Новый методологический подход в подготовке специалистов-тренеров на выпускающих кафедрах РГУФКА
Новый методологический подход в
подготовке специалистов-тренеров на выпускающих кафедрах РГУФКА
Кандидат педагогических наук,
доцент В.Л. Дементьев
Достижения в теории и практике в
любой сфере человеческой деятельности, и в частности физической культуры и
спорта, в полной мере зависят от качества подготовки специалистов в высшей
школе. Уровень же выпускаемых специалистов далеко не всегда соответствует
требованиям современности. Проблема совершенствования подготовки специалистов в
высшей школе приобретает особую значимость в процессе формирования социально
ценностных ориентиров. В нашей
стране она становится еще более актуальной в связи с существующей
социально-экономической ситуацией с ее приоритетами и противоречиями. Именно
поэтому назрела острая необходимость реформирования высшего образования в целом
и физкультурного в частности. Это также связано с тем, что основная цель
образования заключается прежде всего в упреждающей подготовке специалиста,
рассчитанной на решение принципиально новых задач, для решения которых ему
потребуется наличие таких качеств, которые пока просматриваются лишь как
тенденции по отношению к желаемому будущему [11].
Проявление данной тенденции нашло свое
отражение в изменениях статуса ведущего вуза страны в сфере физической культуры
и спорта: Государственный центральный ордена Ленина институт физической
культуры в 1993 г. трансформировался в Российскую государственную академию
физической культуры, а в 2003 г. - в Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма.
Необходимость выведения высшего
физкультурного образования на новый, университетский, уровень выдвигает ряд
конкретных требований к выпускающим кафедрам вуза по совершенствованию
подготовки специалистов, а именно: 1) фундаментальность образования; 2)
разносторонность рассмотрения предмета с привлечением различных взаимосвязей,
взаимовлияний и процессов; 3) совершенствование учебно-познавательной
деятельности на основе дальнейшего освоения и внедрения в учебный процесс
активных методов обучения; 4) многопрофильность подготовки.
Для успешного выполнения вышеперечисленных
требований необходимы не отдельные улучшения в содержании образования или
совершенствование средств и методов обучения, а изменение методологии
профессиональной подготовки специалистов на выпускающих кафедрах специализации.
При этом под методологией понимается определенное мировоззрение, сформированное
на основе совокупности естественно -научных, философских,
социально-политических, моральных и прочих взглядов, влияющих на человеческую
деятельность [1]. Для методологии характерны следующие проблемы: соотношение
теоретического и эмпирического уровней знания; структура научного мышления;
типы научных абстракций; взаимоотношение отдельных дисциплин; специфика
исследовательских методов; идеализация объектов и их отношение к
действительности [2]. Принцип системности помогает исследовать объект с позиций
закономерностей, системного целого и взаимодействия его частей. Причем изучение
объекта одновременно с нескольких сторон позволяет получить более общие знания
[3].
Методологическая работа соединяет
конструирование и проектирование с исследованием. Причем суть методологической
работы состоит не столько в познании, сколько в создании методик и проектов,
она не только отражает, но и в большей мере создает, творит заново, в том числе
- через конструкцию и проект. Методология именно тем и отличается от методики,
что она до предела насыщена знаниями (в точном смысле этого слова) и включает
четко очерченное выделенное исследование [13].
Методология научного исследования
анализирует средства, приемы и методы познания, которые применяются для
получения конкретного знания [10]. При этом по своему строению методологические
исследования - это исследования особого типа, поскольку их объектами являются
не физические, химические и биологические явления, а научные предметы, т.е.
знания из тех или иных наук вместе с объектами этих знаний и вместе с
деятельностью порождения и использования знаний [13].
В данном случае особенность
методологического знания в отличие от естественно-научного заключается в том,
что оно должно состоять из двух знаний - знания о профессиональной деятельности
будущего специалиста и знания об объекте этой деятельности. Таким образом,
методологическое знание объединяет и заключает в себе много разных и
разнородных знаний. Но при этом оно одновременно должно быть единым и целостным
(в рамках профессиональной подготовки специалиста), несмотря на всю свою
внутреннюю сложность и разнородность. Поэтому в рассматриваемой
методологической работе мы должны иметь знания, объединяющие в себе как наши
представления о деятельности (например, тренерской деятельности), так и представления
об объекте деятельности (спортсмен и его спортивная деятельность). Причем
соединены они должны быть так, чтобы мы могли пользоваться этой связкой в своей
практической деятельности (подготовка специалиста-тренера в физкультурном
вузе). Именно в этом способе соединения разнородных знаний с помощью знаний о
деятельности и через эти знания и заложена специфика методологии научного
исследования в сфере высшего физкультурного образования [4].
Для профессиональной деятельности в области
физической культуры и спорта готовятся следующие основные типы специалистов:
тренер, судья, руководитель, исследователь, спортивный врач [8].
Специалист-тренер в данном перечне на первом месте стоит неслучайно, так как
именно тренер является главной фигурой в подготовке спортсменов. Поэтому
подготовка тренеров по видам спорта является основной задачей выпускающих
кафедр ИФК [9, 12].
Специфика обучения в ИФКе характеризуется
тем, что большая часть изучаемого материала по спортивно -педагогическим
дисциплинам приходится на различные двигательные действия. Это связано с тем,
что тренер в своей работе должен использовать огромное число физических
упражнений, приемов, защит, контрприемов и комбинаций, применяемых с различными
тактическими подготовками. При этом тренер должен не только знать, но и уметь
обучать наиболее рациональной технике и тактике вида спорта, а также должен
создавать все более сложные комбинации тактико-технических действий (ТТД),
которые его ученики могли бы использовать в соревновательной деятельности. Данное
положение наиболее характерно для ситуационных видов спорта, и особенно - для
спортивных единоборств.
Тактико-техническая подготовка спортсмена -
основной компонент деятельности специалиста-тренера в спортивных единоборствах,
так как параметры владения техникой и тактикой являются определяющими по
сравнению с другими видами подготовки спортсмена для достижения высокого
спортивного результата. Такая зависимость обусловливается остроконфликтным
характером соревновательной деятельности, успешность которой определяется
тактикой ведения единоборства и результативностью технического выполнения
приемов.
Исходя из этого можно заключить, что
определяющим компонентом деятельности специалиста -тренера в спортивных
единоборствах является его профессиональная тактико-техническая
подготовленность, обеспечивающая высокую эффективность тренерской деятельности
в осуществлении тактико-технической подготовки (ТТП) спортсменов.
Существующая методология профессиональной
ТТП студента базируется на формировании и становлении личного
тактико-технического опыта борьбы, который состоит из: 1) знаний, умений и
навыков, полученных от тренера; 2) передачи педагогического опыта
преподавателей вуза; 3) накопления и осмысления собственного опыта студента как
спортсмена; 4) педагогической и тренерской практики для закрепления и
формирования профессионально-педагогических умений и навыков. При этом
содержание образования и методика ТТП спортсменов осваиваются студентом через
формализацию личного спортивного опыта посредством классификации и терминологии
вида спорта, описания техники приемов, комбинаций и комплексов ТТД,
объяснительных моделей техники, тактики и взаимодействия спортсменов.
В существующей системе физкультурного
образования спортивная квалификация абитуриента должна быть как можно выше, что
далеко не всегда возможно реализовать на практике, а результат процесса
подготовки специалиста-тренера становится зависимым от личностей, участвующих в
этом процессе. Это связано с тем, что результат процесса профессиональной ТТП
определяется наличием таланта у тренера, преподавателей и студента и поэтому во
многом становится случайным, так как зависит от личностного фактора: если есть
талант - есть результат, нет таланта - нет результата.
Содержание ТТП тренера аналогично
подготовке спортсмена высокой квалификации и сводится в основном к изучению
техники, а не к изучению способов ведения единоборства. При этом тактический
аспект подготовки осуществляется за счет увеличения вариативности использования
приемов избранного вида спорта. Студент осваивает тактику эмпирически, методом
проб и ошибок, тактико-технический арсенал формируется стихийно, что
значительно сдерживает рост его спортивного мастерства и создает трудности в
совершенствовании и управлении профессиональной ТТП.
Методика ТТП, основанная на применении
объяснительно-иллюстративного метода, используемая при подготовке как
спортсмена, так и тренера, закрепляет существующие эмпирические традиции в
обучении и не стимулирует разработки нового содержания образования.
Переход от подготовки тренера-практика к
подготовке тренера-аналитика требует разработки нового методологического
подхода и теоретической концепции профессиональной ТТП специалиста-тренера в
вузе.
В теоретических основаниях предполагаемого
методологического подхода лежат: теория деятельности, системный подход,
структурно-функциональный анализ, теоретические основы общедидактических
методов обучения. Теоретической концепцией построения методики профессиональной
ТТП является взаимосвязь изучаемого содержания и методов обучения, которая
определяется подбором методов осваиваемой и учебной деятельности аналогичной
структуры к соответствующему содержанию ТТП специалистов -тренеров, при этом
основу формирования практических навыков составляет педагогическое
проектирование.
Имитационное моделирование конфликтного
поведения в соревновательном поединке позволяет эффективно осуществить замену
накопления соревновательного опыта. Последовательность усвоения техники
определяется увеличением вариативности при решении технических и тактических
задач, а последовательность освоения тактики - усложнением конфликтного
взаимодействия спортсменов в поединке.
Методика профессиональной ТТП является
эффективным способом органического включения теоретических знаний в конкретную
практику подготовки тренера, при этом она способствует формированию у студентов
исследовательского отношения к тренерско -преподавательской деятельности и
установок на профессиональное совершенствование [7].
Проделанная методологическая работа (на
примере специализации "Спортивная борьба") позволила выделить
теоретические основы профессиональной ТТП специалистов-тренеров:
- тактику конфликтного взаимодействия как
раздел общей теории конфликтной деятельности, которая базируется на усвоении
обобщенных моделей освоения техники, тактики и конфликтного взаимодействия;
- смысловые биомеханические модели техники
борьбы как раздел биомеханических основ спортивной техники, которые осваиваются
посредством ситуационного и имитационного моделирования от самых простых форм
борьбы до тактико-технического взаимодействия с противником;
- активные методы обучения как
конкретизация теории обучения, применение которых осуществляется по уровню
обобщения конфликтного взаимодействия от эмпирических форм обобщения в
объяснительно -иллюстративном методе к алгоритмическим моделям в методе
поэтапного формирования действий, затем к образным моделям в игровом методе и
структурно -функциональным моделям в проблемном обучении;
- соотнесение методов обучения и изучаемого
содержания, которое осуществляется в смысловых биомеханических моделях техники
и тактики борьбы, начиная от смысловых биомеханических моделей базовой техники,
далее к смысловым биомеханическим моделям вариативной техники, а затем к
комбинациям и тактико-техническим структурам.
На основе предлагаемого методологического
подхода построение профессиональной ТТП специалиста-тренера реализуется как
восхождение от эмпирически осваиваемого содержания к теоретическому содержанию
и соответствующим методам обучения. На каждом этапе обучения двигательный компонент,
присутствующий в виде физических упражнений, уменьшается, а интеллектуальный -
возрастает за счет увеличения процедур моделирования, имитации, конструирования
и педагогического проектирования. Теоретический уровень в профессиональной ТТП
характеризуется тем, что решение практических задач техники и тактики находится
не путем перебора или интуитивного поиска, а с помощью теоретического анализа
соревновательной деятельности, аналитических построений и решений практических
задач исходя из теоретических концепций и обобщенных моделей.
Необходимо подчеркнуть, что для
осуществления предлагаемой ТТП потребовалось решить следующие методологические
задачи: 1) выбор из накопленных практических и теоретических знаний изучаемого
предмета - необходимого содержания образования - исходя из требований
профессиональной подготовки; 2) выявление структуры и видов содержания исходя
из целей и задач обучения; 3) выделение видов осваиваемой профессиональной
деятельности и адекватный подбор методов обучения отдельным видам содержания
исходя из эффективности организации учебно-познавательной деятельности; 4)
уточнение и дополнение содержания образования исходя из требований методов
обучения к структуризации изучаемого содержания и разработанности необходимых
концептуальных обобщенных моделей (например, схемы материализации изучаемых
действий и ориентировочные основы действий в методе поэтапного формирования
действий).
Основываясь на приоритете деятельностного
подхода к профессиональной подготовке специалиста -тренера, можно сделать
вывод, что ведущее значение в определении содержания образования имеет изучение
смысловых биомеханических моделей спортивной техники и тактики конфликтного
взаимодействия.
Теория конфликтной деятельности позволила
определить тактику конфликтного взаимодействия борцов в спортивном поединке.
Конфликтное взаимодействие борцов в поединке реализуется посредством проведения
тактических и технических действий, аналитическое представление этого процесса
находит свое воплощение в ситуационной модели и конфликтной структуре поединка
[6].
В теории обучения сформулированы
необходимые требования по взаимосвязи содержания и методов обучения и их
зависимости от организации учебного процесса в высшей школе, которая
определяется будущей профессиональной деятельностью подготавливаемых
специалистов. При этом методы адекватно соотносятся с содержанием образования,
т.е. к конкретному содержанию подбирается оптимальный метод обучения.
Объемность и разноплановость содержания профессиональной ТТП студентов
определяется: во-первых, усложнением техники от базовой к вариативной и, далее,
к комбинациям и тактико-техническим структурам; во-вторых, усложнением тактики
от преодоления к использованию действий противника, а затем к его обыгрыванию и
тактическому взаимодействию. Так как основу выделенного и дополненного
содержания образования составляют концептуальные обобщенные модели,
эффективность их освоения требует применения активных методов обучения. Все
вышеперечисленные причины влияют на достижение эффективности формирования
профессионально-педагогических умений и навыков тренера при подборе методов
обучения к конкретному содержанию образования. Именно поэтому в предлагаемой
нами профессиональной ТТП было проведено соотнесение основных разделов
содержания ТТП с методами обучения на фоне усложнения конфликтного
взаимодействия спортсменов.
Методы обучения, соотнесенные с
содержанием, образовали иерархически упорядоченную последовательность их
использования, начиная от объяснительно-иллюстративного метода,
ориентированного в основном на внешние признаки усваиваемого содержания,
переходящую к методу поэтапного формирования действий, характеризующемуся
высокой структуризацией и последовательным формированием психических функций,
затем к игровому методу, основанному на конфликтном характере освоения
содержания, и заканчивающуюся проблемным методом, преломляющим содержание
образования через научно-исследовательские процедуры при изучении осваиваемого
материала.
Каждый из перечисленных методов позволяет
последовательно изучать содержание образования, соотнесенное с методами
обучения технике и тактике с помощью ситуационного моделирования конфликтного
взаимодействия в соревновательном поединке. Ситуационное моделирование
конфликтного взаимодействия каждый раз завершает собой освоение содержания
образования, и оно же является началом формирования навыков преподавания
техники и тактики борьбы через освоение педагогического проектирования и
разработку частных методик обучения. Педагогическое проектирование представляет
собой квинтэссенцию профессиональной ТТП. Оно строится на аккумулировании
теории и практики спортивной борьбы на основе использования модели формирования
вариативной техники в конфликтном взаимодействии спортсменов и позволяет
студентам творчески осваивать необходимые профессионально-педагогические умения
и навыки [5].
Список литературы
1. Аверьянов А.Н. Методология,
мировоззрение и факторы повышения эффективности научной деятельности //
Методологические проблемы современной науки. - М.: Политиздат, 1979, c. 237 - 251.
2. Волков В.Е. О методологических
проблемах химии // Методологические проблемы современной науки. - М.:
Политиздат, 1979, с. 147 - 153.
3. Гегель Г. Энциклопедия
философских наук // Сов. энцикл. 1974.
Т. 1, с. 100 - 101.
4. Дементьев В.Л. Методология
научного исследования в сфере высшего физкультурного образования // Актуальные
проблемы спортивной борьбы. - М.: СпортУниверПресс, 2003, с. 126 - 130.
5. Дементьев В.Л.
Профессиональная тактико-техническая подготовка специалиста-тренера по
спортивной борьбе. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 108 с.
6. Дементьев В.Л., Малков О.Б.
Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах // Теория и
практика физ. культуры. 1986, № 10, с. 37 - 39.
7. Дементьев В.Л. Теоретические
основы методики тактико-технической подготовки тренеров по борьбе // Теория и
практика физ. культуры. - 1999, № 2, с. 51 - 52.
8. Игуменов В.М., Блеер А.Н.,
Свищев И.Д. Особенности профессиональной деятельности специалистов в сфере
спортивной борьбы // Актуальные проблемы спортивных единоборств. - М.: ФОН,
2000, с. 6 - 13.
9. Корх А.Я. Тренер: деятельность
и личность. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 120 с.
10. Рузавин Г.И. Методы научного
исследования. - М.: Мысль, 1975. - 237 с.
11. Свищев И.Д. Основные
направления совершенствования профессиональной подготовки студентов ИФК,
специализирующихся по видам борьбы и восточных единоборств // Теория и практика
физ. культуры. 1999, № 2, с. 11 - 15.
12. Туманян Г.С. Спортивная
борьба: теория, методика, организация тренировки: Учеб. пос.: Кн. 1.: Пропедевтика.
- М.: Сов. спорт, 1997. - 285 с.
13. Щедровицкий Г.П. Принципы и
общая схема методологической организации системно-структурных исследований и
разработок // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. М.,
1981, с. 193 - 227.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/