Мировоззренческие аспекты преподавания биомеханики в физкультурных вузах
Мировоззренческие аспекты
преподавания биомеханики в физкультурных вузах
Профессор Д.Д. Донской,
Российская государственная академия физической культуры
Среди наук о человеке, которые
входят в учебные планы физкультурных вузов, одно из основных мест занимает курс
биомеханики. Коль скоро
физкультурные вузы по направленности относятся к педагогическим, естественно,
что объектом воздействия специалистов с физкультурным образованием служит
Человек. Активная жизнедеятельность человека проявляется преимущественно в его
физических и умственных действиях. Профиль физкультурных вузов требует
глубокого изучения его специально организованной деятельности - физических упражнений.
Посредством применения именно физических упражнений достигается гармоничное
физическое и умственное образование, за что ратовал еще П.Ф. Лесгафт.
"Классическая" биомеханика в
самом общем плане определяется как область изучения механических проявлений в
живых объектах. Однако, по сути дела, ее границы со временем чрезвычайно
расширились. Исторически отечественная биомеханика формировалась в трех
направлениях: медицинском, инженерном и педагогическом. Если первые два
направления во многом и пересекаются, имея при этом свою четко выраженную
специфику, то объект третьего направления сначала именовали просто как трудовые
и спортивные движения. Изучались во многом именно сами движения, их внешняя
форма и приложение сил, а не целостная двигательная деятельность человека. И
трудовые, и спортивные движения изучаются с целью овладения ими, обучения им
как специально организованным действиям. С усилением гуманистической
направленности всех сторон человеческого общества и развитием самих знаний о
человеке в области биомеханики все более росло понимание необходимости более
четкого выделения и определения как раз последнего направления.
Наверное, имеет смысл четко отличать общую
биомеханику как науку от учебного курса педагогической биомеханики, который
ориентирован на педагогическую проблематику, а именно - как обучать
двигательным действиям. Не случайно в Российском обществе биомехаников
вынашивается вопрос о разработке отдельных программ по биомеханике для
медицинских, технических и педагогических вузов. В медицинских и технических
вузах учебные курсы биомеханики пока вводились как бы самодеятельно, по частной
инициативе самих вузов. Практика биомеханики этих направлений обладает хорошей
аппаратной оснащенностью и наработанными обширным опытом. Там проще найти общие
содержательные основы. Иначе обстоит дело в физкультурных вузах, хотя в их
учебные планы курс биомеханики введен как обязательный еще в 1958 году.
Длительное преобладание спортивной направленности над подлинно массовой
физической культурой с ее проблемами в значительной мере способствовало
развитию преимущественно технократического подхода. На первый план выдвигалась
техноцентрическая проблематика ("техника решает все") и далее -
технологоцентрическая (примат технологии обучения и совершенствования в спорте).
В физкультурных вузах постепенно
формировались кадры преподавателей биомеханики. Несмотря на прохождение
обучения на факультетах усовершенствования, преподаватели биомеханики, особенно
в последнее время, довольно далеки от единого подхода, чему вообще способствует
отсутствие вузовской подготовки по специальности "биомеханика". На
преподавание биомеханики идут спортивные педагоги, биологи, врачи, инженеры,
математики, физики, очень редко - психологи. В результате в каждом вузе
содержание биомеханики фактически складывается на основе личностных
предпочтений, далеко не всегда одинаковых даже на одной кафедре. От этого в
наибольшей степени страдают те курсы, в которых преобладает
физико-математическая, инженерная направленность и почти не осуществляется гуманизация
этого, по сути, гуманистического предмета, способствующего формированию
личности будущего специалиста-педаго га. Под влиянием курса биомеханики у
студентов складывается собственное научное мировоззрение, которое потом будет
отчетливо проявляться в их личной педагогической работе, в какой бы области
физкультурно-спортивной деятельности они ни трудились. Стало быть, это в
какой-то степени может сказаться и на тех, с кем они работают.
Студенты физкультурных вузов, естественно,
изучают физические упражнения как основное специфическое средство во всех
областях физической культуры. Растут запросы в части понимания сложности и
сопряженности физической и психической сфер, влияния духовного мировоззрения.
Понимание физического упражнения как только физического акта принижает
главенствующую роль сознания, духовной сферы в гармоничном воспитании личности.
В этом отношении психологическая физиология Н.А. Бернштейна обращает нас к
духовной сфере, к которой относится разработанное им учение о решении
двигательных задач в представлении, в духовном мире человека. И как раз по
этому самому важному вопросу студенты нередко не получают достаточно глубоких
знаний. Даже в основном учебнике по спортивной физиологии имя Н.А. Бернштейна
упоминается мимоходом, буквально один раз; о действии человека остается
представление только как о цепочке условных рефлексов. Прошедший же год был
ознаменован целым рядом конференций, посвященных наследию Н.А. Бернштейна и его
дальнейшей разработке. Его учение высоко оценивается во всем мире. И
биомеханики, продолжая развитие идей психологической физиологии, не могут
оставаться в стороне от раскрытия целостности и психофизического единства
человека в его совершенствовании в физической культуре как части общей культуры
человечества. Курс биомеханики явно нуждается в совершенствовании в сторону его
гуманизации.
Характерно, что в РГАФКе, на факультете
комплексной физкультурно-спортивной деятельности, в одной из групп 2-го курса
из 27 студентов спортивную квалификацию от кмс до мсмк включительно имеют 17
человек, остальные - разрядники.
Это свидетельствует о том, что в сферу
физической культуры в самом широком ее понимании устремляются даже спортсмены
самой высокой квалификации . Для таких студентов вполне по силам, и главное
особенно необходима, гуманизация биомехани ки. Назовем прежде всего учение Н.А.
Бернштейна о построении движений, идеи о системном строении двигательного
действия и его психической части двигательной задачи. Девизом понимания
физического упражнения должно стать "любое действие не повторяется, а
строится". Действие ведь никогда не повторяется абсолютно полностью, а
всегда строится заново на основе всего приобретенного. Видно, как это положение
осуществляется особенно ярко, когда изменяется отношение педагог - ученик не
как субъект - объект обучения, а как взаимодействие двух индивидуальностных
деятельностей, совместное творческое содружество двух личностей.
В педагогическом направлении биомеханики
осуществляется антропоцентрическая биомеханика решания двигательных задач (В.Б.
Коренберг, С.В. Дмитриев, Д.Д. Донской). Крупные шаги сделаны психологом В.П.
Зинченко и его школой в экспериментальной психологии исполнительного действия;
на микроуровне решаются задачи, раскрывающие то, что двигательный акт является
психическим процессом. Развивая теорию необратимых процессов, Г.И. Попов в
своей докторской диссертации вводит проблему синергетики, самоорганизации
сложных систем на микроуровне строения и управления двигательным актом.
Сквозной идеей дальнейшего развития биомеханики становится то, что действие не
складывается, не составляется из готовых частей, а дифференцируется,
структурируется в процессе повторных попыток. Внешнее исполнение действия не
может исчерпать существенных особенностей действия без рассмотрения его
внутренней моторики. Проясняется вопрос о соотношении программирования и
коррекции по кольцевой связи. Выяснилось, что без последней запланированное
действие может длиться не более 250-300 мс; то есть одна лишь программа без
контроля и коррекции неработоспособна. Образ действия в сознании человека как
отражение действительности играет роль регулятора двигательного акта. Без
предвидения и контроля невозможны ни постановка цели, ни ее достижение.
От микромеханики звеньев двигательного
аппарата обширные исследовния сдвинули сферу биомеханики вверх, к высшим
психическим функциям, и вниз, к микроколебательным волновым процессам, имеющим
не только энергетическое измерение, но и содержательную управленческую функцию.
Ознакомление студентов в курсе биомехани ки
с перечисленными хотя бы направлениями изучения физических упражнений как
двигательных действий существенно обогатит их научное мировоззрение, понимание
подлинной сложности и организованности главных средств психофизического
воспитания - физических упражнений. Современный студент вполне в состоянии
ознакомиться с книгами, научными статьями, диссертациями, если дать ему
необходимый импульс в этом направлении, а не зацикливаться на своей какой-либо
узкой инженерно -математической позиции. Надо дать простор студенческому
мышлению и творчеству, конечно не в ущерб овладению конкретными методиками и
прагматическими умениями. Наоборот, опираясь на них как на фундаментальную базу
творчества, растить уже не только просто специалиста, а профессионала,
формирующего индивидуальность своих учеников. Студент должен "уметь читать
движения, чтобы строить действия".
В мировоззренческом плане целесообразно
провести студентов от элементарной механики живого к биологическому управлению
живого движения и далее - к ведущей роли психологической двигательной задачи и
ее решанию в творческом процессе строения двигательного действия. Человек не
просто исполнитель внешне заданного упражнения, он творчески совершает каждое
физическое упражнение как действие, выполняя решение своей собственной
двигательной задачи. В этой нехитрой логической формулировке заключена суть
современно го понимания осуществления активной деятельнос ти. Понимание
необходимости применения приводимых здесь глаголов и означает проникновение в
сущность мировоззрения преподавателя биомеханики, что и требуется на
современном этапе гуманизации образования. Трудно рассчитывать на то, что
биомеханики физкультурных вузов хотя бы ознакомятся с высказанными положениями,
но тем не менее их актуальность при обсуждении физкультурно го образования не позволяет
обойти их молчанием.
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/