Эволюция научной специальности "теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике
Эволюция научной специальности "теория и методика
физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике
Кандидат педагогических наук, доцент,, главный
специалист ВАК России Н.И. Загузов
Развитие
основных научных направлений тесно связано с совершенствованием научных
специальностей, по которым осуществляется подготовка кандидатских и докторских
диссертаций.
Редко
кто из исследователей задумывается о характере и эволюции тех или иных научных
специальностей в различных отраслях научного знания. Однако история их развития
своими корнями уходит в далекие 30-е годы, когда в СССР по решению Совета
Народных Комиссаров впервые было принято постановление "Об ученых степенях
и ученых званиях", на основании которого в СССР вводились две основные
ученые степени: кандидат и доктор наук по определенным отраслям научного
знания, и можно считать, что оно послужило основой для создания своеобразной и
оригинальной государственной системы аттестации научных и научно-педагогических
кадров в СССР, включающей в себя Высшую аттестационную комиссию при Всесоюзном
комитете по высшей технической школе и ученые советы по присуждению ученой степени
кандидата и доктора наук (впоследствии специализированные советы, а с 1995 года
- диссертационные советы).
Однако
важным в этот период был и другой шаг научной общественности - это создание
своеобразного перечня отраслей наук и научных специальностей, по которым
разрешалось готовить диссертации и проводить их защиты, не по кафедрам, как это
было до 1917 года (см.: А.Е. Иванов. Ученые степени в русской империи XVIII в.
- 1917 г. М., 1994).
Так,
было решено, что:
I.
"Высшая аттестационная комиссия присуждает ученые степени по:
1.
Физико-математическим наукам.
2.
Геолого-минералогическим наукам.
3.
Биологическим наукам.
4.
Химическим наукам.
5.
Сельскохозяйственным наукам.
6.
Ветеринарным наукам.
II.
Квалификационные комиссии Наркоматов союзных республик присуждают ученые
степени по:
1.
Физико-математическим наукам.
2.
Геолого-минералогическим наукам.
3.
Биологическим наукам.
4.
Химическим наукам.
5.
Историческим наукам.
6.
Педагогическим наукам.
7.
Литературе и искусствоведению.
8.
Языкознанию".
(См.
Бюллетень комитета по высшему техническому образованию. 1934, № 10, с. 3-4).
Данное
постановление СНК не предусматривало деления отраслей наук на отдельные, более
мелкие специальности. Однако его можно считать основой номенклатуры
специальностей научных работников, которая создается впоследствии.
Учитывая,
что проблемы теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и
в целом физической культуры в основном разрабатывались в области педагогической
и психологической науки, мы остановимся на развитии только этих специальностей.
Хотя совершенно неправильным было бы говорить о том, что проблемами физической
культуры и спорта не занимались физиология, биология, техника и медицина,
однако это может стать предметом научных осмыслений других ученых.
Эволюция
научных специальностей по педагогике начинается также с 1934 года, когда
выделяется три специализации: Педагогика, Педология, Психология с присуждением
ученой степени кандидата и доктора педагогических наук.
В
этот период предполагалось, что диссертации по проблемам физического воспитания
и спорта будут готовиться в рамках указанных специализаций.
Следует
отметить, что содержание каждой научной специализации концентрировало в себе
большой объем теоретических и прикладных знаний, которыми должен был обладать
исследователь, а подготовка кандидата наук включала в себя теоретические
разделы, которые отражались в программах кандидатских экзаменов, и требовалась
подготовка квалификационной работы - кандидатской диссертации. Соискатели
ученой степени доктора наук освобождались от сдачи каких-либо экзаменов, от них
требовалась только диссертация на соискание ученой степени доктора наук.
Поиск
оптимального определения научных дисциплин (специальностей) постоянно
продолжался. Так, в 1937 году был установлен новый перечень дисциплин по
педагогическим наукам, по которым могли защищаться диссертации. Были
установлены следующие дисциплины: "Дошкольная педагогика, логопедия,
история педагогики, педагогика с частными методиками, психология,
олиго-френо-педагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика" (См. Бюллетень
комитета по ВТО, 1937, № 11, с. 3-18).
Однако
самостоятельной специальности, предусматривающей исследование проблем теории и
методики физического воспитания и спортивной тренировки, в этот период еще не
было.
Таким
образом, перечень дисциплин по педагогическим наукам предоставил возможность
соискателям ученых степеней проводить научные исследования по более узким
направлениям, что способствовало повышению уровня квалификации научных и
научно-педагогических кадров.
Следует
отметить, что до 1957 года приоритетным правом подготовки предложений по
совершенствованию перечня научных дисциплин обладала Высшая аттестационная
комиссия, в ее функции входило и их утверждение, а с 1957 года это право было
передано Министерству образования, при котором функционировала Высшая
аттестационная комиссия.
Министерство
образования 19 декабря 1957 года утвердило "Номенклатуру специальностей
аспирантской подготовки и перечень предметов кандидатского экзамена". В
это время в научный оборот впервые вводится понятие "Номенклатура научных
специальностей" и выделяются специальности, непосредственно связанные с
проблемами теории и методики физической культуры и спортивной тренировки:
Название специальности
Похожие работы на - Эволюция научной специальности "теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки" в педагогике
|