат
подготовки квалифицированных игроков в лапту в значительной степени зависит от
адекватного применения различных средств и методов воздействий в
учебно-тренировочном процессе, рациональной организации общекомандной
тренировки с учетом особенностей игровых специализаций спортсменов.
Специфика
соревновательной деятельности в спортивных играх отличается от таковой в других
видах спорта определенным разделением игровых функций спортсменов в процессе
решения целевых установок.
Действительно,
уже одно название игровых специализаций: нападение (первый бьющий, второй
бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий, шестой бьющий), защита
(центральный, подающий, левый дальний, правый дальний, левый ближний, правый
ближний) - говорит о том, какие основные функции возлагаются на спортсменов в
этих игровых амплуа в процессе командной игры.
В
современной лапте наиболее широкое распространение получила тактическая схема
расстановки игроков в защите - 1-2-1-2, в нападении - 2-2-2.
Ответственная
роль связующего игрока в защите при такой тактической схеме отводится
центральному защитнику: в сфере его деятельности (ловля мяча, передача,
задержание мяча, осаливание) - четыре основных направления. Правый дальний и
левый дальний насчитывают три основных направления. Этим в основном и объясняется
тот факт, что игроки указанных амплуа выполняют за игру наибольшее количество
технико-тактических действий (ТТД) с мячом.
В
нападении ответственную роль играет первый бьющий. При любой ситуации,
возникающей от начала атаки до ее завершения, сначала вступает в игру первый
бьющий. Вследствие этого у игрока номер один нападения наибольшее количество
ТТД.
Сравнительный
анализ структуры ТТД игроков в лапту (шесть нападающих и шесть защитников)
позволяет выявить особенности применения спортсменами различных игровых
специализаций технических приемов в игре.
Одним
из критериев двигательной деятельности игроков в лапту являются показатели,
характеризующие степень участия спортсменов в игре с мячом. В лапте владеют
мячом и осуществляют ТТД только игроки защиты. Нападающие касаются мяча лишь
дважды. В одном случае - при ударах битой по мячу, в другом - при осаливании
соперника.
Анализ
количественных данных свидетельствует, что степень участия в игре у всех
защитников неодинакова и варьируется в довольно широких пределах.
Большая
активность подающего в игре с мячом вполне закономерна - 23,8%. Во-первых, мяч
выводит из игры в основном подающий и, во-вторых, осаливание игроков, бегущих с
линии "кона" производит в основном также подающий.
Участие
в игре с мячом центрального защитника (21,7%) обуславливается частой сменой им
позиции и передвижением по направлению мяча при ударах сверху, ловле ближних
свеч, а также тем, что центральный защитник является связующим звеном между
передней и задней линиями защиты.
Игровая
активность дальних защитников обуславливается тем, что они вступают в игру в
основном при выполнении дальних боковых ударов (ловле мяча) и при осаливании
противника, бегущего с линии дома. Правый дальний вступает в игру чаще (18,5%)
левого дальнего (16,1%), вследствие того что перебежчики бегут по самому
короткому пути (т.е. в пятую зону - зону, которую страхует правый дальний).
Ближние
защитники вступают в игру в основном при ударах сверху, при ближних свечах и
при осаливании во 2-й и 3-й зонах.
Левый
ближний защитник вступает в игру чаще (10,3%) правого ближнего (9,6%)
вследствие того, что удары сверху чаще всего направляются во вторую зону,
которую защищает левый ближний. Это связано с необходимостью освобождения
третьей и пятой зон для перебежчиков.
При
овладении мячом защитник решает самые различные двигательные задачи: ловит или
задерживает мяч, выполняет передачу, осаливает соперника.
Для
всех нападающих независимо от амплуа характерно выполнение в наибольшем объеме
ударов по мячу и перебежек.
Перед
тем как вступить в игру, нападающий должен произвести удар битой по мячу и
только после этого совершать дальнейшие действия. Этим обуславливается большой
процент ударных действий.
Поскольку
сначала в игру вступает первый бьющий, он больше других и производит ударов -
28,7 ± 2,3, и далее по мере вступления в игру, в порядке очередности, идет
уменьшение количество ударов у бьющих. Последним в игру вступает шестой бьющий,
поэтому у него и наименьший показатель - 16,5 ±1,9.
После
удара по мячу нападающий может выполнить перебежку. Она делается в двух
направлениях: с "пригорода" до линии "кона" и с линии
"кона" до линии "дома", этим и объясняется большее
количество перебежек, чем ударов по мячу.
Наибольшее
количество перебежек имеет первый бьющий - 30,2 ± 3,2, в порядке очередности
количество перебежек уменьшается. Наименьший показатель имеет шестой бьющий -
12,3 ± 3,2.
Прыжки
нападающие применяют как прием, позволяющий избежать осаливания. Наибольший
показатель по количеству прыжков - у первого бьющего (6,5±1,2), наименьший - у
шестого. Количество прыжков у нападающих уменьшается по мере вступления бьющих
в игру.
Переосаливание
- прием, позволяющий нападающим после осаливания остаться играть в нападении.
По мере вступления бьющего игрока в игру увеличивается количество
переосаливаний: первый бьющий - 0,8±0,01, шестой бьющий - 1,2 ± 0,12. Этот факт
закономерен. После осаливания партнеров, совершающих перебежки, первыми на
переосаливание выходят нападающие, находящиеся на площадке очередности (за линией
дома). Защитники убегают за линию "дома" (в большинстве случаев), и
поэтому игроки, находящиеся в площадке очередности, имеют больше шансов на
переосаливание.
Таким
образом, в лапте понятие специализации отражает специальный уровень
технико-тактического мастерства спортсмена, выполнение им специфических ТТД с
оптимальной эффективностью при решении оборонительных или наступательных задач
в зависимости от возложенных на него функций.
Список литературы
1.
Бабушкин В.Г. Специализация в спортивных играх. - Киев: Здоровье, 1991. - 162
с.
2.
Бура О.Е., Горбунов В.В. Русская удалая лапта. - М.: ФиС, 1961. - 40 с.
3.
Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Костарев А.Ю. и др. Лапта: Учеб. пос. - Уфа:
изд-во БГПИ, 1999. - 111 с.
4.
Валиахметов Р.М. Лапта: Учеб. пос. - Уфа: изд-во БГПИ, 1997. - 98 с.
5.
Григорьев В.М. Играйте в лапту. - М.: ФиС, 1988. - 32 с.
6.
Костарев А.Ю. Индивидуализация тренировочного процесса в русской лапте. - Уфа:
изд-во БГПУ, 2001. - 104 с.
7.
Кулясов А.М. Структура соревновательной деятельности как основа интегрального
обучения технико-тактическим действиям юных волейболистов (учебно-тренировочные
группы): Канд дис. М., 1990. - 232 с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru