Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,65 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование

Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование

Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации И.Б. Казиков, Олимпийский комитет России, Москва

Под этапом непосредственной подготовки к главному соревнованию года понимают этап годичного или полугодичного макроцикла, заключенного по времени между окончанием главных отборочных соревнований (во многих видах это чемпионат страны) и первым стартом на Олимпиаде, чемпионате мира или Европы [2, 3, 4].

В процессе отбора в олимпийскую команду включаются самые сильные и подготовленные в конкретном виде спорта спортсмены, тренеры и руководители команд всегда рассчитывают на их успешное выступление на Играх, достижение результатов, показанных ранее и гарантирующих завоевание медалей или определенных призовых мест в ходе соревнований.

Однако всем спортсменам олимпийской команды сделать этого не удается: одни выбывают на уровне предварительных стартов, другие не попадают в финалы и занимают места, не соответствующие прогнозируемым для них, основанные на уровне их подготовленности и достигнутых прежде результатах.

В большинстве видов спорта этот этап рассматривается как заключительный в структуре соревновательного периода. Этап непосредственной подготовки (ЭНП) представлен, как правило, комбинацией базового, специальноподготовительного, предсоревновательного и соревновательного этапов и используется в макроцикле чаще всего только один раз [4]. Он не является аналогом предсоревновательного этапа (подготовительного периода), на котором осуществляется переход от объемных тренировочных нагрузок к высокоинтенсивным специфическим соревновательным упражнениям, а имеет свою четко выраженную структуру и конкретные задачи:

· восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;

· дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;

· создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

· полное или частичное моделирование соревновательной деятельности с целью подготовки к ней и контроля за уровнем подготовленности

· адаптацию к новым климатогеографическим и социально-психологическим условиям места проведения Игр Олимпиады;

· подведение к старту в оптимальном, текущем и оперативном состоянии.

Для выяснения причин случающихся на Олимпиадах срывов была проведена экспертиза 17 специалистам, главным и старшим тренерам сборных команд России были заданы следующие вопросы, касающиеся этого явления, которые они должны были проранжировать по степени значимости.

1. Неудовлетворительное общее оперативное состояние спортсмена в день старта.

2. Неудовлетворительное психическое состояние спортсмена.

3. Снижение уровня физической подготовленности.

4. Снижение уровня технической подготовленности.

5. Неправильно выбранная тактика соревновательной деятельности.

6. Общее снижение спортивной формы к началу Игр.

7. Другие причины (недостаточно хорошая разминка, общее утомление от предварительных стартов и т.д.).

В результате обработки полученных ответов главной причиной, влияющей на срывы в соревнованиях Олимпиад, выявился фактор неудовлетворительного психического состояния. На второе место вышел фактор неудовлетворительного общего оперативного состояния спортсмена в день старта,на третье - фактор неправильно выбранной тактики соревновательной деятельности, на четвертое - общее снижение спортивной формы к началу Игр. На пятом месте -фактор снижения уровня технической подготовленности и на шестом - снижения физической подготовленности.

Однако коэффициент конкордации был недостоверным (р > 0,05).

Так как в Играх Олимпиад разыгрывается первенство в нескольких группах родственных видов спорта, была проведена отдельная обработка ответов экспертов -специалистов в 7 циклических видах спорта (плавание, велошоссе, велотрек, легкая атлетика, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, триатлон) и в пяти видах единоборств (фехтование, дзюдо - мужчины, дзюдо - женщины, бокс, таэквондо).

По результатам экспертизы в циклических видах спорта на первое место вышел фактор - неудовлетворительного общего оперативного состояния в день старта, на второе - неудовлетворительного психического состояния и на третье - общего снижения спортивной формы к началу Игр.

Коэффициент конкордации W = 0,331, Xu-квадрат = 13,92 говорят о недостоверности коэффициента W (достоверность вероятна при х2 = 14,07, р < 0,05).

В единоборствах на первое место вышел фактор неудовлетворительного психического состояния, на второе - неудовлетворительного общего оперативного состояния, третье и четвертое места разделили факторы - неправильно выбранной тактики соревновательной деятельности и общего снижения спортивной формы к началу Игр.

Коэффициент конкордации W = 0,415, Xu-квадрат = 12,44 указывают на достоверность W, т.е. согласованность экспертов при р< 0,05.

Если оценивать ответы экспертов по циклическим видам спорта на основе более слабого критерия - "предпочтения", то можно говорить о том, что результаты общего анализа причин неудовлетворительного выступления спортсменов в большинстве команд на Играх Олимпиад и в родственных группах единоборств и циклических видах практически подтверждают друг друга.

Это указывает на то, что основные причины срывов связаны с неудовлетворительным психическим состоянием или общим оперативным состоянием в день старта и неверно выбранной тактикой и в отдельных случаях со снижением состояния "спортивной формы".

Полученные материалы подтверждают описанные в спортивной литературе закономерности структуры спортивной формы и ее динамики [1, 2, 6]. Спортивная форма является многофакторным состоянием со сложной иерархической структурой, имеющей специфический характер и зависящей от особенностей соревновательной деятельности. Ее можно достичь только при устойчивом состоянии работоспособности, т.е. высокой физической подготовленности. Спортивная форма отражает процесс биосоциальной адаптации. Для первого ее уровня - физической и технической подготовленности - характерны устойчивые показатели, что является базой подготовленности. Для второго уровня характерны реакции, которые формируют более оперативные компоненты - психическую и тактическую подготовленность спортсмена.

Часто в спортивной практике не уделяют должного внимания понятию "общее оперативное состояние" в дни соревнований (наиболее значительно влияющему на пик спортивной формы), которое зависит от многих внешних и внутренних факторов: социальной значимости состязаний, экономических стимулов, самочувствия, акклиматизации, правильной подводки в предыдущие дни, погоды, питания, комфортности размещения, дороги к старту, поведения судей, зрителей, качества инвентаря и оборудования и т.д. Каждое из этих составляющих понятия "общее оперативное состояние" как по отдельности, так и в сумме может влиять на выступление спортсмена, обеспечивая достижение запланированных результатов и личных рекордов, а при негативном влиянии отдельных факторов на спортсмена может привести к срыву, что еще не говорит о потере спортивной формы. Управление подготовкой спортсмена, целевое моделирование состояний подготовленности, условий проведения соревнований и структуры самого этапа непосредственной подготовки к главному старту - сложная задача, в решении которой участвуют тренеры и спортсмены, врачи, психологи и другие специалисты.

Важнейшее значение в эффективном проведении ЭНП, а затем в успешном выступлении на Олимпиаде имеют сроки окончания отбора спортсменов в олимпийскую команду. Для уточнения сроков ЭНП в процессе экспертизы главным тренерам сборных команд были заданы 2 вопроса: а) за сколько недель до Олимпиады заканчивается отбор в олимпийскую команду?; б) как Вы проводите отбор в олимпийскую команду:

· по результатам чемпионата России;

· по результатам главных отборочных соревнований;

· по сумме условных баллов, набранных в основных соревнованиях сезона;

· по решению тренерского совета, но с учетом спортивных результатов?

Итоги экспертизы приведены в таблице.

Анализ ответов экспертов показывает, что в сборных командах России используются различные модели построения этапа непосредственной подготовки к главному старту: достаточно длинные - более 12 недель, средней продолжительности - 5 - 8 недель и короткие - 3 - 4 недели.

Анализ таблицы показывает, что построение этапа непосредственной подготовки большой продолжительности, соответствующей структуре макроцикла, отмечено у 3 команд. Структура ЭНП средней продолжительности, состоящего чаще всего из двух мезоциклов, выявлена у 8 команд.

Непродолжительные ЭНП, состоящие из одного мезоцикла, используются 6 командами. В целом подход к определению продолжительности и структуры ЭНП, используемый в ходе экспертизы, по показателям "окончание отбора - начало Игр" связан с тем, что в спортивной практике пока не пришли к единой терминологии этапов годичного цикла и нами был выбран обоснованный в спортивной литературе подход, что обеспечило единство интерпретации ЭНП.

Сроки и условия окончательного отбора в олимпийскую команду

Вид спорта

Похожие работы на - Этап непосредственной подготовки к играм олимпиад и его моделирование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!